Алексей Герман. Мой друг Иван Лапшин

Юрий Сенин 2
      Как же я люблю «Мой друг Иван Лапшин»! Совдепию не люблю, особенно со скрипучими ремнями, но фильм сделан так бесподобно, что я пересматриваю его, словно завороженный. Вот вчера включил наш богом обиженный телек и пересмотрел почти с самого начала. Один из лучших советских фильмов, а российских и вовсе раз-два, и обчелся. А все это благодаря Алексею Герману и прекрасным артистам, которых он подобрал. Сюжетов в фильме два: детективный, расследование и операция по задержке банды, и любовная интрига, но все это построено так, что они уживаются, а главное, о чем получился фильм, это об эпохе 30-х, вот о чем этот фильм.
     Приезжает Миронов (Ханин) в город Унчанск и селится в той же коммуналке у старухи Патрикеевны, где живет начальник местного Угро Иван Лапшин со своей командой, Окошкиным и Занадворовым. Рассказ от лица мальчика, которому лет десять, и его отец Занадворов. Ханин знал до этого Лапшина, но у него личная драма: 6 дней назад умерла его жена от дифтерита. Он на взводе, отсюда его пугающие окружающих фразы: «Шесть дней назад у меня умерла жена, приказала долго жить». Успокаивали его неумело: «Ну, умер человек, что ж теперь поделаешь?» Он действительно пытался застрелиться из пистолета Лапшина, но духа не хватило. Лапшин обещал взять с собой Ханина ловить жуликов. С актрисой Адашевой Лапшина знакомят в начале фильма, но как только Лапшин проявляет свои симпатии, она говорит ему, что тайно любит Ханина.
Но как они говорят! Каждая фраза – печать эпохи:
- Аревуар-самовар,
- Вот жлоб!
- Ты меня, баба, покорми
- Я не гражданочка, я твоя жена Маруся
- Женщина должна иметь гордость
Не знаю, по мне, что ни фраза, то перл.
Линия Жаркова очень смешная, он страстно хотел жениться, но, в конце концов, вернулся в коммуналку. Он садится играть в шахматы с Занадворовым (Филиппенко). Разыгрывают они Скандинавскую партию.
     Дальше по сюжету засветился Соловьев (Юрий Помогаев), главарь банды, все едут на задержание, и берут Ханина. Банда Соловьева совершает бессмысленные и жестокие убийства. Лапшин назвал его душегубом. Сцена облавы в бараке – это что-то невероятное. Во время облавы именно Ханин увидел смывающегося Соловьева. Задерживал он его неумело: «Товарищ, остановитесь, товарищ! Я кому говорю? Иначе я вас арестую», а тот ему: «За что, дяденька? Ну, за что?» Соловьев ранит ножом Ханина в живот. Дальше Лапшин отвозит Ханина в больницу, милиция окружает Соловьева, и хотя тот хочет сдаться, Лапшин его застрелил. Это, несомненно, центральная сцена. Были слухи, что Герман снимал настоящего зэка, но это ерунда, Юрий Помогаев – сотрудник Ленфильма. Выдающаяся сцена.
Только представьте: Андрей Болтнев (Иван Лапшин, начальник уголовного розыска),
Андрей Миронов (Ханин, писатель),
Нина Русланова (Наташа Адашова, актриса),
Алексей Жарков (Вася Окошкин),
Александр Филиппенко (Занадворов, отец мальчика-рассказчика),
Юрий Помогаев (Соловьев, главарь банды).
    Как здорово, что Герман пригласил малоизвестного Андрея Болтнева, и, конечно, Андрей Миронов, на мой взгляд, это его лучшая роль!
    Есть еще один главный персонаж в фильме, это Астрахань. Здесьснимались основные сцены фильма. Какие замечательные интерьеры! Я дважды был в Астрахани, причем один раз зимой, но ничего я этого не видел и не почувствовал, может быть из-за занятости. Но знаете, мне кажется, город снят с любовью.
    В конце фильма, когда Ханин уезжает, и из дома выносят вещи, звучат три мелодии марш (в исполнении оркестра), "Джаз-болельщик" Утесова и Дунаевский, песня «Еврейская комсомольская» из к/ф «Искатели счастья» (1937). Блестяще!
    О фильме были разные мнения, не очень он понравился начальству и критикам, я помню, было и такое мнение «Не фильм, а Броуновское движение».
Первый раз я посмотрел фильм в кинотеатре Новороссийск в 1984 году, народу в кассы было – жуть. Это был какой-то пробный показ, т.е. не во всех кинотеатрах, а в одном, причем в малом зале. Сейчас уже никакого кинотеатра нет, а есть Центральный дом предпринимателя.
    Я понимаю, может быть у меня не беспристрастное мнение, просто из всех гигантов нашего кинематографа лично я общался только с Германом. Это было в Питере, на день города в 1997 году. Была вечеринка, ну вот и поговорили. Жизнью он был недоволен, чувствовалось, что корыто быта его достало. Собирался переехать в Москву. О фильмах и творческих планах не говорили вовсе, чисто житейский разговор, типа, где лучше в Москве или в Питере, шуточки-прибауточки насчет москвичей и ленинградцев. Сейчас я каждую минуту нашего общения ценю на вес золота.
Фото: Съемка «Мой друг Иван Лапшин», фото  с Алексеем Германом.