Вот когда приходит Весна

Софья Воробьева
Как правило, к вечеру, вдруг кто-то крикнет:"Лёд пошел!". Это был своего рода сигнал к тому, что взрослые и дети шли смотреть на это удивительное зрелище. Это событие для нас было радостным еще и потому, что как сойдет лед, нам уже разрешали одевать весенние вещи.

Чаще всего мы ходили смотреть, как идёт лёд, на мост через реку Проня, которая разделяет город на две части. Этот старинный мост был построен в конце 19 века по проекту архитектора Антона Бантле и знаменит тем, что он цельнометаллический и не сварен, а склёпан. В истории города написано, что таких мостов в России меньше десятка. И по сей день этот мост служит людям. А новый, современный мост, построен из бетона - желаю ему такого же долголетия!

Так вот, мы располагаемся у перил. Лучше всего считалось место, где были мостовые быки. Вечера в это весенее время, всегда отличались особенной теменью. Небо черное-черное, а звезды крупные, яркие. Льдинки вначале идут мелкие, быстрые, плывут, как наперегонки. Потом покрупнее. Всё крупнее и крупнее. Но интереснее всего наблюдать, когда идет "Гремяченский" лёд. Льдины тогда идут большие, толстые и тёмные. Сама я не видела, но говорили, что такие льдины часто сбивали избы в деревнях, и их уносило половодьем.

По городу разносится шуршащий шум от льдин. Когда стоим на мосту, приходится громко говорить, даже иногда кричим, т.к. не слышно рядом стоящего человека. На мосту горели всего два фонаря - с одной стороны реки и с другой. А в середине моста было совсем темно. Кто-то приносил бумагу, зажигали её и бросали на льдины. Пока горит бумага, видно, как льдины вздыбливаются, изворачиваются, наседают, топят друг-друга. А вот и большая льдина! Плывёт грозно, отпихивая от себя небольшие льдины, ей всё нипочем, прёт напролом и налетает на мостовой бык. Разбится сразу никак не может. Слишком толста, крутится, как живая. Отступает, а потом - ещё натиск, и... разбивается на несколько частей. Треск стоит ужасный! А некоторые такие громадины проходят в середине моста целёхонькие, готовые крушить всё, что им встретится на пути, и плывут дальше.

Иногда мы ходили на бугор, на Нагорную улицу. С горы город было видно, как на ладони. Река уже не извивалась по городу и близлежащим деревням голубой лентой, а вдали представляла из себя сплошное огромное озеро. Были залиты поля, луга, деревни. Сиротливо стояли поодиночке избы, окруженные водой. Вдалеке лаяли, надрываясь, собаки, мычали коровы.

На горизонте это озеро сливалось с небом. Было красиво, но немножко страшно. Красочные и необыкновенные картины запечатлелись в детской памяти, помнятся до сих пор.