Роман

Рустам Хамидов
Жил-был Роман.Родился 6 апреля 1973 года в индустриальном городке.В школе он часто дрался.Хотя и не умел.Но что значит уметь?Уметь драться можно научиться.В какой-то рукопашной секции.И то,навряд ли.Это чисто индивидуально.А в школе дрались не по умению,а просто по природной силе.Кто кого.Так считал Роман.Его частенько задирали.Это было его проблемой.Задирали же конечно больше те,кто был его сильнее.А он относился к этому с большим обостренным чувством.Другой бы проходил мимо,но не он.Он воспринимал все оскорбления и унижения в свой адрес очень болезненно,как удар по собственной личности.В детстве многими подобные оскорбления воспринимаются совсем не так,как в зрелом возрасте.Это что-то другое.Это возвышение сильного физически над слабым.И слабый уже начинает верить,что он не просто слабее физически,а вообще пустое место среди остальных сверстников.Но главная проблема была не в его физической силе или слабости.Другие слабые и сильные как-то решали проблему придирок и унижений со стороны одноклассников.И необязательно,что и сильные все решали это исключительно драками.Не все любят драться.Не все агрессивны.Но Роман не осознавал еще этого,он многого еще не понимал в этой жизни.Он просто жил по своим личным ощущениям себя в этом мире.Он еще открывал этот мир и открывал себя в детском социуме в очень неприглядной для себя картине.Он отчетливо видел вокруг себя,что ни одного такого же недостаточно сильного и уверенного в себе пацана,как он,не задирали. Ему так и хотелось порой бросить в глаза кому-то сильному и наглому: "А почему ты его не задираешь??Чем он лучше меня?"Роман много думал о себе.И в один момент он сделал вывод,что он незначителен.Незначительным в нем было все.Незначительными и глупыми выглядели все его слова.Его шутки,остроты,хотя ему казалось,что он говорил,как и все.Ничем не хуже.Ничем не глупее.Он не мог никого развеселить,заинтересовать,найти хоть какой-то положительный отклик.В ответ всегда только молчали или оскорбляли.А поговорить то он любил!Роман хотел быть тихим и не заметным.Ему нравились тихони.Он видел в них какую-то недосягаемую для себя силу.Сколько было дней,в которые он хотел с утра до конца дня быть тихоней!Но все подобные попытки всегда оканчивались полным провалом.Всего через час после прохождения порога школы,а то и всего лишь через каких-то пятнадцать минут.Он ловил себя на этом,старался вновь себя сдерживать,но затем вскоре все начиналось по новой.В своем дворе не было таких ребят,которые бы относились к нему пренебрежительно.Но был все таки один...Впоследствии Роман с этим одним очень сдружился.Они учились в одном классе,жили в одном доме.Но тогда он был очень задиристым и драчливым мальчуганом.Все свое время он проводил на улице,с утра до вечера,был крепким.Между ними произошла всего одна лишь драка.В августовские дни перед школой.И драка эта закончилась не в пользу этого мальчугана.Видя,что у него ничего не получалось в процессе драки,он начал психовать и орать на всю улицу.Видимо пытался взять противника этим.Он бессвязно махал руками и отворачивал свое лицо.Роман бил в него встречно и сам уже начинал входить в раж...Роман полюбил драться именно в этот возраст.В семь лет.Не то чтобы полюбил,но по крайней мере успел почувствовать вкус драки.В этой первой его драке.Позже в школьных многочисленных ссорах и стычках он боялся первым начинать драку,когда провоцировали.Но если уж что-то начиналось,то в обиду старался себя не давать.И даже порой доходил до чувственного экстаза в случаях его явного битвенного превосходства.После той драки тот мальчуган зауважал его.Но многим ребятам и не приходилось доказывать свою силу кулаками.Они и так имели уважение.А если и не уважение,то ровное отношение.Этих тайных инструментов не было у Романа.Проблема Романа заключалась не в том,что он был кого-то слабее.В школе было немало крепких пацанов,которые держали себя в рамках абсолютно со всеми.В том числе и с Романом.А то читатель может подумать,что его били,кому не лень.В школе находились отдельные лица,которые любили возвышаться над кем-то,кто был послабее.Но возвышение такого рода начиналось с третьеклассников и заканчивалось примерно учениками шестых классов.Но если кого-то унижают и принижают в течение всей школьной жизни,вплоть до десятого класса,то это уже перебор!Так примерно обстояло со всей школьной жизнью Романа.Кстати где-то в четвертом классе его кто-то прозвал психом.И затем это прозвище за ним закрепилось.К тому же он носил очки.Этот детский недостаток во все времена новейшей урбанистической истории человечества создавало и создает у детей большие психологические травмы.Так уж устроен детский школьный ребячий мир!И ничего наверное с этим нельзя поделать.Роман не пытался особенно привыкать ходить без очков,так как это требовало немалых усилий.Говорят, и на личном опыте,что это помогает,что мол зрение постепенно может улучшиться,но он предпочитал носить очки постоянно вопреки инструкции врача одевать очки только при просмотре телевизора и на уроках.Роман не помнил,когда его зрение стало ухудшаться.Просто мир вдруг стал туманным.Не было постепенного ухудшения.Не было как будто никакой грани.Между одним и другим.Он и не подозревал ни о чем.Он смотрел туманным взглядом на мир и думал,что так и должно быть.Но в один не очень для него прекрасный день школьный офтальмолог огорошил его диагнозом.Вообщем,ему носить очки постоянно было удобнее...В классе у него не было друзей.Он был одиноким.Он часто чувствовал себя каким-то лишним.Но  уже в самые ранние годы он заметил,что нравился девочкам.Первый подобный романтический опыт случился в третьем классе.В классном кабинете во время чаепития.Кабинет был очень маленьким,нестандартным.А до третьего класса он учился в другом кабинете.В очень светлом и просторном.Дело в том,что из-за того самого мальчугана Роман начал учиться в 1 "В" классе.А по списку должен был учиться в "А" классе.Ашником был и тот вредный мальчуган,который немало досаждал Роману до школы.Мать Романа решила договориться с дирекцией школы о его переводе в другой класс.Чтобы он был как можно дальше от того мальчугана.Но в апреле,во втором классе он перешел в класс "А",как бы возвращаясь к своей судьбе.Ашников учила намного опытнее преподавательница.А тот класс учила еще зеленая девушка,да и к тому же окончившая педучилище с одними тройками.Сам по себе класс ему нравился,но знания были дороже.А как же другие справлялись с этой учительницей в том классе?Скорее всего Роман и там мог получить первые необходимые знания.Все дело было в его характере.Он не мог ладить с этой учительницей.Да и с другой стороны он очень сожалел,что не учился изначально в том классе,каком должен был.Итак,Роман оказался рядом с одной девочкой во время чаепития в том маленьком кабинете.Все ушли,а они остались.Наташа,так звали эту девочку,включила что-то наподобие "АББЫ" и приглашала его на танец.Она была с распущенными волосами и в белых брюках...В этом новом старом классе ему было очень уютно.Ему казалось,что это его класс,родной.Очень многие,как впрочем и в "В" классе,были с ним в одном садике.Проблемы Романа начались в пятом классе.После третьего класса они поднялись на этаж выше,в такой же небольшой и тесный кабинет английского языка.В кабинете на стене висели английские писатели-классики и имелась также лингофонная аппаратура.Новым классным руководителем соответственно стала преподавательница иностранного языка,Обручева Раиса Сергеевна.За одной партой сидело по четыре человека.И надо сказать,что с этой учительницей было очень весело.Она любила организовывать классные выступления агитбригад.Собственно это она и ввела это школьное мероприятие в общую культурную школьную программу и навязала традицию подобных соревнований между классами.И всегда ее класс занимал первое место.То же самое было и с соревнованиями по строю марша и песни.Каждый год по окончании учебы,в самых последних майских днях ходили в походы.В классе Романа учился один товарищ.Он был ашником.В четвертом классе из трех классов сделали два класса. Вэшники были распределены по двум классам - "А" и "Б".Этого товарища звали Руслан Шаронов.Он не был сильным физически,не был развит спортивно и был несколько медлительным в движениях.Вполне приятный парень.Очень хорошо пел.Часто выступал на городских межшкольных концертах, и даже в других городах.Романа и его сближала любовь к иностранной музыке.В то время многие любили слушать подобные записи.Это казалось очень необычным.Появлялась то одна,то другая кассета с подобной записью и ходила по рукам по всей школе.В то время еще не было иностранных тонкопленочных кассет.Звучание было ужасным,особенно если магнитофон был только лишь третьего класса, а не первого или нулевого.Магнитофоны в то время разделялись по классам.Но катушечные магнитофоны конечно звучали намного мощнее,на школьных и клубных дискотеках.Роман частенько ходил к Руслану послушать музыку или рисовать стенгазету.Рисовать поднимались к Олегу Попову.Он жил в том же доме и в том же подъезде.Классная редколлегия состояла из трех человек:Романа,Руслана и Олега.Но чаще стенгазету делал один Олег.Он рисовал лучше всех.Но как ни странно,именно с Русланом у Романа впоследствии стали возникать серьезные трения.И создавал их на пустом месте каждый раз Руслан.Если бы у Романа не было никаких стычек и драк с Русланом,то можно было бы сказать,что он практически и не дрался ни с кем в школе.Так,по мелочи.Практически каждую неделю происходили драки между ними.И не по воле Романа.Руслан во время перемены мог ни с того ни с сего его ударить.Роману иногда удавалось утихомиривать Руслана словами или стычку прерывал звонок на урок,но чаще всего эти нападения Руслана переходили в серьезную драку на виду у всех прямо в кабинете.Победителем в этих сражениях всегда оставался Роман.Спрашивается,с чего это Руслан затевал драки?Без всякой видимой причины.Скорее всего он просто мерился с Романом силами.Ведь с другими он не был способен.Очень продолжительная драка между ними произошла после восьмого класса.Всем классом ездили на поезде в Ульяновск.Драка произошла прямо в поезде ночью,в плацкартном вагоне.Роман спал.Руслан разбудил его и стал вызывать на драку.Роман в этот раз неистово набросился кулаками на поднадоевшего за всю его школьную жизнь Руслана...Они не разговаривали до конца всей этой поездки.Сколько раз,позже,через много лет,он мысленно благодарил этого Руслана за все эти драки!Тогда они ему были неприятны и противоестественны,но через много лет он почему-то скучал именно по этим дракам,а не по другим.Ведь он дрался почти наравне.Он не чувствовал,что кого-то избивал и также не чувствовал свое избиение.Он бил и в него били.Было во всем этом какое-то неповторимое чувство куража.Он скучал по всей своей прошлой школьной жизни и по этому странному и светлому по-своему Руслану...Это были такие цветочки по сравнению с его будущими испытаниями!В девятом классе два класса и вовсе превратились в один класс.Пришла новая классная руководительница.Только-только после окончания вуза.Новый и перспективный специалист по физике.Сарпалова Нурия Зульфатовна.Перешли в кабинет физики с шаговой подъемной платформой у школьной доски.Школьная жизнь продолжалась.Но в другом кабинете и с новым преподавателем.Новые эмоции.Притирание характеров к новому человеку.В душе царила радость от новизны больших перемен.Теперь школьный день начинался не с зарядки и пятнадцатиминутки под напряженное и спешное шуршание в повторении домашнего задания по самому первому уроку согласно расписанию,а с мелодии "Ламбады"с чередованием приятных женских и мужских голосов дикторов из утренней музыкальной и новостной программы,начинавшей весь дальнейший дневной телевизионный эфир.Кто-то готовился к урокам,кто-то ходил туда-сюда.Полная демократия.Из лаборантской на всю громкость или в половину вещал телеприемник.Классная руководительница сидела там невидимой.Настало время полового созревания.Роман стал кудрявым.На лице появились прыщики...Первый класс был очень далеко.В девятом классе из параллельного класса "Б" пришел Саня Ильин,с которым Роман в четвертом классе ходил в детскую художественную школу.Он
 почти сразу же бросил ее,а Саня ее уже окончил к девятому классу.Руслан Шаронов тоже был,никуда не ушел.И у Романа продолжались с ним те же  глупые и смешные драки.Но Александр Ильин тоже был тем парнем,с которым у Романа,как говорится,не задалось.Это был довольно таки крепкий парень.С детства он был не самым последним драчуном и задирой.Теперь он повзрослел,детские драки за школой остались позади,но надо знать то время.По крайней мере случилась одна драка и в этом девятом классе.В один из дней после уроков так же вышли подраться за тенистый угол школы вместе со зрителями.Дрались Алексей и Эльмир.Оба сильные парни.Алексей очень спокойно и эффектно победил Эльмира.Дрались красиво и спокойно.Несколько ударов хватило для этой драки.Всего каких-то двух минут.Алексей ловко ушел от его ударов.Ни один из его ударов не достиг цели. А Эльмир  пропустил все удары.Хлесткие несильные удары по лицу. И он решил сдаться.Роман никогда до этого не видел подобной драки.Всегда психовали и бодались.В девятом классе стали приезжать из другого города каратисты и проводить платные тренировки.Но официально это были тренировки по Дзю До.Каратэ тогда было под запретом.Так и проводились в поздний вечер,после 19 часов эти тренировки и естественно с согласия и разрешения  дирекции школы под свою ответственность.За рубль в месяц все желающие могли посещать эти тренировки.Почти все из класса и из других классов ходили на каратэ.Роман в том числе.Он даже увлекся этим видом спорта.У него была хорошая растяжка.Он любил спаринги.Почти никогда не трусил.Но он относился несколько скептически к тому,что можно было с помощью секций каратэ,и даже может и бокса,научиться абсолютно всем драться.По его мнению это давалось больше от природы.Однажды с Романом произошел такой случай.Он неистово стал нападать на одного очень сильного,но невысокого противника.Он махал и махал ногами,а противник от него отходил.В результате его ноги касались только воздуха.Это было неким открытием для Романа.Хотя,думал он,этот противник и так был силен от природы,и он попросту умел использовать полученные знания на практике.Однажды Роман решил солгать самому тренеру,младшему,который был из его школы,но который был выбран тренировать в случае,если тренеры вдруг не могли приехать.Так называемый симпай.Роман нарушил правило,он зашел в спортзал в первой обуви.Симпай почувствовав,что Роман был не в той обуви,повел его на выход.Он попросил его показать свою обувь.Роман надел одну из пар обуви,и она оказалась ему мала.Симпай,всего лишь на год его старше,грозно на него взглянув,проговорил:"Встанешь со мной на спаринг".У него был очень высокий уровень по каратэ,красный пояс был на подходе.Роман тупо и растерянно последовал за ним.Он его боялся,действовал неуверенно и вяло.Симпай его загнал в угол,Роман ничего не делал в ответ.Сразу после этого спаринга Роман пожалел,что не пнул его ногой в этот момент в живот,который у него бы открыт.Только так можно уходить от противника в подобных случаях.Много раз он вспоминал с сожалением этот эпизод и много позже,в течение своей жизни.Роман ничего не предпринимал, а симпай тоже остановился и несколько презрительно и непонимающе смотрел на него.Тот видимо ожидал от него такого шага.Он конечно же мог поймать его ногу,а мог умышленно и не ловить.Но это было бы хоть каким-то сопротивлением.Однако симпай видел некоторые способности Романа.Он отмечал его растяжку.Роман был очень  упорным и трудолюбивым во время разминочных и силовых тренировок.Он тренировался немало даже дома.В результате он достиг немалой гибкости своего тела.Мог с разворота пинать высоко ногой.Эльмир и Роман были кстати близки.В детстве одно время они даже дружили.Ходили часто тройкой.Эльмир,Руслан и он.Вместе у кого-нибудь слушали иностранные записи.Эльмир заимел откуда-то некие фотографии с ролями Брюса Ли.Фильмы тогда ещё не были доступны.Брюс был для него кумиром,хотя информация о нем в то время у нас ещё была очень скудной.Все в классе умели стоять на коньках и играть в хоккей.Роман и Эльмир не умели.Надо сказать,что Роман тоже иногда кого-то задирал и издевался.Он задирал слабых и равных себе.Тоже вызывал на драку.Эльмир был единственным из "бичей"(сильный),кого задирал Роман.Он его почему-то не боялся,потому что видел,что Эльмир был не самым сильным.Он был посередине между явными скромными слабаками и очень сильными парнями.Но Эльмир был сильнее Романа.Саня Ильин тоже ходил на каратэ.К тому же он был талантливым гимнастом.Он тягал гири,был очень подвижным,любил играть в хоккей и волейбол.Он был невысоким,но выделялся полноватой мышечной мускулатурой.Роман вызывая на драку некоторых ребят из своего класса,хотел выделиться и отквитаться  на других из-за своих прошлых унижений.Такое происходило в шестых,седьмых классах.Он понимал,что поступал нехорошо и очень глупо.Ведь он нападал на неагрессивных пацанов.Которые вообще никогда не дрались.И с ним они не дрались бы.На таких людях и держится всеобщий рай.А он так себя вел.Поэтому,когда его задирал и Ильин,он глубоко в душе не злился на него,он где-то понимал,что это был просто его естественный черед оказаться точно в таких же неуютных обстоятельствах,как и те неагрессивные мальчики.Разница между ним и ими была лишь в том,что Романа задирали чуть ли не с самого раннего дошкольного детства.А их задирал только он.Можно сделать вывод,что не задирают тех,кто и сам ведет себя тихо.Роман всю свою школьную жизнь всегда старался отвечать.Всегда рвался в бой,и даже с сильными.При этом,естественно это были исключительно ответные удары,а не нападения первым словесно и физически.Дрожа и перебарывая себя,он шел в бой.Но Ильин не видел его жизнь воочию.Они до девятого класса находились в разных классах.Он не мог действовать с Роьманом по этому принципу.И значит это было просто откровенное пренебрежение его обществом.Нельзя сказать,что Роман совсем был неинтересен ему.Александр сам по себе был очень противоречивым и непостоянным парнем.Человек настроения.Они вместе иногда рисовали на уроке.Роман прямо ручкой рисовал с натуры однажды математичку во время урока.Роман любил рисовать людей,он сам придумывал людей,накидывал различных придуманных людей в профиль.Рисовал Сталина,Ленина.Ильин рисовал людей обстоятельно и долго,со всеми канонами рисования.Он рисовал карандашом,со всеми штрихами и тенями.Часто объяснял правила рисования Роману.Он,как выпускник художественной школы,также неплохо рисовал красками пейзажи.Роман же был скор,нетерпелив,он рисовал очень быстро и не так красиво.Однажды Роман сделал карандашные портреты известных писателей и киноактеров с фотографий.Также пробовал даже лепить из пластилина бюсты.Ильин не был задавалой,но держался с Романом так,что он все таки был более профессиональным в изобразительном искусстве.И тот осознавал это.Но естественно он видел в Романе задатки художника.Если они встречались поговорить,как художники,Ильин говорил с ним вполне ровно и уважительно,но что касалось всего остального,если например Роман начинал шутить или забалтываться на какую-то тему,старался сострить как-то и выделиться среди парней,то Ильин встречал все его слова откровенной насмешкой и даже издевкой.Ильин мог запросто подойти к нему на уроке физкультуры и ударить его по предплечью.Однажды Роман не сдержался.Ильин его позвал на выход.Роман не решился с ним пойти.Слишком неравные силы.Хотя все зависело от смелости и духа.По отношению к Ильину этого Роману не хватало.Прошел девятый и десятый класс.Впрочем,это было как раз то время,когда четвертый класс перестал существовать.Ученики сразу перешли в пятый класс.Именно в тот год,когда Роман окончил девятый класс.В результате этого,из девятого класса они переходили сразу в номинальный одиннадцатый класс.Школьная пора осталась позади.Нужно было решать,куда дальше идти учиться.После некоторых раздумий Роман решил пойти учиться в производственное техническое училище.Там было предусмотрено обучение на базе десятого класса.Это решение было для него очень естественным.Как будто так и должно было быть.Он стал учиться на монтажника радиоэлектронной аппаратуры,хотя он был и далек от этого.Но в принципе и необязательно было быть каким-то знатоком в усилителях или транзисторах.А склонность к этому естественно приветствовалась.Было преимущество.Но вообщем эта специальность была чисто женской.Сидеть и паять в будущем радиоэлементы на монтажные платы. Ни в чем таком не нужно было разбираться,понимать какие-то сложные технические вещи.Знать,что такое флюс,припой,уметь лудить паяльник,как паять - вот и все практические навыки в этой профессии.Прошел сентябрь.Пришла зима.Началась производственная практика.В одном из помещений рыбного завода располагался монтажный цех.Ездили на автобусе в промышленную зону города.В группе было больше девушек.Собирали усилитель "УТАИ".В каждом усилителе паяли радиоэлементы на одну плату.В один из дней Роман пройдя мимо курилки,вышел подышать свежим воздухом.В той курилке сидели два местных работника,которые тоже относились к монтажному цеху.Они больше работали,как грузчики.Роман заходя обратно в цех,неосторожно оставил открытой дверь.Один из куривших тактично обратил внимание его на то,что на дворе был не май.Роман не стал закрывать за собой дверь и пошел дальше.В группе была Ольга Шубина,староста.Она частенько по-особому бросала взгляды на Романа.Так случилось,что вечером того дня в раздевалке оказались он,те мужики и Ольга.Они были лет на десять старше Романа.Ничего не представляли собой.Обычной фигуры;ни роста,ни могучих плечей.Один из них был полноватым.Видимо поэтому Роман и не обратил серьезного внимания на их реплику о погоде.Теоретически,на его взгляд,он мог раскидать их на раз.Но видимо он уже отвык от школьных драк.Да и очки ему видимо помешали стремительно и решительно противостоять им.А раньше они ему не мешали.Роман после их реплик,типа, вот ты и попался,они видимо поджидали его,почувствовал на себе два-три удара по лицу и по голове.Полноватый обнял его сбоку и проговорил угрожающе:"Теперь тебе здесь не жить,очкарик!"Роман безвольно стоял и не знал,что делать.Он весь сжался и мечтал,чтобы все это как можно быстрее прекратилось...А Ольга больше не смотрела в его сторону после этого маленького события,которое произошло на ее глазах.На следующий день об этом узнали парни из группы...