Ван Гог. С любовью, Винсент

Натали Пахомова
Теперь его имя знает даже далекий от искусства человек. Он – практически  самый  дорогой на сегодняшний день художник. Его «Портрет доктора Гаше» был продан за 82,5 млн долларов. Но когда дело касается его творчества, создается  впечатление, что внешние обстоятельства его жизни, его непонятная и неизученная до сих пор болезнь, история с отрезанным ухом, его загадочная смерть перевесили на чаше весов  интерес  к его личности, его творчеству,  заслонили его вклад в развитие живописи. Эти  внешние загадочные факты его биографии, эксплуатируются  до сих пор и создателями документальных, и создателями художественных фильмов. Мифотворчеству  последних – нет  границ.
Последний анимационный фильм о Ван Гоге - «Ван Гог. С любовью, Винсент» - не исключение.  И хотя фильм имеет  много неоспоримых достоинств, о них уже много сказано и написано, опять  чувство неудовлетворенности после просмотра  не дает   покоя. Как будто хотелось чего-то большего, проникнуть в тайну святая святых, что ли.   Диву даешься, какой титанический труд – над картиной работали 125 художников, было нарисовано вручную 65 000 кадров на протяжении 7 лет.  Фильм получился необычный, интригующий,  проникновение в стиль художника – безусловное ноу-хау…Но как же его душа? Интересно, что  чувствовали художники, на протяжении столького времени  соприкасаясь незримо с  флюидами  мастера? Может нужно было  об этом,  интуитивном, незримом этими же средствами?  Идти за знаками, за совпадениями, за внутренним смыслом?  Но в фильме присутствует  дедуктивная логика детектива, четкая  соотнесенность причин и следствий. Во время расследования  причин его смерти сам герой  много узнает о художнике и проникается к нему симпатией, реабилитирует его доброе имя…Безусловно попытка проникнуть в тайну святая святых через формальное копирование его стиля – этих божественных, энергетических завихрений  искренне приветствуется. Но при этом в фильме ни слова: а что же чувствовали сами художники в этом процессе? Возможно, чтобы понять, нужно отождествиться? Как жил, отчего умер, убил ли себя сам или помогли?...
И опять фильм ставит больше вопросов, чем дает ответов. Кроме того, что подчеркнуто, что Ван Гог – гений,   о феномене его творчества  и о том, в чем заключена его гениальность  – ни слова. Слава богу, этот фильм хотя  бы  поднял  художника на приличествующую его гению высоту, чего я бы не сказала о  предыдущих фильмах, снятых  о Ван Гоге. Фильм заключен в детективную фабулу и героем  расследуется  причина, и  выявляются те, кто мог быть причастен к смерти художника…
 Печать смерти  как будто уже лежала  на нем. За год до его рождения день в день рождается его старший брат,  который прожил всего несколько дней. Его тоже звали Винсент. Поэтому можно только догадываться,  с чем пришлось столкнуться  второму Винсенту  в его психической жизни. Думаю, мысли о смерти приходили к нему не раз. Только огромная любовь матери, отца могла нивелировать столь пагубную программу на самоуничтожение. Но, увы, судя по имеющимся данным, у Винсента  было суровое воспитание, а его занятия живописью вообще, кроме брата Тео, никто не поощрял и не поддерживал, в его призвание художника никто не верил. К нему относились как к замене первенца, и он являл собой некоторое утешение для родителей. Он и сам это понимал…
Сам  Ван Гог  относился к смерти философски, как возможности познать другие миры, другие состояния сознания, проникнуть за завесу бытия:
« Кончается ли всё со смертью, нет ли после нее еще чего то? Быть может, для художника расстаться с жизнью вовсе не самое трудное?
Мне, разумеется, обо всём этом ничего не известно, но всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города и деревни.
Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем черные точки на карте Франции?
Подобно тому, как нас везет поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам.
Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд.
Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения».
Мне кажется, что художник все-таки  больше любил жизнь, и  он отстаивал это право на жизнь и творчество  столько, сколько мог, а не малодушно наложил на себя руки…
В письме к брату Тео он пишет: «Если бы не эта проклятая болезнь, какие вещи я мог бы написать. Но Путь пройден до конца»…

 Фото: В. Ван Гог. Фруктовый сад в цвету в обрамлении кипарисов.