Л. Рахлис Я живу здесь, а моя душа, стихи в России

Лев Рахлис
В начале января 2021 года не стало Льва Рахлиса. 

Здесь самая малая часть его нелёгкой литературной жизни, которой он  до последних дней оставался предан  ей.

«Многие знают Льва Рахлиса как доброго и веселого детского поэта. С его книжкой «Шишел-Мышел» выросло уже не одно поколение детей. Но вместе с тем, жизненный и творческий путь Л.Я. Рахлиса известен не многим. Публикации о творчестве поэта появились в основном только в последние годы. Не издавались и методические рекомендации в помощь работе детских библиотек с поэзией Льва Рахлиса.» (Чел. Обл. Биб-ка 2006 год)

 Вся литературная жизнь Льва Рахлиса  в Челябинске прошла под пристальным взглядом всех идеологических отделов (его сотрудников) Обкомов, райкомов, цензоров и т.д. Его имя постоянно изымали из сборников. Если быть точным, то его  долголетиями не выпускали книги, отданные в печать. Обком партии постоянно его прорабатывал.
 
Его первые литературные публикации (кстати он писал тогда прекрасные лирические стихи)  появились  в газете «Молодой учитель» института и, незамеченными не остались. С разгромной статьей выступил кандидат исторических наук некто С.А.Сидоренко.   
А дальше всё пошло как по проторённой тропинке.

Он, молодой начинающий поэт на одном из поэтических фестивалей, прочитал стихотворение по ТВ, которое называлось «Еврейские мелодии». После этого  Льва вызвали в Обком партии для проработки, после чего он  надолго попал в черные списки как самого Обкома, так и КГБ.
Запланированная в издательстве книга юмористических миниатюр, авторами которой были он и его друг Николай Егоров, сразу же подверглась решительной чистке. Льва Рахлиса из неё просто-напросто вычистили, оставив для издания только миниатюры его друга.

На протяжении всей его литературной жизни было так много критики в  адрес его стихов.  И где бы он не выступал, тут же кто-то сообщал кому-то и снова его вызывали  в высокие инстанции. Всё это длилось долгие годы.

Именно вот эти обстоятельства и побудили Рахлиса тогда задуматься над своей дальнейшей литературной судьбой.
Постепенно, шаг за шагом, он начал осваивать премудрости стихосложения для детей.
 Очень положительно повлияло на дальнейшую литературную судьбу Льва Рахлиса, когда  по Челябинскому ТВ Леонид Оболенский прочитал одно из первых его стихотворений  «Эге-Ге»  про румянощёкую девчонку, которая «научила прыгать всех на одной ноге».

Но и в детских его стихах цензоры находили что-то, не позволяющее ему печататься.
И, наконец Московское Главное управление пропаганды по делам печати разрешили напечатать его книгу «То ли правда, то ли нет?» через 13 лет!!! тиражом в 100.000 тыс. экземпляров! А затем было напечатано 2-е издание этой книги тоже с тиражом в 100.000 тыс.

Потом сквозь холодную толщу асфальта стали пробиваться и другие зеленые лепестки его
тоненьких книжек – медленно, трудно и с большими интервалами.

Ещё одна грань его дарования. Его постоянное общение с детьми в моменты своих многочисленных литературных встреч, подтолкнуло его к мысли о необходимости создания специальных сценарно-методических разработок по развитию творческих способностей у ребят. И впервые им была придумана, сценарно разработана, а затем и издана «Весёлая разминка на уроке», как одна из ступенек по раскрепощению личности ребенка на пути к творчеству. Брошюра включала около 50 сценарных вариантов весёлых разминок...

А уже в начале 90-х годов в соавторстве с его другом Николаем Шиловым в течение ряда лет они создают своеобразную Библиотечку игровых занятий в помощь воспитателям детских садов и учителям начальных классов. Которая сразу же стала популярной.

Живя в Америке он так и не адаптировался. Просто привыкаешь к другому уровню жизни. Кто-то сказал, что если ты начинаешь мыслить и думать по-английски значит ты уже американец.
Лев разговаривал на английском, но его душа и мысли были в России. Это он всегда подчёркивал и именно эту фразу «I live here, but my soul is my poetry in Russia» он произнёс когда у него CNN брали интервью как у русского поэта. Он продолжал оставаться гражданином России.

В Атланте он был приглашен в Эмори-университет провести творческую встречу со студентами, изучающими русский язык. Очень волновался.  А затем был принят на почасовую работу в качестве преподавателя русского языка.

Позже, по рекомендации того же Университета Эмори, Лев Рахлис был приглашён в воинскую часть, где молодые офицеры должны были освоить иностранный язык - русский.
Тогда отношения с Россией были более-менее на положительном уровне и понадобился им русский. Но вскоре отношения с Россией ухудшились и от русского языка отказались.
Но несмотря на это к нему потянулись молодые люди, которым нравилась Россия и Лев создал группу студентов американцев.  Занятия с ними он проводил дома. Обучение студентов русскому языку длилось довольно-таки долго.

В это же время он уже являлся главным редактором газеты «Russia House” - это одна из крупнейших газет на русском  в южном штате Georgia. Встречи, интервью, статьи, волнения, стрессы перед выпуском каждого номера...
Он создал в газете авторский состав из интереснейших людей, которые писали очерки статьи для газеты.  Очень много сотрудничал с ним  Михаил Эпштейн учёный, философ...
Все эти интервью, статьи, очерки, воспоминания собралось у него в целую интересную книгу.  Довольно широкий круг героев - ученые, художники, композиторы, бизнесмены, выдающиеся спортсмены и так далее. Пока это лишь рукопись, мечтающая стать книгой. Так говорил Лев.

Живя в США, за это время он смог написать и издать несколько  книг. Это: «Подарили рыбке зонтик»,  «На зелёном острове Борнео», а также осуществил свою давнюю мечту написав и издав  в Москве книгу каламбуров для детей «Я иду по ковру» и др.
 За всё эти книги он получил награды. Клайновская  литературная премия (за книгу «Подарили рыбке зонтик»). И самая престижная награда — это  Золотой лауреат международного  конкурса «Золотое перо Руси — 2012» Специальный диплом и статут Золотого пера Руси (статуэтка).

И при всём этом в члены союза писателей его так и не приняли. Вот такая была жизнь!
Несколько слов о его любимой кафедре у истоков которой он стоял. Кафедра КМ (Челябинский институт культуры) - это его детище, которому он посвятил более 20 лет!
"Мы помним и не забываем время Льва Яковлевича Рахлиса - это уникальное время, связанное с молодостью, это путь становления кафедры, становления отношений, мы все при нём выросли и сформировались, он всегда с нами" (Кафедра Режиссуры Академии культуры и искусства-2008 год).

А было это в начале 1975 года.  Д. Б. Перчик предложил Рахлису организовать на кафедре курс сценарного мастерства. Лев Рахлис впервые разработал сценарную программу курса. В том же году он стал руководить кафедрой.
Как отмечено было в истории кафедры института: «Началось десятилетие становления специализации, обретения педагогами научной и творческой самостоятельности: повышается значимость сценарного мастерства, создаются авторские программы, появляются методические разработки. Появление кафедры клубных массовых представлений сразу ощутил весь ВУЗ.»
 
И все эти творческие традиции праздников подхватили педагоги уже следующего поколения. Института.

(Из интервью): с кем бы Вы хотели встретиться на нашем "Месте встречи" (журнал, Челябинск)?
- Со своим светлым прошлым - кафедрой массовых празников и театрализованных представлений, на которой проработал более 20 лет, с неунывающей детской аудиторий, перед которой мне так нравилось выступать, со своими уже очень немногочисленными друзьями. Одним словом - с Челябинском.

А время ушло! И закончилась  жизнь земная Льва Рахлиса. Но частичка его останется в его творениях, в его книгах. Памяти о нём.
(Атланта США, январь 2021)