Как рифма помогает украсить стихотворение

Татьяна Гопина 2
Если вы начинающий поэт, то даже при самой богатой одарённости от Бога вам может не доставать глубины теоретических знаний о законах стихосложения.
Проблема в том, что пока автор не научился изученные постулаты поэтики применять практически в своём творчестве, они так и останутся заоблачной теорией и не принесут ему пользы.
   Цель этой статьи – помочь читателю понять какая есть возможность украшения авторских стихов таким мощным усилителем ритма, как рифма, а также показать – какие бывают рифмы и познакомить с разнообразием способов рифмовки.
В создании красоты поэтического произведения участвуют многие составляющие. Это и ритм стиха, и аллитерация, и эпитеты.  И рифма в этом ряду занимает не последнее место, от удачного её подбора во многом зависит благозвучность стихотворения.
Рассмотрим несколько известных видов рифм:
По звучанию:
·         Точная
(гоните-тоните) – здесь одинаково звучат послеударные согласные и гласные звуки. При этом не имеет значения их написание, важно именно звучание.
·         Не точная
(укрыться — мыльце) – мало совпадения послеударных звуков.
   Какую рифму следует выбрать?
Потрудиться, поискать точную, красиво звучащую или пренебречь и пойти по лёгкому пути, лишь бы хоть как-то перекликалось?
   Можно написать так, как написал С.А. Есенин:
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.
Но можно, к примеру, и (так сойдёт)
Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Мы свой путь здесь продолжали,
Мы, конечно, молодцы!
Две последние строки – это моя вольная перефразировка, которую я сделала специально, чтобы показать разницу. Здесь я даже не останавливаюсь на глубине мысли и красоте поэтической выразительности слова у Есенина, отсутствующей в моих простых строчках. Но, кажется, тоже звучит, перекликается, какая-то слабенькая рифма тут есть. И всё-таки в словах дали и зарыдали – 4 одинаково звучащих единицы. А вот дали и продолжали – только – 3. При этом ж – д не имеют даже приблизительного созвучия.
Также и концы – бубенцы качественно отличаются от рифмовки концы – молодцы. У Есенина рифмуется нцы- нцы; У меня звучание нцы – тцы.
Конечно, в этом своём искажении строк Есенина я утрирую подбор неблагозвучия, но, к сожалению, часто в погоне за рифмовкой мы не замечаем скатывания на такую слабую, неточную рифму и остаёмся довольными хоть каким-то созвучием. А это серьёзная помеха в возрастании нашего поэтического мастерства.
Близко по значению и определение богатой и глубокой рифмы, но здесь принимается во внимание совпадение по звучанию не только звуков, но и целых слогов перед ударением и чем их больше, тем богаче и глубже рифма.
   Рифма делится также и на
·         простую (умелый — смелый) и
·         Составную (состоящую из двух-трёх слов). Пример составной рифмы — отрывок из стихотворения В. Маяковского:
Лет до ста расти
Нам без старости…
   Различаются рифмы и по месту ударения:
·         Мужская рифма – ударение на последнем слоге (печать — сметать)
Примером могут служить строки из стихотворения В.А. Жуковского «Суд Божий над епископом» (3 и 4 строки)
Были и лето, и осень дождливы;
Были потоплены пажити, нивы;
Хлеб на полях не созрел и пропал,
Сделался голод; народ умирал…
Ниже привожу в пример небольшой отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Здесь также представлены стихи, написанные мужской рифмой.
·         Женскую рифму отличает чередование в концовке стиха предпоследнего сильного (ударного) и последнего слабого (безударного) слога.
Яркий пример женской рифмы мы находим в стихотворении М.И. Цветаевой «Август – астры…»
Август – астры,
Август – звёзды,
Август – грозди
Винограда и рябины
Ржавой – август!
 
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! – Сердце!
 
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных –
Август! – Месяц
Ливней звёздных!
·         Дактилическая рифма — ударение падает на третий слог, считая от конца строки.
Такую рифму встречаем в отрывке стихотворения С.А. Есенина «Думы».
Думы – родители звуков мучения,
Думы несчастные, думы холодные,
Думы – источники слёз огорчения,
Вольные думы, думы свободные!
Необходимо также обратить внимание на различные способы рифмовки по чередованию рифмующихся строк.
1.       Чередование рифмующихся строк в порядке АБ АБ  называют перекрёстной рифмой.
Посмотрим на такую рифмовку в отрывке стихотворения С.А. Есенина «Вечер чёрные брови носопил…»
Вечер чёрные брови насопил. А
Чьи-то кони стоят у двора. Б
Не вчера ли я молодость пропил? А
Разлюбил ли тебя не вчера? Б
2. Смежной или парной рифмой называют чередование парами АА ББ
Пример – отрывок из стихотворения В.Я. Брюсова «Весна»
Белая роза дышала на тонком стебле. А
Девушка вензель чертила на зимнем стекле. А
Голуби реяли смутно сквозь призрачный снег. Б
Грёзы томили всё утро предчувствием нег. Б
3. Опоясывающая (кольцевая рифма) – рифмующиеся строки чередуются в порядке:  А ББ А
Пример опоясывающей рифмы – отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»
Как весел грохот летних бурь, А
Когда взметая прах летучий, Б
Гроза, нахлынувшая тучей, Б
Смутит небесную лазурь. А
   Подводя итог размышлениям о рифме, стоит заметить, что эта тема интересна и многогранна.
Теперь вы, дорогой читатель, вооружены полученными знаниями и можете смело приступать к делу: пишите, творите, оттачивайте мастерство, применяя на практике точные и глубокие рифмы, проверяя звучание в ваших стихах мужской, женской, дактилической рифм, а также различные способы рифмовки – перекрёстную, смежную, опоясывающую. И ваш труд вознаградится взятием новых творческих вершин.
 
Татьяна Гопина - Лобанова
Фото автора статьи