Вот зачем дана нам эта земная жизнь

Эдуард-Владимир Вайнштейн
Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлён, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет. Марк Твен
Проблема юности - в отсутствии опыта. Все выводы, которые делает юношеский максимализм о жизни, - правильные, но юноша пока не знает правду о себе. Очень многое юности дается авансом, просто так: красота, свежесть чувств, искренность, глубина и решительность мысли... Юноша чувствует себя практически святым - он и похож на ангела, и это не ошибка и не преувеличение. И подобно ангелам в вечности, юноша делает свой выбор: к Богу или от Бога, к любви или к себе, к познанию и учению или к удовольствиям и самоутверждению. И этот выбор делается юношей на всю жизнь и даже на вечность, и свой юношеский выбор человек потом отстаивает в течение всей жизни, а если этот выбор неправильный, его потом очень трудно загладить и изменить, если же это удается, то юношество снова возвращается... Не зря говорят о вечной молодости. Значит, юность и молодость - это земной образ и отражение вечного состояния души - её жизни в вечности: свежести, силы, света, радости, любви, безконечной новизны... И остается только один вопрос: где же рай?.. Кажется, что он должен быть где-то совсем рядом... И многие соблазняются легкими подменами рая - грубые и неглубокие души. А рай близок к юноше невидимо, и удерживается, и усваивается молитвой и мужественным стоянием в добродетели... Внешне же вокруг - отнюдь не рай, а мир, исполненный скорбей и страданий, лжи, уродства, а впереди - безконечный монотонный труд, болезни, старость и смерть. Я хорошо помню, что в 17-18-20 лет, когда ко мне только что, через большой надрыв и длительное отчаяние, пришла вера и я понял, что есть Рай - и очень хорошо понял, что это такое и какая Там Жизнь, я с ужасом подумал: "Как же я буду жить эти десятилетия, которые мне предстоит провести на земле? Почему я должен оставаться здесь, если есть Рай?" Об аде, конечно, никаких мыслей у меня не было, ведь практически ничего в моем сознании не отделяло меня от святости... Только вот ангелов не вижу и обители небесные, а так хотелось бы... Чувство нестерпимости пребывания на земле было так велико, что я мог плакать часами напролет под какую-нибудь улетную музыку какой-нибудь группы "Дюран Дюран" или "Пинк Флойд", или "Депеш Мод", или Энии, сочиняя очередной стих... И ответа на этот вопрос, как же мне жить-то на этой земле, я так и не нашел до сих пор, к своим 44 годам. Просто пришлось жить, и жизнь повлекла за собой. Но так как я часто и искренне молился, можно сказать - вопил Богу, постепенно жизнь стала светлеть, я смирился, пришел в Церковь, встретил будущую супругу и Батюшку, стали рождаться дети, пришла настоящая работа, мужская и трудная - потекли годики трудов и молитв, да и утешений среди них - и постепенно стала понятна мне моя греховность, глубокое несовершенство, делающее невозможным моё немедленное переселение в Царствие Небесное... И, как ни странно, с усилением чувства своей греховности, родившегося из опыта испытаний и их преодоления, а иногда и просто проживания, эта земная жизнь стала становиться всё более терпимой, и душа рвалась отсюда уже не так сильно, а потом и вовсе успокоилась - но не потому, что слилась с неправдой этого мира - нет! - а просто в сердце и в душе вместе со смирением зажёгся некий огонёк, маленький свет, который стал освещать и согревать внутренний мир - и это-то и есть Царствие Божие, которое внутри нас, которое начинается на этой земле, но полностью раскрывается уже за порогом этой жизни. И если оно, в смирении, терпении и молитве, не начнется в этих земных днях - оно и не продолжится в вечности: нечему будет продолжаться. Вот зачем дана нам эта земная жизнь. Она и есть средство ко спасению, если только правильно её использовать, то есть смириться с тем, что здесь и сейчас дает Бог. И тогда, когда-нибудь, весь наш юношеский максимализм станет не иллюзией, не обманчивой прелестью, а действительной нормой. А тот отец, который кажется нам в юности скучным типом, расчетливым, циничным, трусливым, приземленным, жестоким и т.д. - окажется мудрым старшим другом, уже весьма много сделавшим для реального достижения всего того, о чём его сын лишь надрывно мечтал. И хочешь ты или не хочешь, а тебе самому придется стать таким отцом, чтобы наставить своего сына на дорогу, ведущую к спасению, на узкий и тернистый путь, ведущий в Царствие Небесное. 8,12.06.2018

https://proza.ru/2022/10/21/1271

https:// ridero.ru/books/kommentarii_k_probleskam_mikushevicha/ - бумажный вариант книги