Международный День детской книги

Дружана
Ежегодно 2 апреля, в день рождения великого сказочника из Дании Ганса Христиана Андерсена, отмечается Международный день детской книги (International Children's Book Day), чтобы пробудить любовь к чтению и привлечь внимание к книгам для детей.
Андерсен родился в 1805 году. В начале творческого пути он писал стихи, пьесы и водевили, потом романы, но его сочинения не пользовались тогда популярностью. В 1835 году Андерсен написал сказку "Огниво". Вскоре вышло первое собрание его сказок. С тех пор герои творческой фантазии датского писателя путешествуют по всему миру, завоевав сердца миллионов читателей. К лучшим сказкам Андерсена относятся "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Соловей" (1843), "Гадкий утенок" (1843), "Снежная королева" (1844), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847) и др.
Международный день детской книги был учрежден в 1967 году по решению Международного совета по детской книге (International Board on Books for Young People, IBBY). Инициатором проведения этого праздника стала немецкая писательница, основательница IBBY Йелла Лепман.

ЛЮБИМЫЕ ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ДЕТЕЙ

31 марта  день рождения знаменитого детского поэта и писателя Корнея Ивановича Чуковского. На его произведениях выросло всё поколение советских детей, и современные родители до сих пор покупают своим малышам яркие красочные издания с веселыми текстами и изображениями полюбившихся персонажей.

КОРНЕЙ ЧУКОВСКИЙ

 ЁЖИКИ СМЕЮТСЯ

У канавки
Две козявки
Продают ежам булавки.
А ежи-то хохотать!
Всё не могут перестать:
«Эх вы, глупые козявки!
Нам не надобны булавки:
Мы булавками сами утыканы».

БЕБЕКА

Взял барашек
Карандашик,
Взял и написал:
«Я — Бебека,
Я — Мемека,
Я медведя
Забодал!»
Испугалися зверюги,
Разбежалися в испуге.
А лягушка у болотца
Заливается, смеётся:
«Вот так молодцы!»

ХРАБРЕЦЫ

Английская песенка

Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!

ЧУДО-ДЕРЕВО (отрывок)

Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки,
Словно яблоки!

 САМУИЛ МАРШАК

НОВОМУ ЧИТАТЕЛЮ 

Эту короткую песню мою
Я посылаю в печать.
Тем я в подарок ее отдаю,
Кто научился читать.

Новый читатель является к нам.
Это хорошая весть!
Очень приятно, что может он сам
Каждую строчку прочесть.

Школе спасибо! Спасибо тому,
Кто напечатал букварь.
Будто принес он в глубокую тьму
Яркий волшебный фонарь.

СЕРГЕЙ МИХАЛКОВ

Как бы жили мы без книг 

Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?..

Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книжкой руку,
А её на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -
«Чипполино», например,
И сбежали, как мальчишки,
Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша
До Тимура и до Кроша -
Сколько их, друзей ребят,
Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.

Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.

И она в любые страны
Через все века пройдёт,
Как великие романы
«Тихий Дон» и «Дон Кихот»!

Слава нашей книге детской!
Переплывшей все моря!
И особенно российской –
Начиная с Букваря!

Д. КУГУЛЬДИНОВ

КНИГОГРАД 
 
В моём шкафу теснится к тому том,
И каждый том на полке словно дом…
Обложку-дверь откроешь второпях –
И ты вошёл, и ты уже в гостях.
Как переулок – каждый книжный ряд.
И весь мой шкаф – чудесный Книгоград…

ВСЕВОЛОД РОЖДЕСТВЕНСКИЙ

 НАД  КНИГОЙ 

Снова в печке огонь шевелится,
Кот клубочком свернулся в тепле,
И от лампы зеленой ложится
Ровный круг на вечернем столе.

Вот и кончены наши заботы –
Спит задачник, закрыта тетрадь.
Руки тянутся к книге. Но что ты
Будешь, мальчик, сегодня читать?

Хочешь, в дальние синие страны,
В пенье вьюги, в тропический зной
Поведут нас с тобой капитаны,
На штурвал налегая резной?

Зорок взгляд их, надежны их руки,
И мечтают они лишь о том,
Чтоб пройти им во славу науки
Неизведанным прежде путем.

Сжаты льдом, без огня и компаса,
В полумраке арктических стран
Мы спасем чудака Гаттераса,
Перейдя ледяной океан.

По пещерам, подземным озерам
Совершим в тесноте и пыли,
Сталактитов пленяясь узором,
Путешествие к центру земли.

И без помощи карт и секстанта,
С полустертой запиской в руке,
Капитана, несчастного Гранта,
На безвестном найдем островке.

Ты увидишь леса Ориноко,
Города обезьян и слонят,
Шар воздушный, летя невысоко,
Ляжет тенью на озеро Чад.

А в коралловых рифах, где рыщет
"Наутилус", скиталец морей,
Мы отыщем глухое кладбище
Затонувших в бою кораблей...

Что прекрасней таких приключений,
Веселее открытий, побед,
Мудрых странствий, счастливых крушений,
Перелетов меж звезд и планет?

И, прочитанный том закрывая,
Благодарно сходя с корабля,
Ты увидишь, мой мальчик, какая,
Тайны полная, ждет нас земля!

Вел дорогой тебя неуклонной
Сквозь опасности, бури и мрак
Вдохновленный мечтою ученый,
Зоркий штурман, поэт и чудак.

БОРИС ЗАХОДЕР

МОХНАТАЯ АЗБУКА

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…
Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— …………!
(животные)

А
Аист
Азбука
Пусть начинается
С АИСТА —
Он,
Как и азбука,
С «А» начинается!

Б
Бизон
Никакого
Нет резона
У себя
Держать БИЗОНА,
Так как это жвачное
Грубое и мрачное!

В
Верблюд
ВЕРБЛЮД решил, что он — жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюёт на всех!
Воробей
Что невесел, ВОРОБЕЙ?
— Мало
Стало Лошадей!
Трудно даже Воробью
Прокормить свою семью!

Г
Гадюка
Как это принято у змей,
Кусают за ногу ГАДЮКИ,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки!

ЕЩЁ О НЕЙ ЖЕ

Давно я не встречал
ГАДЮКИ.
И что-то не скучал
В разлуке!

Д
Дикобраз
Старый Ёж
В лесах Кавказа
Как-то встретил ДИКОБРАЗА.
- Ну и ну! — воскликнул Ёж,
На кого же ты похож!

Е
Ехидна
Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная
Люди бедняжку назвали «ЕХИДНА».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!

Ё
Ёжик
— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Ж
Жираф
Мне очень нравится ЖИРАФ —
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа — он ведь выше всех —
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он не прав!

З
Зебу
ЗЕБУ
Не знает ни снега,
Ни вьюги,
Он и родился и вырос
На юге.
К пальмам
И к южному небу
Привык
Зебу,
Хотя он всего только бык.

И
Индюк
ИНДЮКУ
И лучший друг
Честно скажет:
Ты — индюк!

К
Кабан
Вот КАБАН.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!

Кенгурята
Носит
Мама-КЕНГУРУ
В тёплой сумке
Детвору,
А ребятки-КЕНГУРЯТКИ
Целый день
Играют
В прятки!

Кит
Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

Кобра
За стеклом свернулась КОБРА
Смотрит
Тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
Мало мозга,
Много яда.

Л
Лев
Считался ЛЕВ царём зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят,
С делами не справлялся.
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним — ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!

М
Морж
МОРЖ
Спросил у Кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! —
Кенгуру сказал Моржу.

Н
Носорог
Кто НОСОРОГУ
Дорогу
Уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться
Всё реже и реже!

О
Обезьянки
— Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке.
Хорошо ли это, детки?

П
Павлин
До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!

Попугай
Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ?
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!

Р
Русачок
Этот зайчик — наш земляк
Называется РУСАК!

С
Слон
Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!

Т
Тапир
ТАПИР
Навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Да так и не дорос.

Тигр
Решётка
На нём нарисована четко.
И очень к лицу
Людоеду решётка!

Тюленье прилежание
Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит ТЮЛЕНЬ,
И ему
Лежать не лень!
Жаль,
Тюленье прилежание —
Не пример для подражания!

У
Уж
Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ,
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!

Ф
Филин
Только ночью
Страшен
ФИЛИН.
А при свете —
Он
Бессилен!

Х
Хорёк
Львы и тигры
Приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто ещё пока
Приручить не смог
ХОРЬКА.
Слава богу,
Что хорёк
Очень маленький зверёк!

Ц
Цапля
Зачем
Такой носище
ЦАПЛЕ?
Затем,
Чтоб цапли
Рыбок цапали!

Ч
Черепаха
ЧЕРЕПАХА
Всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своём дому?

Ш
Шакал
Нет у ШАКАЛА
Ни в чём недостатка:
Внешность гиены,
Лисья повадка,
Заячья смелость,
Волчий оскал,—
Что же ещё он там плачет,
Шакал?

Щ
Щука
Хватать, глотать
Умеют ЩУКИ —
Другой
Не нужно им науки!

Э
Эму
Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам
Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эмУ?!

Ю
Южный ктототам
Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!

Я
Як
С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нём в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

ИРИНА ТОКМАКОВА

ВЕСНА ИДЁТ

К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.

С ДОБРЫМ УТРОМ

Дождик каплю уронил,
Словно бы горошинку.
Мне послышалось, спросил:
— Ты не спишь, Алёшенька?
Воробьишки гомонят,
Севши в ряд на жёрдочку.

— С добрым утром! — говорят,
Слышно через форточку.
Лёгкий тюль от ветерка
На окне колышется.
Радио издалека:
— С добрым утром! — слышится.

— С добрым утром, — я пою
Маме, папе, бабушке,
И дождю, и воробью,
И травушке-муравушке.
— С добрым утром! — я кричу,
Чтоб погромче вышло.

Чтоб во всей стране, хочу,
Людям было слышно!
Я вскочил с постели быстро,
Папин я включил транзистор,
Мне ответил кто-то в нём:
— С добрым утром, с добрым утром
И с хорошим днём!

ВАЛЕНТИН БЕРЕСТОВ

КТО ЧЕМУ НАУЧИТСЯ 

Чему первым делом
Научится кошка?
— Хватать!
Чему первым делом
Научится птица?
— Летать!
Чему первым делом
Научится школьник?
— Читать!
Как хорошо уметь читать! 
 
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста, прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну, прочитай еще страницу".
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

БОРИС ЗАХОДЕР

ПОЖЕЛАНИЕ ПОЭТА 
 
Обычно от вас это держат в секрете.
А я не скрываю, товарищи дети.
Хочу, чтобы вы, дорогие читатели,
Даром за чтением время не тратили.
Хочу, признаюсь откровенно и честно,
Чтоб книжку вам было читать интересно…

ТАТЬЯНА ГУСАРОВА
 
ВОВА-КНИГОЧЕЙ 

Не знаю я даже, как вам и сказать:
Наш Вова на днях научился читать.
Спит с книжкой в обнимку всю ночь напролет,
Проснется – и тут же ко всем пристает,
Прочтет два-три слова и просит: "Проверь!"
Он гордый такой: "Я читатель теперь!"

Мы всею семьёю за чтенье взялись,
Нас Вова заставил.
Эх! Вот она, жизнь!

АВТОРОВ СТРАНЫ ДЕТСТВА ПОЗДРАВЛЯЕМ С ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ