В бунтари?!!

Никоф
А НЕ ПРОЙТИСЬ ЛИ НАМ?..

... в день казни Степана Халтурина (повешен неопознанным в Одессе в 1882-м году) мимо старого (открыт в Вятке в 1923-м году) памятника тому, кого Ленин причислил к «молодым штурманам будущей бури». Приглашаю с собой и новых виртуально залетающих на мою страницу  "буревестников" и "бунтарей"...
Земляк Степан Халтурин был одним из героев моего детства.
Классе в шестом-седьмом я даже стих сочинять начал. Но дальше двух строф не пошло.
"Ржут в лугах за Вяткой кони.
Ходит ветер в поле с житом.
Но мужицкие ладони
горько пахнут динамитом.
Не молиться и не плакать -
в бунтари и террористы:
буйну голову на плаху,
сердце звонкое под выстрел..."

Слава Богу, всю эту  ррреввволюционную ррромантику из меня быстро выдуло речным ветром. В Истобенске, где трудно, но вольно и счастливо проходило моё детство, старики рассказывали, как сельский сход постановил "удалить из села родного брата неудавшегося цареубийцы". А ведь Петр Николаевич Халтурин достойно служил учителем в Истобенской начальной школе и слыл грамотным наставником. Но прадеды мои посчитали "безнравственным и подающим дурной пример молодёжи" сам факт этого родства.
А Стёпу жалко! - сбили его с панталыку чужие - не вятские. Политссыльные задурили голову сельского паренька и отчаянного гармониста идеей-фикс о создание коммуны в Америке. Рисовали "реальные планы переехать туда". Тем более что в 1875 году Степан после смерти отца получил свою долю наследства. Положил их на осуществление заветной мечты, поверил, повёлся. Но когда добрался вятский мечтатель до Москвы, понял, что его кинули - обманули, забрав деньги и паспорт. Позорному возвращению в Вятку ожесточившийся на весь мир горе-романтик предпочёл новых друзей-марксистов и новый фальшивый паспорт для такой же фальшивой цели.
А руки у него были золотые! Как бы истерично не клеймили его "публицисты эпохи гласности" недоучкой и неумехой, обозвав даже весьма образно - "кровавый халтурщик", был Степан Николаевич из породы вятских чудо-мастеров - искусный столяр-модельщик, знаменитый лакировщик и составитель лаков, опытный полировщик. А в Зимний дворец взяли Халтурина на работу после того, как сам Александр II восхитился его отделкой и лакировкой царской яхты.
Но "пламенные революционеры" так умело и настойчиво вели его по пути "борьбы с самодержавием", что заставили забыть его же недавний призыв к рабочим-кружковцам не вступать на путь террора: "С этого пути возврата уже нет!"
Как произошло перерождение рабочего человека в нелегала-террориста, об этом было высказано немало противоречивых мнений, с противоположными оценками совершённого им.
В результате его "подвига во имя народа" - террористической акции с организацией страшного взрыва в Зимнем дворце погибли 11 солдат - героев Русско-турецкой войны, за свои подвиги зачисленных на службу при государе, 56 были ранены...
Символично, что помощь им среди прочих врачей оказывал и недавний выпускник Медико-хирургической академии Владимир Бехтерев, ровесник и земляк Халтурина.
Исторический дом выдающегося русского учёного-психиатра в нашем городе цел, а вот памятника Бехтереву нет. В отличие от памятника, к которому я вас сегодня привёл.
Когда в истерию "перестройки" требовали снести этот "памятник террористу", я был против. Наоборот, надо сделать у этого памятника нечто вроде Мемориала вятской доверчивости. Чтобы предостеречь этим ярким и скорбным примером трагедии духовного перерождения личности от новых попыток "перестройки вятской ментальности". Те, кто ещё недавно пытался её искоренить (не хочу цитировать временно присланного из столицы бывшего либерал-губернатора), вряд ли знали слова педагога Вятского земского училища, литератора Матвея Леонтьевича Песковского: "Вятский крестьянин, если нужда не загнала его в угол, сметлив, расторопен, изобретателен. Не изведав крепостного права, он непринужденно и с достоинством держит себя в отношении "сюртучного люда", т.е. всех тех, кого называют нарицательным именем "барин".
Ныне в родной моей Вятке, до сих пор носящей партийный псевдоним другого революционера, новые перестройщики народной жизни. "Почти политссыльные". Только наоборот - сосланные во власть. Очередные командировочные начальнички - вплоть до губернатора. С непреходящим чувством глубокого омерзения узнал о задержании "по подозрению во взятке" очередного очередного. На этот раз не губернатор, а всего лишь вице-губернатор. Не последний в этой "вертикали власти". "Имя им - легион". Чужие во всех смыслах. И чуждые нашей Вятке. Останутся ли они в её истории? Разве что в виде наглядного материала для стенда в тот самый будущий мемориал.
В назидание поумневшим землякам.
Если захотят и успеют поумнеть...
Я вот поумнел, пробунтовав страну, в которой родился. Понял под старость:

"Нету свободы без крови" -
бунт не уложишь в лимит..."

Но и не думать сегодня над бунтарскими призывами тоже не могу себе позволить.

"Братья, терпеть уже хватит -
власть надо брать на прицел:
выдернуть жадные руки,
чтоб воровать не смогли.
Вот до чего эти, суки,
русский народ довели!"
В этом аспекте, пожалуй,
"чаша с краями полна"...
Всё же,
              лукавый,
                не балуй! -
это большая страна.
И под любые аспекты
я не желаю ей зла.
Слишком простые рецепты...
Слишком болезнь тяжела...