Дима Лисов, не первая практика 3

Андрей Ганюшкин
Никаких препятствий для осуществления задуманного я не видел. Поэтому немедленно собрался и двинулся в путь.

Кто-то из сожителей по кубрику меня окликнул:

- Куда путь держишь,странник? Знаешь ли ты,что найти путь можно лишь его не ища?

Надо заметить , что наслушавшись песен Гребенщикова и начитавшись уже не запрещенных,но еще и не разрешенных эзотерических книжек(хотя это слово тогда было еще не в ходу) некоторые из нас выражали свои мысли несколько странновато.

- Хочу повторить путь Бодхисатвы,а если он будет пролегать мимо пароходства,то спросить у этих достойных людей,не задолжали ли они мне какие-нибудь бабки,-смиренно отметил я.

По прошествии времен дословно воспроизвести тот диалог уже нереально,но почему-то мне хочется,чтобы он звучал приблизительно так.

Несмотря на то,что во время этого обмена фразами мой товарищ был одет по-домашнему: в запачканные краской штаны от робы и грязный тельник,через минуту уже бежал за мной полностью одевшись в цивильную одежду и собравшись,пусть тогда это было одно и тоже. По дороге к трапу он на ходу рассказывал о цели нашей вылазки встреченным однокурсникам,которые тотчас почему-то кардинально меняли свои планы на день и присоединялись к нам. Выйдя за ворота порта,я с некоторой озабоченностью отметил,что даже случайно попадавшиеся на улице товарищи, коих прежде лишь приветствовали при встрече,слегка прикоснувшись к воображаемой шляпе, почувствовав магнетизм толпы и,немедленно присасывались к нам ,влекомые какой-то мистической силой. Со стороны шествие должно быть быть выглядело необычно - ватага веселых целеустремленных ребят,прямо-таки материализовавшиеся герои книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».

Стоит ли упоминать,что первоначально озвученное мною предположение уже трансформировалось в свалившееся на меня откуда-то с неба немыслимое богатство,которое необходимо срочно получить. Примечательно ,что далеко не ко всем ,шагающим в ногу будущим морским волкам,я испытывал приятельские чувства ,с некоторыми из них я был едва знаком,но именно они наиболее убедительно рассуждали о высших человеческих ценностях,среди которых особняком стоит дружба,а все материальное - ничтожная пыль и т.д. Перебирая ногами по тысячелетним булыжникам , я испытывал стойкое ощущение , что рядом со мной марширует целая рота, хотя в действительности нас было больше десятка. Посетило откровение,что друзья облепили меня отнюдь не только из-за внезапно нахлынувшего чувства симпатии,а от сознательного или бессознательного желания отрезать мне любые ходы к отступлению

Подойдя к зданию пароходства,я все еще наивно полагал,что войду туда один,но никто не посмел остановить мою группу поддержки.

В полупустом помещении нужного этажа, бухгалтер с человеконенавистническим лицом, проверила свои бумаги и,как мне показалось,с чувством глубокого внутреннего удовлетворения проскрипела:

-Вы все уже получили,вам ничего больше не положено!

И еще более зло добавила:

-Ходют тут, только от работы отвлекают.

В этот момент я испытал даже некоторое облегчение.Уже собрался откланяться,но чувствуя на себе тяжелые взгляды будущих покорителей морей, никак не решался сделать шаг.

Вдруг кто-то осененный какой-то безумной мыслью ляпнул:

-Зайди еще в валютный отдел. Вдруг тебе чеки ВТБ начислили!

Кто не помнит, чеки выдавались в качестве альтернативы твердой валюте и подлежали отовариванию в магазинах Альбатрос, где , как тогда казалось,было абсолютно все. Естественно, они были предметом спекуляции и продавались по курсу от 10 до 15 твердых советских рублей. Напомню, что стипендия нашего брата-курсанта была 12 рублей.

Чеками иногда платили за некоторые виды судовых работ, крайне редко давали премию или получали вместо валюты при заходе в соц-страны. Учитывая то,что из 4-х месяцев работы матросом,за границей я был недели две максимум,сделав пару рейсов из Таллина в Мальме,а остальное время проведя на северах,шансы получить чеки для меня были равносильны нахождению клада при выходе из здания. Но неумолимая энергия коллективного разума не оставляла выбора.

Поднявшись на 2-й этаж и протянув удостоверение хрупкой женщине средних лет, я раздумывал,как вообще в меня втемяшилась эта дурацкая идея обивать пороги ,и зачем я привел с собой всех этих людей. Но спустя минуту от первой части этой мысли не осталось и тени. Зато вторая превратилась ноющую боль.

-ЗАЧЕМ Я ИХ ПРИВЕЛ??

А все дело в том,что юркая женщина извлекла из кипы бумаг какую-то ведомость и равнодушным голосом попросила расписаться напротив моей фамилии,еще через минуту протянула мне ЦЕЛЫХ шесть рублей чеков! К сожалению, я уже никогда так и не узнаю, за что мне полагалось это богатство.

Даже шесть советских рублей казались солидной суммой , можно было бы где-то весело попить пива с ребятами, особенно, если бы последних было поменьше. Но ШЕСТЬ РУБЛЕЙ В ЧЕКАХ ВТБ!! Я лихорадочно раздумывал, что могу купить на эти деньги,это же больше, чем вся валюта,полученная за всю прошлую практику. Но мои однополчане , похоже , имели иные планы.

Я предложил, как мне казалось,компромиссный сценарий: мы сейчас идем в магазин “ Альбатрос”,где я покупаю себе все,что хочу,а остатки мы меняем на рубли и тратим. Да,запросы того времени отличались непередаваемой скромностью,в реальности я даже не представлял,на что можно было потратить такие деньжищи.

Но коварные товарищи предложили иной план:

-Давай продадим один рубль по хорошему курсу(я знаю где), попьем немножко холодненького пенного напитка , потом проводим тебя до « Альбатроса» ,отоваришься там,а если останутся денежки ,то истратим и их, а не останется, то ничего страшного.

То ли я не заподозрил подвоха,то ли решил перенести поход в Альбатрос на другой день,но поддался на заведомо провальный проект.«Быстро» ничего не получилось,был экскурс по ресторанам Старого города, в тот вечер мне, наверное, легко бы дался киношный образ Кисы Воробьянинова в известной сцене с двумя сотнями рублей от Бендера. «Альбатрос» закрылся,чем тогда торговали узнать было так и не суждено.К ночи мое богатство растаяло как дым,вместе с ним и растворилось и большинство друзей,что так рьяно помогали его тратить.