Поэтические шали... Энциклопедия одного слова

Натали Самоний
ШАЛЬ1, -и, ж. Большой тканый или вязаный платок.
— Это шаль моей жены! — говорил Мановский, проходя по гостиной и видя лежавший на диване платок Анны Павловны. Писемский, Боярщина. Выходит тетка. --- На плечах у нее накинута большая персидская шаль. Бунин, Антоновские яблоки.


ПОЭТИЧЕСКИЕ ШАЛИ
(тематический цикл)

1. БЕЛОЕ ОДИНОЧЕСТВО

РассЫпалась на крошки небесная душа,
И сыплет за окошком, снежинками шурша.
Слезинки снеговые – замёрзшая печаль:
Мы больше не родные... И в воздухе вуаль.

За белою вуалью печальный взгляд разлук...
Укроюсь белой ШАЛЬЮ, как прежней лаской рук.
Рассыпалась на крошки замёрзшая душа...
Растаять бы в ладошке, от нежности дрожа;

В твоих руках кружиться, взлетать и таять вновь,
Но лишь бы не разбиться мне льдинкой о любовь!
Ведь счастье  недалёко, разлука – мелкий зверь...
Не будь мне чужеоким в сезон лихих потерь!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2010/12/19/7157


2. НОЯБРЬСКАЯ ОСЕНЬ – БАЛЬЗАКОВСКАЯ ДАМА...

Ноябрьская осень –
Бальзаковская дама:
Наряд скромнее носит
И любит мелодрамы,

От чувств всё чаще плачет
И смотрит с грустью в дали,
Тоску о прошлом прячет
Под крылья снежной ШАЛИ.

Сердясь на отраженье,
Всё реже смотрит в лужи.
Но с неким упоеньем
В печальном вальсе кружит...

Ноябрьская осень –
Бальзаковская дама*,
У неба слёзно просит
Влюблённого Адама.

С душою скрытой Евы
Предчувствует миг страсти:
Ждёт, с трепетом во чреве,
Декабрьское счастье.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2010/11/05/1248

*Бальзаковский возраст — выражение, ставшее общеупотребительным после появления
романа «Тридцатилетняя женщина» французского писателя Оноре де Бальзака.


3. ЗИМНИЕ СЛЁЗЫ

Глянь, у туч прохудился мешок –
В дальних странах снегА растеряли.
Кто-то зиму на слёзы обрёк,
Снегопад на дожди разменяли.

Плачет полдень январский взахлёб,
По стволам хлещут стылые слёзы.
Грустно в небо глядит небоскрёб:
Где же стёкол морозные розы,

Где же льдов монолитный хрусталь,
Луж застывших зеркальные лики,
Поднебесья волшебная ШАЛЬ,
Где ж сугробов искристые блики?

Только небу вопрос невдомёк,
Всё скулит, что кутёнок* незрячий...
Кто-то зиму на слёзы обрёк:
То и дело, всё плачет и плачет.
________________________________
*Кутёнок – то же, что и щенок собаки.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2012/01/09/652


4. ВЕСНЫ ЧАРУЮЩАЯ ШАЛЬ

А  шаль  зимы проедена весенней молью:
И тут, и там – проталины видны кругом...
И солнце марта – с материнскою любовью –
Питает луг снегов топлёным молоком.

Сменила ШАЛЬ земля... Сверкая, первоцветы
Тотчас украсили весенний окоём.
И настроение – восторга самоцветы,
Давно растаял серой грусти снежный ком!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/04/03/6629


5. ВЕСНА УЛЫБАЕТСЯ!

Весна в венке из первоцветов
Идёт, как будто бы плывёт.
А в косах – солнце, море света…
Улыбкой плавит зимний лёд.

И на плечах – тончайшей ШАЛЬЮ –
Ветров-зефиров лёгкий плат.
Уже зима за дальней далью…
Растаял снежный рафинад.

Узоры смелых первоцветов
Питает ласковый ручей…
А птичьи трели – сто сонетов,
Сочнее праздничных речей!

Весна медовою улыбкой
Согрела множество сердец:
Вновь луг стал яркою открыткой,
А значит, зимушке – конец!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/03/14/8262


6. ЧЁРНЫЕ ШАЛИ
(вдовам Великой Отечественной войны посвящается...)

От горя вдовьего Отечество стонало,
Платками чёрными скорбели головы.
А слёзный дождь казался знойным оловом,
А боль безмерная стенаньями хлестала…

Рыдали жёны безутешно каждоденно…
Была Земля изранена погостами.
Терзала скорбь сердца слезами острыми:
Свинец беды впивался внутривенно…

Чумной войной был мир так долго болен –
Косою смерти земли сплошь проораны.
ЧернЫ платки – раздумий тяжких вороны…
Был бабий век печалью обездолен.

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2021/03/29/683


7. ВЕСЬ ДЕНЬ – СНЕГОПАДНО...

Над домом корявые голые кроны –
Он будто у монстра в огромных руках.
С морозами споря, горланят вороны...
А золото листьев теперь – прелый прах.
 
И золото солнца сомнительной пробы:
Уже скуповат на тепло небосвод.
То там, а то тут – херувимы-сугробы,
Ведь снег бесконечно идёт и идёт...

Раскрытой тетрадью привиделась крыша –
Под белою ШАЛЬЮ наш старенький дом.
Трубой дымоходной пыхтит, словно дышит...
Весь день – снегопадно... Зима за окном!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2019/12/20/8360


8. ЛУГ – В ЦВЕТАХ МУСКАРИ…

Вот снега сбежали,
Сплошь – ручьи вокруг.
Из-под синей ШАЛИ
Вновь «гадючий лук»

О весне трезвонит
Множеством цветков:
– В  солнечной ладони
Век сиять готов!

Луг – в цветах мускари –
Салютует май!
Синие стожары,
Вы – созвездий рай!

Натали САМОНИЙ,
http://stihi.ru/2020/10/01/4535


*СтожАры — древнерусское народное название звёздного скопления Плеяды.

*Мускари, мышиный гиацинт, гадючий лук (Muscari)
Семейство: Гиацинтовые или Лилейные



ЭТО ИНТЕРЕСНО:
Шаль. История покорения женских сердец.
У многих народов - немцев, французов, англичан, русских и др. - слово «шаль» звучит примерно одинаково, так как заимствовано из персидского языка (перс. schal.).
Мода на шали возникла в Европе после египетского похода Наполеона Бонапарта. Именно тогда Наполеон  привез своей обожаемой Жозефине Богарне множество восточных подарков – сокровищ, среди которых были кашемировые, или, как было принято говорить, кашмирские шали. Супруга императора сходу ввела шали в обиход, с ее легкой руки шали стали неотъемлемой частью гардероба французских аристократок, быстро распространившись и по всей Европе. И конечно в  России.

Именно Жозефина и ее интимный кружок оказали серьезное покровительство талантливому портному Леруа, который стал одевать весь императорский двор и считался творцом новой моды в стиле ампир. Однако ампирные туалеты были, при всей их привлекательной легкости и прозрачности еще и очень холодными! А климат Париж все-таки отличался от климата Древней Греции. Врачи умоляли запретить эту моду, предлагая дамам отправиться на кладбище Пер-Лашез и посмотреть, сколько хорошеньких ветрениц умерло из-за нее от простуды. Однако женщины, не желавшие расставаться с обольстительными нарядами, предпочли решить проблему проще и стали греться с помощью новинки – теплых шалей.

К тому же, на платьях с кружевами, бантами и фижмами, шаль бы просто потерялась и прикрыла бы его пышное великолепие. А вот простое светлое платье эпохи ампира оказалось будто созданным для того, чтобы оттенить его строгость яркой шалью.  Они нашли друг друга – платье, напоминающие об античных временах, и накидка, напоминающая о них же.

Шали были всевозможных форм и размеров: длинные, квадратные и даже восьми­угольные. Особенно ценилось искусство драпировки шали. О женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты».  Шаль была настолько популярна, что в начале XIX в. появляется танец «па де шаль». Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века. Подтверждение данному факту можно найти в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", где Мармеладов рассказывает Раскольникову: "Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила".

Авторитетный журнал для дам не менее авторитетно заявлял: "Едва ли нам известен лучший способ проверить вкус настоящей леди, чем посмотреть на её выбор шали и на манеру носить её".

Один конец шали обертывали вокруг руки, а другой спускался до самой земли. Чтобы шаль удерживалась в нужном положении, сохраняла красивую драпировку, в ее углы вшивали маленькие металлические шарики, иногда такие шарики вплетали в кисти.

А на Руси женщины до конца XVII века покрывали голову белым льняным  полотенце с вышивкой – убрус, который постепенно уступает место разноцветному платку.  Слово платок исконно русское, «плат» - кусок ткани. А спустя еще 100 лет ( 1790г. ) в русском языке появляется персидское слово «шаль», означающее большой узорный платок.

Считается, что производство первых шалей  началось  еще в XV веке в Кашмире, на северо-западе Индии. Там  столетиями разводили коз с нежнейшей шерстью, из которой ткали тончайшие покрывала – "шали", предмет мужской одежды! Да и сама профессия была сугубо мужской. Шаль могли вышить, а могли и соткать, и вторая разновидность ценилась куда выше первой.

Шали, привезенные из Индии, стоили баснословно дорого! И эта дороговизна вполне объяснима: над обычной шалью три ткача трудились несколько месяцев, а сложную, с замысловатым узором, ткали от полутора до четырех лет. Кашмир вообще славится в мире высоким качеством шерсти (пашмин и шатуш). Суровые зимы с температурами, доходящими до 35 градусов мороза, способствуют появлению толстого подшёрстка у козочек.

...

Очень популярны  во времена правления Наполеона III  и его жены императрицы Евгении становятся небольшие шали из французского кружева «шантильи».

...

К тому времени в холодном российском Оренбурге вовсю уже вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки  и шали из козьего пуха. Как гласит легенда, первая оренбургская шаль была подарена императрице Екатерине II одной казачкой. Царица поразилась искусной работе, щедро одарила мастерицу, но приказала слугам ослепить ее, чтобы никто ничего подобного больше не сделал. К счастью, у казачки была дочь, которой она успела передать секреты вязания. Такова легенда. Мы знаем, что, начиная с середины XIX века, оренбургские пуховые изделия не раз удостаивались медалей на Всемирных промышленных выставках в Лондоне, Чикаго, Брюсселе. Размером 3,5м х 3,5м, легкие ажурные паутинки поражали своей красотой и тонкостью – платок можно было продеть сквозь золотое колечко и уместить в скорлупе гусиного яйца.

С более полной информацией о шалях можно ознакомиться по следующей ссылке:
https://bellezza-storia.livejournal.com/136575.html


ИЗОБРАЖЕНИЕ:
Б. М. Кустодиев. "Купчиха с зеркалом", 1920 год.
https://bellezza-storia.livejournal.com/136575.html