Падмасамбхава. Совет о том, как правильно практико

Алесь Ромашкин
Прибыв по приглашению царя
в Тибет из Уддияны, гуру
Падмасамбхава в Самье был.
Там дал учение
царю, военачальникам и прочим
в восточной части храма.

  И поскольку
они не поняли его,
он изложил повторно:
    
Сколько бы
я б ни учил, они не понимают;
и занимаются неверно. Если вы
практиковать хотите Дхарму, поступайте:

Мирянином-буддистом быть - не значит
четверку соблюдать обетов главных -
деяния отринуть неблагие.

Послушником (шрамана) быть - не значит
взять чистоту внешнего облика, но значит
практиковать, и правильно. Монахом
быть - не просто обуздать
речь, тело, ум в своих делах-заботах
и соблюдать запреты - это значит
объединить все корни добродетели с Путем.

Быть добродетельным - не просто
носить все желтое - но значит
страшиться созреванья кармы. Быть
духовным другом -
не просто важный вид иметь:
но быть защитником существ. Йогином -
не вызывающе себя вести,
а слить свой ум  с природой дхарматы.

Кто практик мантры -
там не просто заклинанья,
но просветление достичь путем
объединенья знания и средств.
Кто практик созерцанья - жить в пещере -
осваивать смысл естества. Отшельник -
не просто жить в лесу - но ум
от двойственного восприятия избавить.

Ученым быть - то значит различать
ложное с правильным. Быть бодхисатвой -
не отказаться от корыстных интересов,
трудиться для освобождения живых
от клеш сансары.

Верующим быть -
не слезы проливать, но это значит
вступить на Путь.
Усердие - не значит заниматься
без устали делами разными: но значит
упорство в примененьи средств,
дающих выход из сансары.
Щедрым быть -
не значит просто отдавать
с пристрастием и с умыслом: но это
значит свободным от привязанностей быть.

Устные наставления не значат много книг -
немного слов, но прямо в цель, внося
в твой ум суть смысла. А воззрение не значит
лишь философию, оно - свобода от границ
конструкций умственных.

И медитация - не сосредоточение на чем-то:
но пребывание ума в естественной способности познать,
от сосредоточения свободной.

Спонтанность действия не значит в поведеньи разнузданность -
свобода от привычки держаться за иллюзии.
А праджня - не острота ошибочных мышлений - пониманье
свободы дхарм от умственных конструкций.

Суть обучения -  не слушанье речей,
но отсеченье ложных представлений
и постиженье сверх способности ума.

Мышление не значит только путь рассудка, созданье домыслов -
но отсечение ошибочной привязанности.
И ума природа познана, ты пребываешь в ней.


Не заблуждайся, полагая, что смысл учения - в словах;
но практику с собой соедини - и обретешь освобожденье от сансары.