Мы все родом из детства - 3- Бабаня и её помощницы

Лидия Толченникова
1 часть:  Совместный труд и отдых

Как только наступало лето, любимое место для всех  было на Волге. Детей  было  много, жили  мы все скромно, дружно.  Старшие  соседские девочки и мальчишки всегда брали  нас с собой, называли нас  хвостиками.  Своё свободное  время мы  проводили с пользой для дела.  Прежде чем нам  с сестрой сбежать купаться, бабаня  давала поручения.  Надо сделать постирушки! Это значит, что  берём  три оцинкованных тазика с ручками, складываем в них хозяйственное мыло, кальцинированную соду и всё то, что приготовила бабаня  для стирки. Получив напутственные слова – « смотри,  утонишь, домой  не приходи!», мы  пулей вылетали за ворота и неслись на Волгу!
        Все  подружки  на берегу или сейчас подойдут. Набираем в тазики воды и заодно успеваем   быстро окунуться. В два тазика замачиваем бельишко, старательно  намыливаем. Третий  тазик  стоит  в сторонке с водой, нагревается  на солнышке. Вот первый этап стирки завершили, можно купаться вдоволь! Купаемся до посинения! Всё, выходим на берег согреться и постирать белья. Тщательно  трём детскими кулачками каждую тряпицу, внимательно разглядываем  всё ли  чисто и оставляем в  мыльной воде.  Проверяем, как согрелась вода в третьем тазике, разводим соду. Ура!Стирка  идёт своим чередом, можно купаться.
       К годам пяти мы все умели плавать.Бесстрашно  заходили в глубину, наставления инспектора охраны  пролетали мимо наших ушей. К берегу были причалены  деревянные лодки. Их было так много! Чтоб жить на Волге и не иметь своей лодки, это была редкость. Мы бегали по ним, перепрыгивали с одной на другую, играли в догонялки. Ныряли с лодок, проплывали под ними.
       На обед  домой мы не ходили, всё брали с собой. Кусок хлеба, сушёная рыба, яблоки, помидоры, компот была наша постоянная еда. Перекусили, продолжаем стирку.
        К этому времени вода на  солнце прогрелась, горячая. Быстро стираем и складываем в третий тазик,чуть позже  будем всё достирывать, до чистоты. Мыльную  воду объединяем в один тазик и  кладём все тёмное бельё.  В  третий тазик набираем чистой воды, чтоб грелась, а сами  идём купаться. И так целый день купаемся и стираем. Под конец стирки всё бельё надо отполоскать в Волге. Хорошо  отжать, распрямить, развесить по  краям лодок.  От яркого солнца бельё  быстро высохнет, мы аккуратно свернём и с готовеньким бельём идём домой.  К  приходу  родителей с работы, мы должны быть дома.  Бабаня  ещё даёт поручения. Из  колонки натаскать воды, подмести двор, нарвать  травы, продолжать борьбу с колючкой.
         За время, пока мы на Волге, бабаня раза два подойдёт  к  краю яра и покричит нас. Проверит   здесь ли  мы, спуститься на берег, ей было тяжело. И так по очереди с другими соседками они ходили на Волгу и следили за нами. Иногда  бабаня сидела на скамейке около ворот, с ней  рядышком был наш младший братишка. Тогда она  просила проходящих мимо неё людей, кто шёл купаться, проследить за нами. Или спрашивала, тех,  кто возвращался   с Волги о нас и они подтверждали, что купаемся и стираем.
         В наше детство,газ  ещё не был проведён, варили  еду на керосинке,керогазе, примусе. Приборы, для приготовления пищи, коптили,  вспыхивали, чадили. Края  у  кастрюль, сковородок, тазов   покрывала копоть,  сажа. Всю, грязную работу, мы делали на Волге. Старшие девочки заранее объявляли, что завтра будем чистить посуду. А это значит, кто желает, приходит рано  на берег. С вечера мы вместе с  бабаней  перебирали  посуду.
        Утром, в  большую плетёную,двуручную  корзину  укладывали всю утварь.Брали   старенькие тряпки, мочалки берестяные, мыло, соду и шли на берег. Бабаня   складывала  для нас  еду в кирзовую  сумку.  Она  знала, что вернёмся домой после обеда, ближе к вечеру.
        На берегу собиралась большая группа  желающих.  Сегодня  старшие ребята возьмут лодки, вёсла  и переправят всех нас на песчаную косу. С помощью  речного песка мы  до блеска чистили всю посуду, просушивали, прожаривали на солнце.На косе было здорово! Мы купались в  больших, глубоких  ямах.  Они были  посередине  косы, полные горячей воды. Пологий берег  уходил вглубь Волги, получалось мелководье.  Как здорово  бегать по кромке воды!  Мокрый, плотный   песок не проваливается под ногами, а за спиной твоей остаются брызги воды!  На  песках был для  нас рай!  Мы  радостно плескались, загорали.  Все без устали  гонялись друг за другом по горячему песку, обжигая ступни,  зарывались в песок, оставляя одну голову. К концу лета нашу  кожу  покрывал загар  тёмно - коричневого цвета.
        Наш  яр был  каменистый, из мелового камня, берег покрыт галькой, резко уходил в глубину. Камни   резали  ступни ног, вода прогревалась, но была просто тёплой. Подводные  ключи были холодными, от них  сводило ноги. На нашем берегу такого раздолья, как  на косе, для нас не было.
         Время мы узнавали по песочным часам. Ближе к полудню, прятались  под краснотал, в тень, отдыхали от  жары. Накрывали общий стол, застилали песок ветошью.  Обедали  все вместе, делили всё на всех.  Как только начинала спадать жара, быстро  собирались домой.  Складывали  всё в корзины  и грузили в  лодки. Обязательно  купались, чтоб хорошенько смыть с тела  прилипший песок, а затем  дружно рассаживались  по своим  лодкам.  Мальчишки садились за вёсла, усердно гребли, обратно возвращались против течения реки.
       Каждый день для нас был расписан, мы  обязательно  делали домашние дела, но нам хватало время и для игр, и для общения с друзьями.

2 часть  -  Наши  детские увлечения

Как и все ребята, мы старались  рано проснуться и убежать на утреннюю зорьку рыбачить. У всех были свои определённые места ловли.  Кто ловил с берега, другие с лодки,  взрослые ходили ловить с мостков  на «Элеватор», на «Нефтебазу». А  нам  родители разрешали  ловить  только   с  нашего берега или в овраге.
          Вечером мы шли в овраг копать червей. В навозной   куче червяки были самые – самые для  ловли рыбы. Они были красные, тонкие, длинные, живучие!  Консервную, железной  банку с червяками, бидончик под рыбу, две удочки, запасные крючки, леску мы готовили с вечера. Утром брали только кусок хлеба,  и чтоб нас  не перехватила бабаня или  родители,  быстренько смывались на рыбалку. Рыбалка тянула всех! Это такое интересное увлечение! Мы ловили всякую мелочь: густёрку, краснопёрку, окуньков, ершей. Была хороша  на  вкус  плотвичка, которую  мы называли дриской.  Эта рыбка тонкая, нежная,  блестящая, но очень ранимая. Домой возвращались часа через три, заканчивался клёв, наступала жара. Да и рыбу надо доводить до ума, как говорила бабаня.  Мы  сами солили свой улов. В ёмкость  ряд за рядом раскладывали рыбу и  пересыпали солью, клали гнёт.  Буквально через день -  два  наша мелочь была просолена, сушили свой улов на чердаке.  Если рыбу передержать, то надо обязательно вымачивать в воде, но при этом рыба теряет свои  вкусовые качества.
            Вечерами мы все собирались на лавочках около дома, выносили свою рыбу и наслаждались свежим уловом. Рыбу сушёную мы обязательно ели с хлебом, это был наш ужин.  Столько её нашелушим за вечер!  Угощали друг друга, делились опытом ловли и засолки. Летом обязательно приезжали погостить друзья наши ровесники, родственники, всем нравился такой отдых на Волге.
          Вот подходило время, когда  на полях начинали созревать злаковые культуры. И тут наши старшие ребята приглашали всех  нас   с собою  в степь. Объявляли, что настало время выливать сусликов! Надо договориться, что делают старшие ребята и мы, младшие помощники. Радости нашей не было придела. Все любили это полезное занятие для колхоза и для себя.  Вечером старшие ребята  прикатывают  к колонке  бочку  большую, пожарную на двести литров.  Мы дружно наполняем  её водой.  Складываем   всё необходимое в сумки, утром нельзя терять ни минутки. Просим  бабаню  утром нас разбудить рано, вместе с первыми петухами. Бабаня всегда говорила: «Да идите же вы спать, хватит уговариваться, ведь сами раньше петухов просыпаетесь!»
       И вот мы все дружно идём в степь. Спокойно  переговариваемся, слушаем степь!В полном восторженном оцепенение наблюдаем полёт жаворонка! Как красиво поют птицы,стрекочут сверчки! Воздух наполнен ароматом цветов, полыни! Восхищённо наблюдаем восход солнца, красотища!
       Приходим на место ловли. Старшие обходят большую площадь, высматривают, где основные норки – лазы сусликов, а где запасные. Машут нам руками, мы несём им палки -  заметки, это значит запасные выходы.  Каждая  подгруппа сама занимается ловлей.   Вот  и солнце поднялось высоко!  Суслики вышли на прогулку,стали столбиками,замирают, наблюдают  окрестности. Считается, что суслик чистоплотное животное – пьёт только росу, ест только зерно.
            Мальчишки  лили воду в нору, а мы затыкали запасные выходы  ветошью.  На всякий случай ребята  брали капканы. Но капкан портит шкурку. Самые старшие мальчишки умели разделывать  тушку, снимать  шкурку, стягивать. Шкурку  засыпали солью, подготавливали  в «Заготконтору», сдадут и  получат  деньги.  Старшие  девочки  промывают  тушку  водой, тщательно, посыпают пряностями, солью. Мы младшие в  это время, бегали по степи и собирали траву перекати - поле. Она хорошо горела, из неё получался мощный костёр. Старшие варили  сусликов в больших котелках или жарили на палочках куски мяса. Получался настоящий деликатес! Мясо  было  нежное, сладкое, жирное  как у курицы, оно не  приедалось. Не каждая семья могла купить мясо на рынке, а здесь все наедались досыта, да ещё несли домой угощение родителям.  За угощение нас всегда хвалили и разрешали заниматься таким полезным делом.
             Факты:  « В советское время истребление сусликов решали на государственном уровне. Специально выделялись деньги на закупку шкурок, жира.  Лучших заготовителей награждали денежными премиями, грамотами.  "По данным ГосАрхива:  в Кемеровской области  всего за 35 лет было заготовлено   на шкурку   13,3 млн. сусликов, в среднем по 380 тыс. в год.»
В архивах некоторых газет и журналов есть рецепты приготовления суслика. Шкурки отправляли за границу,  знакомый даже видел  шубки крашенные.»