Белые снегири - 38 - 2 -

Владимир Остриков Белые Снегири
2. СТАТЬИ, ОЧЕРКИ, ПУБЛИЦИСТИКА

Валерий ИВАНОВ,
(Московская область, г. Ногинск.
Руководитель клуба "Звучание")

 МУЗЫКА ГЕНДЕЛЯ В КЛУБЕ "ЗВУЧАНИЕ"

В Ногинском клубе любителей классической музыки и поэзии «Звучание» состоялась встреча, посвящённая 336-летию со дня рождения композитора Георга Фридриха Генделя.
   В день встречи, 17 марта 2021 года на тротуарах была сильная гололедица, но этот каприз природы не помешал членам нашего клуба, некоторым из которых было за 80 лет, приехать и придти в назначенное время в Ногинский центр культуры и творчества «Глухово». Встреча состоялась накануне дня рождения клуба:19 марта 2021 года клубу «Звучание» исполнилось семь лет.
   Георг Фридрих Гендель родился 5 марта 1685 года в немецком городе Галле, ушёл из жизни 14 апреля 1759 года в Лондоне. Гендель немецкий и английский композитор эпохи барокко. Он написал 42 оперы, 32 оратории, много органных концертов, церковные хоралы, большое количество камерной, вокальной и инструментальной музыки. По мнению Петра Ильича Чайковского «Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных процессов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты, каких никогда не достигали другие композиторы».
    Гендель жил и писал музыку в эпоху барокко, продолжавшуюся с 1600 по 1750 год. В эти годы происходил расцвет в литературе, архитектуре, живописи и музыке. Барокко в переводе означает «причудливый», а ещё это жемчужина неправильной «причудливой формы». Эпоха барокко пришла на смену эпохе Возрождения с её гармонией простоты. В эпоху барокко появилась новая мода на вычурность, на сложный мир страстей и переживаний. Такой мир в высшей степени передавали яркие и эмоциональные оперы, кантаты и оратории . Оратория это крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Она отличается от оперы отсутствием сценического действия. В музыке появился новый жанр – кончерто-гроссо, что означает «большой концерт». Кончерто-гроссо основывается на чередовании и противопоставлении звучания всего состава исполнителей и группы солистов. Основоположником кончерто- гроссо был гениальный скрипач и композитор Арканджело Корелли (1653 – 1713). Слава Корелли в эпоху барокко была непререкаема. 
    С ранних лет Гендель проявлял интерес к музыке. В четырёхлетнем возрасте он самостоятельно научился играть на клавесине. Когда ему исполнилось девять лет, после обучения, он уже умел играть на органе, скрипке, а вскоре освоил и некоторые другие музыкальные инструменты. Ещё в детские годы Гендель сформировался как композитор и исполнитель. В 1705 году он написал свои первые оперы «Альмира» и «Нерон», поставленные в Гамбургском театре.
    По приглашению герцога Медичи в 1706 году Гендель уехал в Италию. Сначала он побывал в Венеции, потом во Флоренции, где познакомился с известным композитором Доминико Скарлатти, с которым состязался в игре на клавире и органе. В 1707 году Гендель посетил Рим. В Италии он писал кантаты, оратории и оперы, которые ставились в театрах и имели успех у итальянской публики. В 1708 году Гендель написал ораторию «Воскресение», снова посетил Рим, там познакомился с оперным композитором Алессандро Скарлатти, с Арканджело Корелли, оказавшем большое влияние на Генделя прежде всего в освоении им нового для него жанра – написании своих кончерто-гроссо.
  Ещё в 1701 году в Галле Гендель познакомился с Георгом Филиппом Телеманом (1681 – 1767), знаменитым немецким композитором, написавшим в течение своей активной творческой  жизни свыше 3600 произведений во всех жанрах, из них 40 опер. Они встречались только несколько раз, но их связывала длительная дружба: композиторы много лет переписывались. Телеман много раз руководил исполнением опер Генделя, а Гендель использовал в своём творчестве некоторые музыкальные идеи Телемана. При жизни слава Телемана не уступала славе Генделя. 24 марта 2021 года отмечался юбилей Телемана – 340 лет со дня его рождения.
       Большой успех имела  вторая итальянская опера Генделя «Агриппина», поставленная в 1709 году в Венеции. В 1710 году Гендель приехал в немецкий город Ганновер и стал капельмейстером при дворе курфюрста Георга, попросив вскоре у него разрешения поехать в Лондон. Разрешение было получено с условием через какое-то время вернуться в Ганновер.
    Гендель отправился в Лондон сначала в 1710 году, а в1712 году второй раз, получив разрешение Георга и благосклонность королевы Анны. Королева пожаловала ему большую пожизненную пенсию. Генделю предстояла большая работа для поднятия музыкальной культуры в Англии, в Лондоне в то время не осталось ни одного композитора и не был развит жанр оперы. Ещё в 1711 году новая опера Генделя «Ринальдо» была поставлена в Лондоне  в «Театре Её Величества» и имела огромный успех. После приезда в Лондон Гендель написал много новых опер и ораторий. Все они были поставлены и имели успех у публики.
    В 1714 году после смерти королевы Анны, королём Англии стал Георг, бывший курфюрст Ганноверский, давший разрешение Генделю на временную поездку в Лондон. Георг, услышав новую оперу Генделя, снова принял его в свой двор и назначил ему материальное обеспечение  даже большее, чем пенсия королевы Анны. Гендель занимал должность директора Королевской академии музыки с 1720 по 1728 год. Работая на этой должности, Гендель стремился поднять музыку в Англии на более высокий уровень. Он активно стал писать новые оперы, поехал в Германию, побывал в её городах, чтобы набрать певцов для исполнения своих опер, ораторий и других вокальных сочинений.
    Но в это время прибывают в Лондон итальянские оперные композиторы. Их оперы имели там большой успех у публики и слава Генделя была нарушена. Генделю не удалось собрать в труппу новых итальянских певцов и его новые оперы не имели успеха. Англичане долго не признавали Генделя как оперного композитора. Начиная с 1723 года он ставит ряд своих новых опер, из них три последние были с восторгом приняты зрителями: итальянские композиторы были побеждены. Британцы признали его гений. Гендель стал национальным композитором Англии. В 1727 году король Англии Георг первый скончался и на смену ему пришёл его сын Георг второй. Генделя он не любил и отдавал предпочтение итальянским композиторам. Оперы Гендель писал в основном на мифологические темы, в них всегда добро побеждает зло, а народ ведёт национально –освободительную борьбу. Последняя опера Генделя «Деидамия», поставлена в Лондоне в 1741 году.
    После этого Гендель перестал писать оперы и высший смысл в своём творчестве он увидел в создании новых ораторий. В ораториях ему удалось показать более глубоко, чем в операх, оптимизм побеждающего народа, самоотверженность героев. Оратория «Мессия» - музыкально-философская поэма, сочиненная Генделем в 1741 году и поставленная им в Дублине 13 апреля 1742 года, будет потом многие годы ставиться на сценах театров. В сороковых годах восемнадцатого века Гендель продолжал писать новые оратории. В августе 1746 года он закончил писать одну из лучших своих ораторий на библейскую тему «Иуда Маккавей». В его ораториях народ как действующее лицо в виде хора. Во всех ораториях борьба народа с захватчиками. В 1751 году здоровье Генделя ухудшилось, в 1752 году он написал свою последнюю ораторию «Иевфай», и в том же году ему оперируют глаза. Операция катаракты была безуспешной и в 1753 году наступила полная слепота. Но Гендель даёт концерты, иногда пишет музыку. Последний раз он выходил на сцену 6 апреля 1759 года: Гендель дирижировал ораторией «Мессия», а вскоре – 14 апреля 1759 года он скончался. Гендель похоронен в Лондоне, в Вестмистерском аббатстве.   
    Музыка Генделя светлая, радостная, наполнена чудесными звуками невероятной красоты. В беседе с одним из своих почитателей Гендель сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель – делать их лучше».
     Возвращаюсь к нашей встрече в клубе «Звучание», посвященной дню рождения Генделя. В назначенное время зал заполнился и встреча началась. До семилетия клуба оставалось всего два дня и я поздравил пришедших своих друзей с нашим праздником. В зале замечательный проектор, высокое качество показываемых видеозаписей, отличная акустика. В честь дня рождения клуба показана видеозапись «Праздничной увертюры» Шостаковича, дирижировал Михаил Плетнёв. Это восторженное музыкальное произведение написано в стиле эпохи барокко: нас радовали светлые, радостные звуки оркестра.
      Наша музыкальная встреча в клубе обычно продолжается около двух часов и в это время мне надо рассказывать о том или ином композиторе, поэте или музыканте и на проекторе показывать видеозаписи музыки и поэзии в исполнении профессионалов. Вначале я рассказал о некоторых моментах жизни и творчества Генделя, затем показал видеозаписи с моими комментариями. Первая видеозапись: «Сарабанда» - старинный испанский танец с музыкой Генделя. Затем был показан документальный фильм о Генделе. Следующая видеозапись: Скрипичная соната Генделя в исполнении великого скрипача Леонида Когана. В 2009 году знаменитый музыковед и просветитель Михаил Семёнович Казиник в одной из своих передач на радиостанции «Серебряный дождь» рассказывал о жизни и творчестве Генделя. В ходе  рассказа звучала музыка этого композитора, фрагмент из его Кончерто гроссо, опус 6. Казиник говорил, что Гендель верил в изначальную гармонию, в свет, в чудо, в добро, в могущество человека. По его словам Гендель композитор света и его музыка поможет энергетическому здоровью человека. В конце передачи звучал антем «Аллилуя» Генделя, ставший в наше время звуковой заставкой Лиги чемпионов по футболу.
      Следующая видеозапись – «Придворные танцы эпохи барокко под музыку Генделя». Расцвет бальной культуры начался в Средневековье во Франции. Бал – торжественное событие, он сопровождается торжественной музыкой, танцами, строгим этикетом и правилами поведения. В эпоху барокко продолжался расцвет бальной культуры. Одежда танцоров должна была соответствовать моде: женщины танцевали в платьях декольте, в длинных, широких юбках, мужчины – в напудренных париках, в панталонах до колен, в белых рубашках с кружевами, в камзолах, с бантами на груди.
      Стиль барокко -  это вычурность, пышность, галантность. Манера исполнения танцев: плавность, мягкость, изысканность. В эпоху барокко на балах в моде были прежде всего король танцев менуэт, затем и другие танцы: контрданс, гавот, сарабанда, жига, ригодон, лур, бурре, аллеманда, куранта, хорнпайп. Показана видеозапись придворных бальных танцев. Страна Великобритания, год выпуска 2007. В большом зале с колоннами на сцене играл барочный оркестр и под чудесную музыку Генделя танцевали нарядные профессиональные артисты. 
      Приглашая своих друзей на эту встречу, я предупредил члена нашего клуба, руководителя студии  танцев Ольгу Николаевну Малышко о том, что будут показаны барочные бальные танцы и к нам на встречу она пригласила участников студии. Показанные танцы произвели на наших танцоров большое впечатление и даже они выразили желание разучить движения и впоследствии танцевать.
    Следующая видеозапись –  «Музыка для королевского фейерверка». Это восторженная музыка, сюита, созданная Генделем в 1749 году по заказу короля Георга второго для праздника по случаю заключения Ахенского мира в войне за Австрийское наследство. Основное торжество по этому случаю состоялось в лондонском  Грин-парке  27 апреля 1749 года. Сначала прозвучала музыка Генделя: играл большой оркестр, состоящий из духовых инструментов – труб, валторн, гобоев, фаготов и ударных литавр. После выступления оркестра был произведён грандиозный салют. Многочисленные зрители радовались торжеству. Был показан фрагмент этой сюиты, которая и в наше время часто исполняется.
     «Музыка на воде», написана Генделем в 1717 году. Она должна была способствовать его примирению с королём Георгом первым. Эта музыка прозвучала, когда король прогуливался на своей барке по Темзе. Возле судна короля находилось судно с музыкантами: музыку Генделя играл на самых разных инструментах оркестр, состоящий из пятидесяти человек. На встрече прозвучала и эта популярная в наше время музыка.
    Завершилась наша встреча видеозаписью из Лондонского Дома Музыки: Лондонский Гендель-оркестр исполнял «Аллилуя» ( хор из оратории «Мессия»).
    В России эпоха барокко ярко проявилась в архитектуре, а западноевропейские  музыкальные традиции этого времени пришли к ней через Польшу и Украину. В основу русской барочной музыки легло торжественное партесное пение в партесных концертах. В основе этого пения было противопоставление голосов солистов общему хору. Главное требование к пению: передача разнообразных чувств и движений человеческой души. В русском музыкальном барокко были черты древнерусского величавого стиля – знаменного распева. В России в это время одним из талантливых композиторов был Василий Поликарпович Титов (1650 -1715). Стиль барокко воплощался в операх, балетах, искусстве колокольных звонов. Большое влияние на развитие русской музыки оказали композиторы Максим Сазонович Березовский (1745 – 1777) и Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825). Они жили в то время, когда уже музыка барокко теряла моду и на смену ей приходила музыка, понятная не только просвещённой знати, но и простому народу – классическая музыка. Такая музыка впервые обратилась к слушателю, который ничего не обязан «понимать», если она ему нравится и затрагивает его чувства.  Переходную фазу между поздним барокко и ранним классицизмом называют «Рококо», «Предклассическим периодом». В то время в классической музыке было много барочных элементов.
     В сменивших эпоху барокко эпохах классицизма, затем романтизма музыка барокко отошла на второй план и её исполнение нельзя было услышать в концертных залах. В Западной Европе в 1920-х годах благодаря профессору Хагену начался «Генделевский оперный ренессанс». В 1922 году на родине Генделя в городе Галле была поставлена его опера «Орландо». Эта опера впервые была поставлена в Лондоне в 1733 году.  В наше время на сцене ставятся оперы и оратории Генделя. К концу двадцатого века в разных странах мира Гендель стал очень популярным композитором. Возрождение барочной музыки на российской сцене произошло позже, чем в Западной Европе: звучали только избранные оратории Генделя, а некоторые его оперы ставились очень редко. «Генделевский оперный ренессанс» начался в России в начале двадцать первого века благодаря музыковеду Михаилу Фихтенгольцу. 5 апреля 2009 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского была поставлена опера Генделя «Орландо». В её исполнении принимали участие зарубежные и отечественные музыканты. После этого в Москву и другие города России стали приезжать зарубежные дирижёры, специалисты по музыке барокко. В России появились певцы, способные соперничать с лучшими европейскими барочными певцами. В 2015 году в постановку сочинений Генделя включился и Большой театр в Москве. Гендель завоевал в России популярность и большую любовь публики. По определению Михаила Казиника Гендель – сверхгений, а его музыка, по моему мнению,  сверхгениальна: она нам нужна сегодня больше, чем в эпоху барокко. Музыка эпохи барокко помогает людям победить депрессию, справиться с симптомами болезни Альцгеймера, улучшить координацию при болезни Паркинсона, способствует замедлению процесса старения организма. Слушайте музыку Генделя и других композиторов эпохи барокко!

        4.04. 2021 г.