Время первых

Елена Полякова 7
                Время первых
                Встречи с космонавтами

   Несколько лет назад ко  дню космонавтики на экраны страны вышел замечательный фильм «Время первых». В одном из откликов мне очень запомнились слова о том, что время первых уходит. И, действительно,  многих из тех лет уже нет с нами. А мне повезло хоть немного соприкоснуться с этим удивительным временем. Об этом я и решила вспомнить.
   В памяти сохранился холодный вечер в Ленинграде.  Мне около пяти лет.  Мы с папой идём по улице Красной, мы тогда  жили там,  возле арки останавливаемся и папа, показывая на тёмное небо с кое-где просвечивающими звёздами,  рассказывает  о спутнике, который впервые в мире запустили в нашей стране и который сейчас летит  высоко над землёй и посылает сигналы «пип-пип-пип». Я помню, что я очень сильно всматривалась в небо и, казалось, что вот-вот увижу этот шарик…
   Прошло некоторое время. После недолгого проживания в Крыму мы снова поселились в Ленинграде.  Я училась в первом классе. Перед Новым годом  мы получили довольно большую и светлую комнату в квартире  на четыре семьи и переехали жить на улицу Двинскую.
  Меня перевели учиться  в  расположенную недалеко школу,   работающую, наверно, ещё  с дореволюционных времён. Это была маленькая одноэтажная школа, начальная. Вокруг шли новостройки, рушились бараки и прочие старые строения. Среди новых домов поднималась и новая школа. А моя школа  работала последний год. Заходя в неё через крошечный коридорчик, ученики сразу попадали в плохо освещённый зал, где по углам располагались  круглые металлические  печки. Здесь же были  двери в классы и  учительскую. На переменах  в этом  зале ученики «стояли на голове», растрачивая   энергию, накопившуюся на уроках. Но громкий звонок быстро всех возвращал на свои места.  Так было и в тот день. Мы уже сидели за партами, но почему – то, учительница задерживалась. Наконец, она зашла очень взволнованная и даже с румянцем на щеках. Класс затих, а учительница  произнесла – «Сегодня, впервые в мире, советский человек Юрий Гагарин полетел в космос! Полёт прошёл нормально!»  Нас никто не учил этому, но весь класс дружно заорал «Ура!».  Все стали прыгать, смеяться, учительница обнимала нас. По такому случаю нас тут же отпустили домой. На улице  встречающиеся люди сообщали друг другу об этой  новости. Солнечный день и пробуждающаяся   апрельская  природа добавляли свои яркие нотки к этому событию.
   Я не видела  больше никогда такого радостного всеобщего ликования!
    Пойти во вновь построенную школу мне не удалось. Папу перевели служить в Феодосию в лётно-испытательный центр, где наряду с морской тематикой занимались  подготовкой космонавтов  и испытанием космической техники. Летом мы уже переехали  в  этот небольшой, но очень древний крымский город. Сначала снимали квартиру на улице Продольной у подножья горы Митридат, а потом в центре стали строить новые пятиэтажные  дома и мы получили двухкомнатную «хрущёвку» на улице Карла Либкнехта, ныне Земской. Так получилось, что в подъезде, где мы жили на третьем этаже, на втором этаже  две квартиры отвели под гостиницу для космонавтов. Да, такие известные люди из времени первых жили в очень простых условиях, как обычные люди.  Мне довелось увидеть некоторых из них. Как-то летом  во дворе нашего дома пронеслось известие, что приехал Гагарин. Мы, разновозрастная  детвора,  долго стояли возле подъезда и дождались, когда из него вышли  Гагарин и ещё один космонавт, которого я ещё не знала,  они пошли вдоль дома к другому подъезду, как оказалось, в гости к сокурснику Гагарина. За ними устремилась шумная и подпрыгивающая толпа ребятишек. Гагарин был приветлив с нами, шутил и, пожелав хороших каникул, скрылся в подъезде, где на пятом этаже жил его  друг. Но нам, детворе, этого было мало. Столпившись под нужным балконом, задрав головы, мы начали скандировать – «Ко-смо-нав-ты  вы-хо-ди-те!». Гагарин выходил ещё дважды на балкон и приветствовал  нас.
   Несколько раз я видела Комарова. В то время космонавтов, побывавших в космосе,   все знали в лицо. Однажды,  возвращаясь со школы,  на лестнице в подъезде я встретилась с Комаровым. Узнав его, я застыла от удивления. Наверно, у меня был очень растерянный  вид –  маленького роста, в подстреленном пальтишке, с двумя тугими косичками…  Комаров улыбнулся и спросил про дела в школе. При следующей встрече я уже не столбенела и даже здоровалась с ним.
  Очень яркие воспоминания остались о Быковском. Дело было летом. Поэтому во дворе было много детей. Он вышел из подъезда вместе с двумя мужчинами, наверно, тоже из отряда космонавтов. Все были без формы, в обычной летней одежде. Тут же сработала « дворовая система оповещения» и стайка ребятни моментально  пристроилась рядом. Все вышли со двора на улицу. Там, где сейчас стоит некрасивая девятиэтажка, а внизу расположены магазины с большими окнами, в то время находились старые одноэтажные строения. На углу была пирожковая. Помню, что были ещё какие-то маленькие магазинчики и мужская парикмахерская. Сначала космонавты зашли в малюсенький магазин, где продавались канцтовары и открытки. Потом Быковский зашёл в парикмахерскую, а его спутники остались ждать на улице, чуть отойдя в сторону и разговаривая о своём.    Мастер, мы по-детски называли её парикмахершей,  усадила Быковского в кресло, примостила белую  салфетку вокруг шеи космонавта  и принялась за дело. Мы пытались заглянуть в окно,  подпрыгивая и залезая на край ступеньки. Парикмахерша, заметив это, несколько раз махала на нас рукой, пытаясь отогнать,  и даже немного  задёрнула занавеску. Когда подстригание было завершено, Быковский попросил книгу отзывов и сделал там запись. Поблагодарив мастера и пожелав всего доброго всем, кто был в это время в парикмахерской, космонавт вышел и мужчины пошли дальше в сторону набережной. Парикмахерша, выйдя на крыльцо и стряхивая салфетку,  стала стыдить любопытную детвору за то, что мешали  работать.  Тут мы  и спросили её – «А вы знаете, кого вы стригли? Вы стригли космонавта Быковского!» Бедная женщина чуть не упала в обморок! Её усадили в кресло, где ещё недавно сидел Быковский, раскрыли книгу отзывов…Она, то закрывала лицо руками, то обмахивалась салфеткой. Потом выбежала на улицу.  Но космонавты были уже далеко. После этого и мы вернулись во двор, ещё долго обсуждая и пересказывая эту историю.
  Со временем для космонавтов и специалистов  сделали настоящую  гостиницу, а в эти квартиры поселили обычных людей. И теперь, только табличка на доме и установленный недалеко от этого дома  макет спускаемого аппарата напоминают о том далёком славном времени.