Королю танго О. Строку

Геннадий Сивак
Оскару Давыдовичу Строку,
Королю  танго,
Посвящаю.

Живучи    танго Короля,
Они бесценны,
Романсы слышатся,  моля
За  нас со сцены.

Какая музыка лилась,
Неповторимо,
Но часто вмешивалась власть,
Порой   незримо...

Шагал  дорогами войны
И пел перед бойцами,
И до победной  шел  весны,
Равнением   на знамя...
,
И   продолжал писать,
Велик был  дар Маэстро,
Мелодии звучат,
В содружестве с оркестром.


:Жизнь  знаем   непроста,
 Важна,  прекрасна роль,
Ведь   часто с чистого листа,
Вновь начинал Король.

Автор  Геннадий  Сивак.
10 апреля  2021  года.
 
Строк Оскар Давидович
(1892-1975) латвийский композитор
Творческая судьба Оскара Давидовича Строка представляет собой настоящий парадокс, какие даже в нашей богатой подобными событиями истории случаются нечасто.
Этот блистательный композитор половину своей жизни провел в безвестности, хотя написал более тысячи танго, романсов и фокстротов. Европейцы называли его королем танго, а дома, в Советском Союзе, Оскара Строка заживо похоронили. Министр культуры СССР Е. Фурцева была даже уверена, что композитор, написавший все самые известные танго, «жил в прошлом веке и вообще не в Советском Союзе». Однако Оскар Строк жил и работал именно в XX веке, хотя об этом мало кто знал.
Он родился в латвийском городе Динабурге (ныне Даугавпилс) в небогатой еврейской семье. Свой первый романс одаренный мальчик написал в 12 лет, а уже в 14-летнем возрасте закончил Петербургскую консерваторию.
В буржуазной Латвии его танго, вальсы и фокстроты охотно исполняли известные в прошлом певцы Петр Лещенко, Александр Баянов, Константин Сокольский. В СССР произведения Строка включали в свой репертуар оркестр Леонида Утесова, джазовые коллективы Якова Скоморовского и Александра Цфасмана. Позже романсы Оскара Строка пели Изабелла Юрьева, Клавдия Шульженко, Иосиф Кобзон.
Композитор и сам исполнял свои произведения. Он много гастролировал и к концу двадцатых годов накопил достаточно средств, чтобы открыть собственное дело. Он организовал частное издательство в Риге и стал выпускать еженедельный литературный журнал «Новая нива», позже открыл ресторан. Однако талантливый музыкант оказался плохим бизнесменом. Скоро его коммерческое предприятие прогорело. Спасаясь от кредиторов и налоговой инспекции, Строк вместе с женой, дочерью и сыном бежал в Германию.
Там он тоже был знаменит, но, несмотря на это, ему все-таки пришлось посидеть в долговой тюрьме, хотя и не без пользы. Композитор продолжал сочинять музыку даже там и написал одно из своих знаменитых танго «Мусенька родная».
Освободившись из тюрьмы, Оскар Строк снова оказался в опасности. В это время к власти в Германии пришли нацисты, которые начали истреблять евреев. Композитору с семьей снова пришлось спасаться бегством. Он вернулся в Латвию, где уже установилась советская власть. На какое-то время жизнь короля танго наладилась: новая власть списала ему все прежние долги, и он смог спокойно заниматься музыкой. Но так продолжалось недолго. Началась война, Латвия была оккупирована фашистами, и Строк опять вынужден был бежать. Он с семьей поехал в Москву. Чтобы не оставаться без дела, композитор разыскал в эшелоне среди беженцев других музыкантов и создал вместе с ними капеллу на колесах. Там же в поезде, Оскар Строк написал песню «Мы победим!», которой потом начинал и заканчивал все свои концерты.
После войны композитор с женой и сыном вернулся в Ригу, а его дочь Вера осталась жить в Москве. С тех пор знаменитый автор танго и «пропал без вести», хотя его музыка продолжала звучать во многих концертах, расходилась по всей стране и за рубежом в записях.
Строк продолжал сочинять музыку. Он написал все самые знаменитые танго: «Черные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите, почему», сотни других, романсов и фокстротов, которые распевала и под которые танцевала вся страна, но самого композитора как будто не существовало. Его имя старательно вычеркивалось из всех репертуаров, и музыканты, которые отваживались исполнять строковские танго и романсы на концертах, вынуждены были делать это, не упоминая имени автора.
Положение Оскара Давидовича Строка еще больше осложнилось после 1948 года, когда вышло известное постановление ЦК КПСС о композиторах-«формалистах» Н. Мясковском, Дмитрие Шостаковиче и Сергее Прокофьеве. Оно коснулось и Строка. Теперь ему не разрешали записывать пластинки, не выплачивали авторские гонорары за произведения, которые он никогда не прекращал писать. Однако совсем запретить его музыку уже было невозможно. Люди все равно знали и любили ее, хотя даже не подозревали, кто ее сочинил. Очевидно, музыку Оскара Строка любили и чиновники, поскольку время от времени она все-таки появлялась в официально разрешенных записях. Так, в начале 60-х годов вышел двойной альбом «Знаменитые танго мира», куда вошло его танго «Черные глаза», правда, без упоминания имени композитора.
В те годы редкий пленум ЦК Компартии Латвии, где рассматривались вопросы культуры и искусства, обходился без того, чтобы творчество Строка не подвергалось очередной критике. Власти считали его музыку «образчиком упаднического буржуазного искусства». Конечно, на фоне победных фанфар и бодрых прославлений социализма произведения Оскара Строка выглядели несовременно.
Однако если в Латвии композитора хотя и осуждали, но все-таки помнили о его существовании, то в остальном Советском Союзе его просто «похоронили».
Известность неожиданно вернулась к композитору в 1970 году. Тогда на московском телевидении несколько недель подряд в конце передачи «После полуночи» звучало прекрасное танго в исполнении японского певца Еити Сугавары. Ведущий передачи поэт-песенник Анатолий Горохов, автор шлягера «Королева красоты» и песни из телесериала «Следствие ведут знатоки», нисколько не сомневался в том, что и само танго тоже зарубежного происхождения. Однако люди, знакомые с творчеством Строка, узнали его музыку и позвонили в Ригу.
Каково же было изумление Горохова, когда в Москву приехал автор, живой классик, написавший множество изумительных произведений! Поэт и композитор подружились и написали в соавторстве специально для Юрия Гуляева танго «Звездное счастье». А в 1972 году впервые за все послевоенные годы фирма «Мелодия» выпустила пластинку с музыкой Оскара Строка.
Последние годы жизни композитор прожил в огромной коммунальной квартире, где у него была своя комната, а рядом с кроватью стоял арендованный рояль. Он работал до конца жизни и свое последнее танго сыграл в 1975 году.
Со слов внучки Оскара Строка, Тани стало известно, что буквально за час до смерти он сидел за инструментом и играл врачу Скорой помощи, а когда приехала кардиологическая бригада, успел подписать свою пластинку на память врачу-кардиологу. Когда к нему подключили датчики для кардиограммы, Строк попросил сына подать ему папку с отобранными для второй послевоенной пластинки произведениями, положил ее себе на грудь и сказал: «Я все сделал, дальше делай ты». После этого он умер.
Вторая послевоенная пластинка Оскара Давидовича Строка вышла через два года после его смерти. В 1995 году бывший рижский филиал фирмы «Мелодия» выпустил небольшим тиражом две коллекционные кассеты короля танго, где собраны архивные записи членов его семьи.