Мы в числе прославляющих Св. Иоанна Предтечи или..

Иерей Рустик Лужинский
ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

Мы в числе прославляющих Св. Иоанна Предтечи
или в числе убивающих его с Иродом

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня в святые дни Богоявления, Крещения Господня мы с вами вспоминаем Святого Иоанна Предтечи. Сегодня празднуется Собор Иоанна Предтечи. Что значит Собор Иоанна Предтечи? Когда мы видим Храм Божий, то мы говорим, что это Собор, если там находятся несколько пределов, т.е. почитаются несколько Святых.  Нечто подобное и здесь, т.е. есть праздник Собор Пресвятой Богородице, есть праздник Собора Иоанна Предтечи. Мы можем сказать, что мы прославляем и почитаем не только Иоанна Предтечи, но и ещё славим Самого Господа, потому что Иоанн Предтечи пришел в этот мир прежде всего для служения Господу. Он для себя ничего не хотел иметь, был совершенно бессребреником, пустынником. И вот именно праздник Собор Предтечи Иоанна Крестителя является праздником, когда мы все с вами можем прославить всех, кто был участником Крещения Господня.
Мы знаем, что Иоанн Предтечи крестил Господа Иисуса Христа в Иордане. Мы с вами сегодня также можем участвовать в этом празднике Собора Иоанна Предтечи. Мы с вами члены Святой Православной Церкви, которая делится на две части: одна часть находится на Небе, другая – на Земле. Часть, которая находится на Небе – это Церковь Торжествующая; часть, которая находится на Земле – это Церковь Воинствующая. Мы находимся в Церкви Воинствующей, где все мы -  воины Христовы. Независимо от этого, кто из нас: священник или бабушка, или дедушка, или маленький ребёнок, или взрослый мужчина – все мы воины Христовы. На всех нас распределяется вот эта духовная нагрузка, вот эта духовная борьба.
Мы все с вами сегодня можем участвовать в этом празднике Собора, то есть мы и есть Собор Иоанна Предтечи, потому что мы все с вами участники Евангелия.
Давайте задумаемся каким образом мы приходили в Храм: благоговейно или нет? Представьте себе такую картину, когда люди приходят и дерутся из-за Святой Воды, когда люди ссорятся, когда люди толкаются и не хотят друг другу уступать, подходя к Святыне. Как вы думаете принесут ли они эту Святыню до дома? Или возможно благодать уже отойдёт от неё? Поэтому мы должны задумываться, куда мы приходим. Ведь Храм Божий, куда мы пришли в данный момент – это река Божья Иордан, на которой крестился Сам Господь Иисус Христос. Мы пришли на Иордан почерпать Воду Крещенскую. Мы с вами пришли для того, чтобы увидеть Самого Господа и увидеть Иоанна Крестителя – это и есть Собор, то есть собрание Иоанна Крестителя. Мы и входим в это духовное собрание.
Но, если мы пришли не с благочестивыми мыслями, если мы пришли не известно зачем, просто набрать Крещенской Воды, чтобы она у нас стояла без всякого дела в каком-то шкафчике, а потом позеленела от того, что мы с вами ругаемся дома, ссоримся и не хотим друг другу уступать, может тогда стоит эту Воду не брать и оставить, пока мы не придём в нормальное духовное состояние. Может прийти через несколько дней, когда не будет толкотни, и ни с кем не ругаться и принести Святую Воду уже после праздника Крещения? Крещенская вода остаётся еще долго время в Храме.
Представьте картину: мы все пришли на реку Иордан, там крестится Христос Иоанном Крестителем, а мы в это время отчерпываем воду и ругаемся. Выходит -  мы не замечаем Самого Христа. Как это ужасно. Почему это происходит? Потому что мы не чувствуем себя реальными Евангельскими героями. Мы с вами смотрим разные кинофильмы и хотим подражать разным киногероям, но почему-то мы не хотим подражать самому Евангелию, мы не хотим найти себя в Евангелии - вот в чём наша загвоздка, вот почему мы стоим духовно на месте.
Нам нужно задуматься над нашим духовным поведением, потому что если мы не будем идти к Царствию Божьему, то никто за нас это не сделает. Бог всё для нас уже сделал: Он место в Раю приготовил. Нам нужно только дойти до этого места. Но нам нужно пройти через все церковные таинства Христовы. Мы крещёны, потом воцерковлёны, потом участвуем в таинстве исповеди и в таинстве причащения Святых Христовых Тайн - без этого спасение невозможно.
Святая Православная Церковь установила всё, что нужно для спасения, и Церковь Божья, как некая река, а мы плывём на маленьких лодочках. Но по этой реке плывёт ещё огромный Церковный Корабль. Мы можем, если наша лодочка начинает течь, забраться забраться на этот Корабль и плыть на нём совершенно без всяких затруднений. Но почему-то этого не хотим, мы всё хотим сделать сами – сами без Бога.
В этот день, когда мы празднует Крещение Господня, когда празднуем Собор Предтечи Иоанна, пусть каждый из нас полюбит этого удивительного Святого. Почему мы не любим Иоанна Предтечи так, как часто любят Николая Угодника? Да потому, что мы мало что о нём знаем. Вот давайте сегодня узнаем побольше об этом Святом, чтобы его больше полюбить. Давайте в Евангелие посмотрим на какой степени святости он стоит. В Евангелие говорятся такие слова Иисусом Христом, что Иоанн Предтечи выше всех святых из рожденных женами, выше всех Пророков, кто родился на этой земле. То есть он стоит первый после Богородицы. А мы почему-то не обращаемся к Иоанну Предтечи, забываем о нём.
Мы знаем, что рожденные женами все - кто в этом мире, кроме Адама, который был создан Богом в Раю. Мы также знаем, что Иисус Христос не рождён женами, а будучи рожденный Пресвятой Богородицей, Он был рождён необычно. Он был рождён сверхъестественно и Его зачатие было тоже сверхъестественно.
Чем угодил Богу Иоанн Предтечи? Он до 30 лет находился в пустыне. Он был пустынником и отшельником. Другие Святые делали много чудес, обходили всю Землю, как Апостолы, трудились. А тут Иоанн Предтечи просто находился в пустыне и молился. И он сейчас выше многих Святых. Представляете, какую силу он имеет у Бога, если только мы его попросим. Какую он имеет силу Креститель Самого  Господа, который занёс свою правую руку над Спасителем и налил на Него воду Иорданскую.
Это для всех нас является уроком. На самом деле святость у Бога совершенно другая, не как в нашем понимании. Если мы сидим дома и никуда не можем выйти, но, если при этом находимся в мирном духовном состоянии, если мы не обижаем своих близких, если мы молимся и утром, и вечером, и днём, и ночью встанем, когда-нибудь помолимся, если мы читаем Евангелие, если мы приходим в Церковь по возможности, если мы не делаем грехов, это уже есть святость.
Мы должны понимать, что каждый поставлен Богом на своё место. Господь поставил Иоанна Крестителя быть пустынником, и он просто выполнял Божье послушание – в этом была его святость.
Мы часто придумываем себе что-то необычное. Мы с вами хотим больших подвигов, но мы не замечаем людей, которые находятся рядом с нами. Мы не видим добрых дел, которые находятся у нас «под носом». Мы не хотим делать то, что даёт нам Бог, а мы хотим делать то, что хочет наше развращенное и грешное сердце. Из-за этого мы никогда не достигнем святости. Нам нужно успокоиться, прийти на реки Иорданские, подойти к Иоанну Крестителю и попросить, чтобы он нас исповедовал и приблизил к Господу.
Почему Иоанн Предтечи крестил людей в покаянии? Он не крестил крещением, которым крестимся мы: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь», как крестят сейчас священники. Он крестил покаянием. Люди заходили в воду Иорданскую по шею, называли свои имена. Человек, очутившись в воде понимал, что это какое-то необычное состояние для него, и он называл всё, что только помнит. И Иоанн Креститель опускал его полностью в воду и говорил: «Прощаются тебе грехи». А люди приходили не зря в это время к Иоанну Предтечи, это был праздник очищения, это праздник один из самых великих в Израиле, он очень древний. Люди верили там, что у них прощаются грехи.
Но мы знаем, что после того, как Иисус Христос пришёл, больше грехи не прощаются, потому что Ветхозаветная Церковь утратила своё значение. Уже есть только Новозаветная Церковь, которая есть Иисус Христос. Поэтому сейчас прощение грехов только может быть в самой Церкви в лоне Православной Церкви, когда истинный православный священник прощает грехи человека. Священник как раз и есть образ Иоанна Предтечи, к которому должны подойти люди прежде, чем приступить к причастию. Вот почему Святая Церковь установила исповедь. Вот как она важна. Человек, когда подходит к священнику на исповедь, он как бы подходит к речке Иордана, и там происходит его истинное покаяние. И только после того, как он омылся в этой речке, он может подойти к этой огненной реке, потому что по учению Православной Церкви Святые Старцы об этом не раз говорили, что, когда открыты Царские Врата, когда совершается Божественная Литургия, отсюда идёт огненная река. И поэтому христианам лучше не уходить пока открыты Царственные Врата. Лучше православным христианам не разговаривать в Храме, потому что у них возникнут скорби, потому что огненная река и попаляет, а не только врачует.
Мы должны иметь благоговение в Храме Божьем, потому что, если люди не хотят креститься в обычной реке Иордан, не хотят исповедоваться, то им придётся креститься в огненной реке страданий. И вот поэтому Бог и посылает огненную реку страданий не только для православных христиан, находящимся в Храме, но и для всего мира, если люди не хотят каяться.
Нам нужно задуматься какой мерой мы хотим покаяться. Если мы не хотим каяться по-хорошему, Господь посылает нам скорби, вот эту огненную реку, которая уже не может удерживаться за Царскими Вратами и истекает по всему миру.
Каждый человек должен понять: чему он служит, для чего он приходит в Храм, что он хочет от Бога, что он хочет от своей жизни.
Сегодня мы вспоминаем Иоанна Предтечи. Он настолько велик перед Господом, его настолько почитают в Церкви, что семь раз в году Церковь празднует праздники Иоанна Предтечи. И как же поступили с ним люди? Иоанна Предтечи затворили в темнице, а потом отрубили ему голову. И эту голову бросили в отхожее место. Представьте какая казнь для самого Великого Пророка и Святого. И это сделали люди. Вы скажите, что это сделали люди когда-то давно, это сделали не мы. Но на самом деле это делаем мы, когда мы снова и снова не почитаем праздники церковные, когда мы снова и снова деремся в Храме из-за Святой Воды, когда снова и снова мы разговариваем неблагоговейно и думаем в Храме о чем-то другом. Всё это происходит с нами, дорогие братья и сестры. Мы говорим, что вот это Ирод повелел отрубить в темнице голову, но на самом деле мы поступаем также с нашими близкими. А, если мы с нашими близкими не поступаем так, значит мы казним наших близких: мы убиваем их словом, мы убиваем их делом. Мы убиваем в них Бога, то есть Бог уже не может в них действовать, и Бог скорбит и плачет. А также мы убиваем Святых. Они не могут действовать, не могут помогать людям.
Господь повелел Ангелам Хранителям заботится о каждом из нас. А, когда мы добиваем человека, доводим его до уныния, Святые не могут действовать, не даем действовать Ангелу Хранителю. Мы доводим человека до отчаяния своими поступками, своими делами. Вот поэтому нам нужно задуматься над нашим поведением. Кому мы служим, что мы делаем, как мы поступает со своими близкими?
Если мы не можем выйти из-за эпидемии из своих домов, надо воспринимать свой дом, как малую Церковь. И там мы можем с благоговением принимать Святую Воду по утрам, кусочек просфоры. Мы можем относиться к нашим близким людям с великим благоговением, с любовью, мы можем относиться к ним, как мы бы относились к самому Господу, как бы мы относились к Иоанну Предтечи, как бы мы относились к Святым. И только тогда Святые останутся здесь на Земле с нами, когда мы не выгоним и не убьём наших близких. Когда человек живет своим телом, то душа его уже умерла ко спасению. Тогда умирает всё вокруг него. У человека потухают глаза, от него отходит Ангел Хранитель, потому что человек ему больше не молится, он сломлен. А всё это зависит от нас. Мы можем увидеть этого человека, мы можем поддержать этого человека, мы можем воскресить его к вечной жизни, мы можем принести ему Святой Воды на Богоявление, Крещение, окропить его квартиру, сказать несколько ободряющих слов. Не бояться вот этой эпидемии, а прийти и окропить всё Святой Крещенской Водой, и тогда вся зараза уйдёт, потому что Крещенская Вода сильнее всего, она побеждает всякие микробы.
Уходя сегодня домой, пусть каждый из нас начерпывает воду в реке Иорданской, то есть Храме Божьем, ни с кем больше не поругается, никого больше не убьёт своим словом, Святых никого не убьёт и не вытеснит из других людей, а, наоборот, добрым словом согреет ещё какого-нибудь человека, а значит согреет Иоанна Крестителя, значит согреет Самого Господа. А значит окажется в Соборе Иоанна Предтечи.
Аминь.


20.01.2021 г.