Белый князь

Феофан Горбунов
Белый князь.

Андрей Боголюбский – сын Юрия Долгорукова.

Первая часть.

Ростово – Суздальское «царство»,
Княжество, что там расцвело,
При князе Долгоруком. Юрий,
Не мало сил на то вложил.

1155 год

Стремился ж Юрий Долгорукий,
Всю жизнь правителем всё ж стать,
В Киеве. То осуществилось,
В этом году. Занял престол.

И в честь того князь Долгорукий,
Пожаловал детям своим,
По городу. Тогда ж Андрею,
Достался - Вышгород тогда.

Не захотел тот жить на юге,
Часто упрашивал отца,
Чтоб отпустил в Белую Русь… Он –
Не любил, как правил отец.

(«Белая Русь» тогда это не Белоруссия. А северо – восточная
Часть Древнерусского государства, где расположены:
Москва, Рязань, Муром, Смоленск, Владимир… Князей
Этих княжеств часто называли «белыми князьями»)

Не нравилось князю Андрею,
Что Долгорукий же – отец,
«О веселиях» больше думал,
Чем об управленье, воинстве.

В свою очередь - киевляне,
Всё ж ненавидели тогда,
Правителя своего, коим,
Был Юрий Долгорукий там.

В любой момент мятеж мог вспыхнуть.
Андрей тогда не получил,
Там разрешения уехать;
Уехал самовольно ж он.

Андрей, Вышгород покидая,
С собой тогда там прихватил,
И образ Божией Матери,
Иконы очень дорогой.

(Её привёз в подарок Юрию Долгорукому от
 константинопольского патриарха. По преданию
её в 1 веке написал евангелист Лука. А в Царьград
 в 5 веке из Иерусалима она попала)

В Вышгороде эта икона,
В женском монастыре была,
И слыла она – чудотворной,
Андрею не отдали б ту.

Попросту – выкрал ту из храма.
(В житие сказано о том)
Выехал с города Андрей тот,
Там под покровом ночи уж.

Считал, что образ чудотворный,
Поможет, ту Белую Русь,
Возвысить там. С этой иконой,
Легенда связана одна.

Как – резиденция возникла,
Андрея Боголюбского?
Случилось же тогда всё это,
В Ростово – Суздальском пути.

Рядом с Владимиром - все кони,
Вдруг разом встали там тогда…
Ничто не могло сдвинуть с места,
Коней. Пришлось заночевать.

Во сне Андрею там явилась,
Дева Мария – повелев,
Икону отвести в Владимир…
Утром князь выполнил всё то.

(В нескольких верстах от Владимира)

После того, Андрей объявит,
Столицею – Владимир тот,
Вместо Суздаля. А в том месте,
Возвёл он резиденцию.

Селом – Боголюбово станет,
И князь за это получил,
Прозвище – Андрей Боголюбский,
Таким в историю вошёл.

Вторая часть.

1157 год

Все опасения Андрея,
Насчёт юга тогда сбылись,
Его отец в этот год умер,
По слухам – он отравлен был.

(Киевскими боярами)

Народ, что его ненавидел,
Тут же разграбил его двор.
И недовольство бывшим князем,
На подданных всех перешло.

На всех выходцев с «Белой Руси»,
На юге находящихся.
Их стали грабить и жестоко,
Там также избивать тогда.

А среди русских князей снова,
Междоусобица пошла.
Они решали, кто с них станет,
Правителем Киева там.

В отличие от отца всё же,
Андрей не стал бороться там,
За древнерусский престол с ними,
 
(Ростово – Суздальское)

Все отмечают – Боголюбский,
К единовластию радел.
С своего княжества изгонит,
Братьев, племянников же всех.

(А также поставленных его отцом наместников – бояр)

Но, несмотря на то, что всё же,
Андрея поддержали там,
Ростов и Суздаль – в них держалась,
Покуда вечевая власть.

(Вечевая система правление - «Вече». Ставившая
Городскую власть выше воля князя)

К контролю полному стремился,
Тот Боголюбский. И сменил,
Там управления, законы,
И «Вече» сразу ж отменил.

Фактически же Боголюбский,
Установил в княжестве том,
В Ростово – Суздальском, в своём же,
Что – то вроде МОНАРХИИ.

Княжеская власть в это время,
Во многом опиралась там,
Всё ж на церковную. Андрей же,
Прекрасно всё там понимал.

Чтобы Владимир стал столицей,
Новой – Руси, мало тогда,
Позиции крепить военным,
И политическим путём.

Тогда ж религиозным центром,
Всё ж оставался Киев там.
Где митрополия имелась,
Единственная на Руси.

(Которая подчинялась константинопольскому патриарху)

В его же землях были только,
Епископы, которые,
Подвластны Киеву же были,
Андрей хотел то изменить.

(Задумал создать собственную религиозную столицу).

Отправил он в Константинополь,
Прошение, чтоб утвердить,
В граде Владимире своей же,
Там – митрополии тогда.

И назначения главой той,
Любимого игумена,
Суздальского Фёдора. Его –
Называл, Фёдорцом, народ.

Однако патриарх великий,
Просьбу Андрея отклонил.
Тогда Фёдоровец тот лично,
Отправился тогда ж в Царьград.

Сказано в летописях было:
«Поверил патриарх словам,
Фёдорца, и дары принявши,
Его поставил на Ростов»

Русский митрополит, узнавши,
Об этом – Фёдорцу велел,
Явиться в Киев, получить чтоб,
Благословения главы.

«А до тех пор, чтобы его за епископа не почитали»

Третья часть.

Проигнорировал указ тот,
Сказав: «Назначен, мол, не им,
А самим главным патриархом».
Не подчинился Киеву.

Тогда ж духовные, мирские,
По повеленью Киева,
От Фёдорца там перестали,
Благословенья принимать

И Фёдорец тогда устроил,
В Ростовском княжестве уже,
За то что его не приняли -
Религиозную резню.

(В Ростово – Суздальском княжестве)

Он, церкви запереть заставил,
Службы любые запретил,
Вести. Проклял священников всех,
Перечащих уже ему.

(Брил им головы и бороды)

Люди Фёдорца стали грабить,
Подвластные церкви земли,
И били всех, кто сомневался,
Не чтил его епископом.

Противникам, самым строптивым,
Дошло уже и до того,
Что вырезал языки оным,
И также выжигал глаза.

Не вмешивался Боголюбский,
В религиозную борьбу.
До тех пор, пока то не станет,
Угрозой власти же его.

Действия те все возмутили,
Там, так народ, что мог быть бунт,
В Белой Руси. Вот – вот мог вспыхнуть,
Там настоящий уж мятеж.

Андрей же, опасаясь бунта,
Под стражу тогда заключил,
«Епископа». Направив в Киев,
Там с покаянием тогда ж.

Там Фёдорца же – осудили,
Как богохульника. Ему,
Язык отрезав – ослепили,
И обезглавили потом.

(Все писанные книги Фёдорцем «на торге пред народом сожгли»)

1169 год

В этот год Андрей Боголюбский.
Всё ж поквитаться там решил,
За смерть отца и избиенье,
Киевлянами суздальцев.

И за сорванную попытку,
В созданье митрополии.
Большой поход организует.
На Киев, Боголюбский, князь.

К нему тогда также примкнули,
Десяток и других князей,
Кочевники – половцы также,
В мае те Киев окружат.

Княжил в нём Мстислав Изяславич,
Не мог он противостоять,
Рати такой.  На третьи сутки,
Осады – с города ушёл.

Отправился он за поддержкой.
Но помощь не поспела там,
Подойти. Славный этот город,
Под натиском врага всё ж пал.

(Как описывали летописцы, случилось там: «стенание,
и туга, и скорбь неутешная, и слёзы непрестанные»)

Два дня в Киеве уже этом,
Победители грабили,
Ту древнерусскую столицу,
И людей уводили в плен.

«И не было помилования никому и ниоткуда…»

Не только дворы разорялись,
Но также церкви все ещё ж.
Срывались ризы и иконы,
Колокола кидали вниз.

Многие храмы подожгли там,
И полыхала там огнём,
Киево – Печерская лавра,
Также Софийский там собор.

(Главный собор Киева)

Захватив Киев – Боголюбский,
На трон не сел, предков своих,
Он предпочёл тогда вернуться,
В свою столицу – Владимир.

(А в Киеве он посадил княжить своего брата – Глеба)

Четвёртая часть.

Стараясь подчинить всю Русь, князь,
Андрей, на следующий год,
На Новгород поведёт войско,
Однако, взять его не смог.

Тогда он взял город в осаду,
В городе голод наступил…
И новгородцам поневоле,
Пришлось там мира попросить.

А между тем, из – под контроля,
Там вышел снова Киев - град.
Умер брат Глеб. Как и отца же,
Как видно отравили всё ж.

1773 год

В этот год Боголюбский снова,
На Киев тот пошёл в поход.
Вторая же его попытка,
Взять город, всё ж не удалась.

Спустя год – Боголюбский умер.
Об этом летопись гласит,
Описывая смерть ту князя,
Как всё это произошло.

Ночь с 28 на 29 июня 1174 года

В ночь в Боголюбово приедут,
Братья Кучковы, во главе,
Тех заговорщиков. И в терем,
Княжеский постучались там.

(Кучковы были из Москвы)

«Кто ты?» - спросил князь Боголюбский.
«Прокопий, я» - ему в ответ.
«Раб, я слышу, что ты не Прокопий» -
Князь через дверь ему сказал.

Поняв, что обман не сработал,
Те принялись двери ломать.
К стене метнулся Боголюбский,
Где меч должен всегда висеть.

Но его там не оказалось…
Князя предаст там казначей,
Анбал. Оружие припрячет,
Двери не выдержали там.

В палаты ворвались убийцы,
Набросились на князя те…
И стали сечь его мечами,
Решивши – дело сделано.

Покинули княжеский терем.
Но оказался князь – Андрей,
Крепким мужчиной. И всё ж выжил,
Встав на ноги, вышел во двор.

Надеялся позвать на помощь,
Увидели убийцы те,
Его. Князь спрятаться пытался,
Не вышло. Те нашли его.

И над собой уже увидев,
Меч занесённый – князь Андрей,
Там поднял руку Один с братьев,
В мгновение её отсёк.

После чего эти убийцы,
Набросились на князя там,
И Боголюбского добили…
Вот так, закончит свою жизнь.

Андрея Боголюбского канонизируют потом в 1702 году.
Мощи Святого Андрея находятся в Андреевском приделе
Успенского собора во Владимире.

Главная заслуга князя в превращении
Владимира – Суздальской земли в самостоятельный
Политический центр земли русской, с образованием в
Будущем в великое русское государство.