1931 Сальвадор Дали Постоянство памяти

Елена Юрьевна Амелина
Папка "Прикасаясь к творчеству художников"
~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~

Размышления над работой Сальвадора Дали «Постоянство памяти» (1931)

Название: «Постоянство памяти»
Вид искусства: Живопись
Сюжет и объекты: аллегорическая сцена
Стиль: Сюрреализм
Техника: Масло
Материалы: Холст
Дата создания: 1931
Размеры: 24 х 33 см
Местонахождение: Музей современного искусства, Нью-Йорк
(инвентарный номер 162.1934)


Бесформенное время
Стекает, расплавляясь,
Воспоминаний бремя
Исчезнет, испаряясь.

Во снах своих ночами
Он создавал картины,
Сюрреализма дали
Порой необъяснимы.

По центру видим образ
Уснувшего Дали,
Во сне он видит остров
И гладь морской воды,

Сливающейся с небом
Бескрайним, голубым,
Где обитает небыль -
Сюрреализма быль.

Согнулись циферблаты
В картине в трёх часах,
Безжизненны моменты
И будто тоже спят.

А слева все в коррозии
Карманные часы,
И их никто не носит,
И пульс часов остыл.

Живи, пока живёшь,
Вдохни всю жизнь в себя,
Потом, когда уснёшь,
Навечно темнота.

***
Рецензия Сергея Кузнецова 32:

Художник мастерски исполнил,
Отобразив на полотне,
То что о времени он понял -
В очередном чудесном сне!

***
Из Википедии:

«Постоянство памяти» (исп. La persistencia de la memoria, 1931) - одна из самых известных картин художника Сальвадора Дали. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке с 1934 года. Известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти» или «Течение времени» или «Время». Эта небольшая картина (24 х 33 см), вероятно, самая известная работа Дали. Размягчённость висящих и стекающих часов - образ, выражающий уход от линейного понимания времени. Здесь присутствует и сам Дали в виде спящей головы, уже появлявшейся в «Траурной игре» и других картинах. Сообразно своему методу, художник объяснял происхождение сюжета размышлением о природе сыра камамбер; пейзаж с Порт Лигат был уже готов, так что написать картину было делом двух часов. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Написанию картины, по-видимому, могли способствовать ассоциации, возникавшие у Дали при виде плавленого сыра (на это указывает его высказывание).