Затеряться легко среди важных прочитанных книг

Ольга Ботолина
  ДУША - НАВЫЛЕТ!
   
   Идея издать очередной сборник стихотворений назревала давно, вынашивалась долго. За дело взялась, когда какой-никакой багаж зарифмованных впечатлений, чувств и картинок запросился в подборку и в «люди». Хотя на Интернет-сайте «Стихи.ру»  читателей, побывавших на авторской странице,  под сорок тысяч. Но книга в руках  – это другое... Рискнула. Когда, если не сейчас? В основном труд рассчитан для «узких кругов», в которых Ольга Ботолина «широко известна» как автор и личность – родных людей, земляков, коллег.
   После некоторых убойных читательских рецензий решиться на этот шаг было непросто. Например, разгрома одного из любимых стихотворений «Дождик»: «Забивает в крышу гвозди /Беспризорник-плакса дождик,/ Видно, хочет подружиться /– Так настойчиво стучится! и т.д.».
   Читаю: «Наверно, когда хвалят бездарности (?), это приятно. Кем руководить? Кому? (Руководила три года литературной гостиной «СТИХиЯ» в Северодвинске). С такой вот корягой и прозой уровня школьного сочинения?».  Перечитала несколько раз. К конструктивным замечаниям и предложениям я – не слепо, но прислушиваюсь. Но как принять столь категорично-оскорбительное суждение и неприятие? Как понять, зачем и почему издатели разного уровня и территориального местонахождения брали и охотно берут подборки моих стихов, рассказов и очерков в свои издания? Не позорить же меня как «бездарного» автора и не для того же, чтобы позволить читателю усомниться в профессионализме редакторов?! За них-то мне, честно говоря, бывает обидно больше, чем за себя.
  В 2008 году меня рекомендовали в Союз писателей России давнишние его члены: М.Н. Аввакумова, А.Н. Бурлов, Г.П. Аксёнов, А.В. Прудникова – не приняли на местном уровне. Неловко было перед мэтрами, достойно оценившими мой труд и поверившими в меня, что не оправдала их доверия, – пришлось извиняться. Но рекомендовали, смею надеяться, не за «бездарность» и «коряги»?! И, согласитесь, неуважительно принять за оплошность и недальновидность решение областного комитета по культуре о поощрении автора областной литературной стипендией  в том же 2008 году?
  За долгую творческую деятельность (с 1986-го года) было всякое. Учёба есть учёба – не бывает всегда «отлично». После Каргопольского съезда литераторов в 2007-м вообще думала, что не получится больше ничего со стихосложением: «…живу в какой-то постоянной смуте и – без пера…» («Эхо»). Такой «горячей» была семинарская литературная работа! Книги и произведения авторов разбирали мастера слова: столичные Сергей Куняев, Иван Сабило;  РОСПР – Инэль Яшина, Елена Кузьмина, высказывались во мнении коллеги со всей области. Хорошая была школа. Пишу с тех пор с оглядкой на неё. Но – пишу!
…И пусть родятся не шедевры –
По миру надо их пустить.
А коль кому-то портят нервы  –
Не всем же Пушкиными быть!  ( «НеПушкин», шуточное)
   Литературных фестивалей, учебных семинаров, публикаций в книгах, журналах и альманахах, положительных отзывов издателей, читателей и слушателей, Дипломов лауреата за столь долгий творческий путь вполне достаточно, чтобы на данном рубеже позволить себе не идти на поводу у недоброжелателей, а доверять себе.

***
   Приглашение в клуб ветеранов-северян «Северное сияние» с просьбой рассказать о писателе Фёдоре Абрамове в корне изменило мою творческую судьбу на новом месте жительства. На родной земле трудно было стать признанной в писательской среде, сложно вступить в Союз писателей даже будучи не новичком. Новгородчина приняла открыто и сердечно – сразу. И произведения – без цензуры, правки и редактирования – обрели возможность публиковаться в изданиях областной писательской организации – поэтическом альманахе «Все поэты новгородской области» и альманахе прозы и поэзии «Вече». К 45-летию городской ветеранской организации и 75-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне моим стихотворениям нашлось место в тематическом сборнике «Страницы памяти листая…». Кстати, я работала в составе редколлегии, мной предложено название книги и утверждено в городском Совете ветеранов. Руководители клубов любителей поэзии приглашают на коллективные мероприятия, просят принять участие в редактировании произведений, предлагают провести авторские встречи в библиотеках города и пригорода. Алла Михайловна Веселитская, руководитель клуба любителей поэзии «Встреча» при библиотеке ДК «Город», видит во мне замену – предлагает возглавить клуб. Во время работы в северодвинской редакции «Северный рабочий» я вела рубрику «Житейские истории». Со временем материалов, полюбившихся читателям, оказалась целая подшивка. На страницах местных изданий очерки обрели вторую жизнь, и не в газетах, а книгах.   В настоящее время в издательстве готовятся к выходу из печати два городских издания, в детскую книжку включены мои загадки. Не забывают обо мне и в Северодвинске – председатель старейшего городского ЛИТО «Гандвик», коллега и друг Александр Ширшиков предлагает публиковаться в новых сборниках. Открылись пути в Санкт-Петербург и Москву. Практически не прерывалась связь с редакцией газеты «Графоман».  Вот и опять творческая нить связала нас.
   Выражаю редакции сердечную благодарность за внимание, поздравление с юбилеем, публикацию-презентацию стихов, отзывов читателей о новой книге «Осенний кураж», посвящённой пройденному жизненному пути и 35- летнему юбилею творчества. 
   
   Поэт Серебряного века Игорь Северянин в стихотворении «Поэту» предлагает относиться к творчеству как обособленному процессу, действию ради действия, категорично призывая не размышлять о последствиях:
Не пой толпе! Ни для кого не пой!
Для песни пой, не размышляя – кстати ль!
Пусть песнь твоя – мгновенья звук пустой, –
Поверь, найдётся почитатель.
   А у меня и «песен», понравившихся читателям, целый ворох, и почитателей, судя по отзывам, прибавилось! Даже придирчивая Ангелина Прудникова наряду с критическими замечаниями отметила положительно восемь(!) стихотворений: «Боялась осени», «На распутье», «Ненормальная», «Кровинушка», «Ампутация», «С привкусом», «Сарафанчик-поле», «Портрет» – «в основном из-за тематики или из-за искренности». Читательская поддержка обязывает не опускать руки, не терять бодрости духа и творческого вдохновения. Спасибо всем – землякам, друзьям и коллегам за тепло, доверие и надежду на то, что «нужна поэзия в быту»!

***
   В заключительной строке стихотворения «Сделала дело» автором подведён незавидный итог – «жизни багаж ветер свалки развеял, аминь!». Как оказалось, не напрасны ни жизненный, ни творческий пути. Не зря издала книжку – стремительно разлетелась она по городам и весям России! «Сборник пользуется спросом у читателей, от них – огромное спасибо!», – читаю отзыв библиотекаря Н. Малыгиной с родины. Положительная – «сквозь смех и слёзы» – читательская оценка содержания сборника убеждает, что на его страницах не «коряги», а произведения, достойные жить во времени и в пространстве.

ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ

Эйфория пройдёт. Может быть, вы забросите книжку.
Может, вытеснит быт суетливый из жизни меня.
Но однажды она попадёт на глаза «третьим лишним»,
ОберЕгом запросится, в память живую маня.

Вновь душа оживёт опалённой строкой на страницах,
В кураже закружИт, мой во времени высветив лик.
Оживите меня. Не бросайте на полке пылиться. –
Затеряться легко среди важных прочитанных книг.
4.04.2021

Ольга БОТОЛИНА, Великий Новгород
2021

*** Ангелина Прудникова укорила: стихи "всё о себе, любимой", усмотрела в содержании (совсем не в тему в стихотворении "Болит"!)"поразительный эгоцентризм"! Предлагаю заменить терминологию на "ДУША - НАВЫЛЕТ!".
-----

Опечатки в газете: сочувствующий/соУЧАСТвующий; шкатулка/шкатулкИ;выпала строчка "навсегда возвратиться" в стихотворении "У крыльца"; выпало слово "говорят В НАРОДЕ - только держись!"-"Забубённая моя голова"; ЧеПеповец - ЧеРеповец;
Не указаны данные Бечиной Татьяны под вступительной статьёй.
Название "Нужна поэзия в быту" - в отрыве от стихотворения "Попроще" (в подборке его нет).
***

СЛОВОМ НЕ ТРЯСТИ
Шуточное               
                После литературного семинара в Каргополе «Поэзия Севера
                всегда молода» (2007 г.)


«Выходите из себя», – нам вещают мастера,
шире делайте размах мысли и строки.
Я старалась, проку – ноль: ни сегодня, ни вчера
не расширилась строка – видно, не с руки.

Видимо, напрасно я над бумагой мучаюсь,
о любви-кручинушке, всё о ней пишу.
Может, будет времечко: осенит мне темечко,
и шедевр с размахом я всё же завершу.

А пока не пишется о проблемах массовых,
хоть куда ни кинешь взгляд – всюду клин.
Иль не до поэзии, коли не до радости,
или вовсе не поэт. А хотелось, …блин!..
2007

РЕМЕСЛО

У Фокиной – имя,
У Яшиной – чин.
Бедновы – поэты,
отец и сын.
И Левушкин –
признанный
авторитет.
Выходит, мне места
В поэзии нет.

Куняев-маэстро,
Столичный мастак
Поставил оценки:
"Не то" и "не так".

Под корень срубил,
Что годами росло.
Не стало поэзии -
Лишь ремесло.

И только читатель -
Не знаю, за что
Стихи мои любит
И ходит в ЛИТО.