Рождественская музыка. Рождественские оратории

Зера Черкесова Новеллы
http://stihi.ru/2017/04/16/349
Пасхальные стихи русских поэтов. О символике Пасхи

Здесь пунктирно пройдемся по списку  что слушать на данную тему и использовать для празднеств.
В этой статье о жанре рождественских ораторий. В следующей - о теме Рождества и Нового года в опере. В романсной лирике и песнях. Цикл статей рождественской и новогодней поэзии, прозы, живописи, музыки.

Рождественские Оратории

 Оратория - жанр внелитургической духовной музыки. Истоки жанр берет в Риме эпохи Контрреформации к середине XVII века.
 
С середины XVII столетия, когда оперный театр стал главной формой приобщения к кмузыке, театру и формой развлечений масс - оратории исполнялись чаще всего в Великий Пост. Однако в это время по особому обету римских пап оперные театры по всей Европе в этот период стали закрываться, и любителям оперного искусства пришлось слушать оратории, которые в XVII - 1-й половине XVIII века часто назывались «духовными операми». В некоторые годы светские увеселения отменялись поностью, так что это дало импульсы расцвету ораториального жанра.
Как и в оперном театре, в католических ораториях этого времени  большое разнообразие сюжетов, но носят они уже не светский, а религиозный характер. Многие оратории были посвящены истории Ветхого Завета, жития святых, а вот сюжет Рождества Христова хотя и также был нередок, но не единственен в жанре рождественской оратории. К теме Рождества Христова одним из первых к обратился Марк Антуан Шарпантье, ученик Дж. Кариссими.
Традиционная оратория пишется на духовный сюжет (например, рождественский) и   по стилю достаточно близка современным ей операм.

- Первые классические образцы жанра рождественской оратории- сочинения Джакомо Кариссими.

- Генрих Шютц. «Истории Рождества Христова»  XVII века (1664)

- И-С Бах. Знаменитая «Рождественская оратория» Иоганна Себастьяна Баха, представляющей  цикл  кантат, которые исполнялись в течении всех святок (1734).
 Это самая известная рождественская оратория.

-Гендель. Мессия

Сен-Санс Рождественская оратория (1858)

20 век:

-Органный цикл Оливье Мессиана «Рождество Господне» (1935),

включающий 9 пьес («медитаций»), в основном на традиционные рождественские сюжеты («Богоматерь и Дитя», «Пастухи», «Ангелы», «Волхвы»). Мессиан строит свое сочинение на синтезе индийских и древнегреческих ритмов, смешивая с прямыми цитатами и опосредованными аллюзиями григорианских песнопений. Прибавляя элементы элементы раги, что в индийской музыке - серия из пяти и более нот, на которых строится мелодия. В такой синкретической форме Мессиан рисует музыкальные картины иллюстраций истории Рождества. По утверждениям некоторых исследователей Мессиан создает экстатическое, далекое от обычного молитвенного настроения ликованияе («Бог среди нас»);  переливающиеся звучания органа в  последней из пьес цикла поистине "захватывает дух...".

-Рождественская оратория Софьи Губайдуллиной

Другие мои статьи о музыке и музыкальную критику см в папке с таким же названием.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/105000.html