Аида, АидА. Замечания к постановке

Lxe
Либретто: stihi.ru/2021/04/13/7009
Теория: www.igstab. ru/materials/black/Per_Mental1.htm

Аида, на самом деле, права, усматривая в "Аиде-АидЕ" евроцентризм. Если подходить с переслегинской классификацией, то история вышла о том, как современные (современные западные) ментальности оттаптываются на древних.

Амонасро — буржуа-варвар. Оттенок ОЧЕНЬ слабый и проявляется, главным образом, в (контролируемой) демонстративности превосходства: там, где, грубо говоря, бизнес требует поставить ногу на грудь, нога у царя какая надо нога. Но вообще он, конечно, не вождь с бараньей ногой у костра, а CEO (chief executive). Рубит в технике и следит за рынками.
Понятно, что "древние" ментальности (в т.ч. в "Аиде" Гисланцони) видят в нем именно варварскую компоненту, "вождя".

Аида — аристократ-интель. Оттенок очень сильный, практически второе "я". В частности, ее главная лояльность — не династическая, а религиозная (в т.ч. доктринальная), и растаманскую Библию она проживает прямо сейчас. Но главное все же воля к власти, в этом Марли прав.
(Аида — мое квазитождество. Мы, наверное, сработались бы.)

Радамес — буржуа-аристократ. Оттенок так себе, скорее наносной, но все же конфликт ментальностей добавляет расщепленности, лабильности. Отсюда гамлетические колебания и поиск одобрения со всех сторон (дважды повторяется: "смотри, я тебя обыграл, похвали меня").

Фараон — аристократ-варвар. Оттенок силен, но полностью подконтролен и используется для рычания на подчиненных.

Амнерис — чистый варвар. "Жить, жить!" Остальное выученное. Ей бы не несчастную любовь, а первую роль, боевой топор, грабеж и гарем из равных; тогда бы расцвела.
(И написал бы ей Гумилев "Ольга, Ольга".)

Визирь достаточно скользкий, чтобы определить его ментальность я прям терялся. Кажется, он прагматик и не одержим ни стихийными началами, ни сверхценными идеями, то есть по очкам скорее буржуа. При этом он один на толпу варваров, меряющихся бицепсами, и аристократов, меряющихся звездами. Может быть, буржуа со слабым оттенком интеля, т.е. со старым миром у него вообще нет зацепок — для него они все равно что фанаты "Спартака". Все его прочные союзники — технологии и процедуры.
(По вики он, кстати, гражданский и инженер.)

Рамфис, проныра, похож на общий знаменатель интеля и буржуа без амбиций кого-либо из них. Быть властителем дум у него нет никакого желания, но все его сильные стороны от интеля. Социальной интуиции хватает на то, чтобы держаться в фарватере династии, сторговав ей в женихи протеже. Но не хватает на то, чтобы продумать план с запасом прочности.
(У Гисланцони он, есличо, такой же невыразительный.)

Ахмед чистый варвар. На штурм, эоптыть! На слом!

Муфави чистый аристократ. Ислам для него только отдушина, чтобы запарковать невостребованную лояльность.

Саид, понятно, варвар. Хасан, похоже, интель. Казаки — аристократы-варвары.
Мирус интель, но быстро учится всему остальному.

Марли варвар. Добрый. Но варвар.

Хала — затрудняюсь сказать: не видел ее в политике.
Но, наверное, варвар. Гибкий тигр.

Итог: двое буржуа, озадаченных (именно так) аристократкой-интелем, сделали аристократа и варвара, чуть не были обыграны буржуа-интелем, но одна Варвара все продула.

Это и есть прогрессизм и окцидентализм, а если не он, то даже не знаю, что.


P.S. Амхарское радио ответит на все ваши вопросы.