Откуда это слово...

Никоф
...ЛАЗАРЕТ?

Лазарева суббота.
   Она отмечается в канун Пасхи, ибо воскрешение Лазаря - это прообраз Всеобщего воскресения. Не стану пересказывать историю знатного и богатого друга Христа, ставшего после своего чудесного воскрещения ещё и одним из первых христианских епископов. Меня давно, когда я ещё только начинал читать Евангелие, куда больше (уж не знаю, почему) зацепил другой образ - тоже Лазаря, но Лазаря Убогого. Наверное, потому, что ещё в детстве запомнил бабушкины слова: "Убогий - значит, у Бога, приближенный к Престолу Небесному". А может, уже свои собственные неясные соединения и взаимосвязи возникали.
   Евангельская "Притча о богаче и Лазаре" о многом - о нищете и богатстве, о праведности и грехах, о жизни и смерти. Это история о нищем Лазаре, который лежал в струпьях у ворот богача и рад был бы напитаться хоть крохами, падающими с его стола (что изобразил Василий Иванович Суриков на своей картине 1873 года "Богач и Лазарь").
   Именно на Руси убогий Лазарь пришёлся особенно ко двору (в самом прямом смысле, когда калики перехожие ходили по дворам с этой историей) , став символом непримиримого противостояния богатства и бедности. Нищие-калеки, выпрашивая подаяние, пели "духовные стихи" и особенно часто "стих о бедном Лазаре". Стих этот пелся жалобно, на заунывный мотив. А поскольку "голь на выдумки хитра", певцы дополняли стих всё более живописными "жалостными" подробностями. Например, о том, что бедный Лазарь был поражён проказой. Это позднее сделало его покровителем лепрозориев, да и госпиталей вообще – отсюда название "лазарет". А образ бедности, получающей от Бога награду в загробной жизни, и в наше время (спасибо власти!) близок народу. Известный философ, литературовед и библеист Сергей Аверинцев прямо писал об этом: "Фигура Лазаря как воплощение надежды угнетённых на потустороннее восстановление попранной правды пользовалась большой популярностью в народе, а нищие певцы видели в нём как бы утверждение престижа своей профессии".
   Потому-то выражение "петь Лазаря" означало не просто просить подаяния. Особенно, когда под убогих начинали "косить" вовсе не нищие. Оно обрело более глубокое, философское звучание и смысловое значение - жаловаться на судьбу, представлять себя бедным, несчастным и обездоленным, часто притворно, для того, чтобы получить выгоду.
   Усомнился было, а не кощунственно ли от одного Лазаря да ещё в Лазареву субботу переходить к другому. Но узнал, что есть некие "Милосердные объединения", в коих лазаристы исходят в своей символике из обоих образов Лазаря.
   После чего и меня в моём подзатянувшемся лечении потянуло пофилософствовать.
   На тему всё той же народной надежды...

Что мне "Лазаря петь", чтоб разжалобить Бога?
Как могу потерплю, пострадаю немного,
и пока не распалась убогая плоть,
я надеюсь, что всё же поможет Господь.
Но вдруг вспомню, как будто совсем невзначай:
"Ты на Бога надейся, да сам не плошай".
Не плошаю - таблетки противные ем.
Не богатый, не бедный, в грехах, как в репьях.
Я не Лазарь.
                Хотя и убогий совсем,
только верю: душа не рассыплется в прах.