Словарь поэта

Лана Порошина
СЛОВАРЬ ПОЭТА.
Эссе написано на основе стихотворения Виктора Пашкова "Исетский пруд. Безветрие повисло". http://stihi.ru/2016/12/05/3999
Включены ответы Виктора своим читателям.
План работы.
1.Адекватность работы со словом.
2.Словарь стихотворения "Исетский пруд. Безветрие повисло". Философская лирика.
3.Заключение.
"Значение точного значения слов и их различия между
собой,хотя бы и самого лёгкого,есть необходимое
условие всякого истинного мышления, ибо слова суть
выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея
отличать во всей тонкости, одного понятия от другого."
В.Г. Белинский. "Общее значение литературы".
"Какое тяжёлое наказание бегать за этими словами,
ведь они всё время от тебя прячутся".
В.Ф.Потанин. "Письма к сыну".
"Словарь поэта" назвала своё эссе, но решила конкретизировать и сказать так -"Словарь стихотворения". Составление словаря по всему творчеству Виктора Пашкова пока невозможно. Это многолетний труд. Решила на примере одного стихотворения показать своё понимание, что это такое и для чего нужно, считаю необходимо, работать по этой теме.
О значении работы со словом сказано поэтом не раз. Дополнила его мысли и свои двумя эпиграфами, представленными выше.
Надо сказать, что мысль поработать над темой возникла давно, когда только начинала своё знакомство с творчеством автора стихов. Сразу обратила внимание на многообразие лексического ряда в стихах и прозе.
Разговоры с поэтом, который самым тщательным образом работает над словом, шлифуя стихи, подтвердили правильность моих выводов.
Мало того, что он возвращается время от времени к уже опубликованным произведениям и редактирует их, автор стихов на время, даже на годы, может "забыть" стихотворение, пока не подберёт нужные слова для завершения работы.
Послушаем мнение поэта об одном из его стихотаорений:
"А написано, думаю, всё просто, даже техника заслуживает упрёка: НУ И ЧТО ЭТО ЗА РИФМЫ"ГРЁЗ, СЛЁЗ, ЗВЁЗД" - СТАРО И С ОСКОМИНОЙ,- ЭТО "ВЫРВАЛОСЬ", А РЕДАКТИРОВАТЬ НЕ СТАЛ, ЗА ЧТО ПРОШУ ПРОСТИТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ"
Виктор Пашков.15.09.2017. "Этот голос тревожит, зовёт и пугает"
http://stihi.ru/2015/09/06/6409

( Крупный шрифт мой)
Уже говорила об оригинальности и наполненности поэтического языка поэта в своей работе "Сравнительный лексический анализ стихов Виктора Пашкова", где рассмотрела два стихотворение из цикла "Дождливые стихи".
http://stihi.ru/2020/04/16/1780
Два стихотворения на тему дождя, а повторения слов практически нет. Виртуозно работая, автор стихов обходит подводные камни повторений успешно, что разнообразит стихи и привлекает внимание читателей непохожестью.
Я говорю о стихах:
"Земля спит. Испарения августа." http://stihi.ru/2018/06/29/653

"Ленивы, тяжелы сегодня облака" http://stihi.ru/2018/06/22/4161
Работа над словом, по моему мнению, это использование богатейшего наследия русского языка. Уважение к родной русской речи, её правильности- является приоритетным в творчестве поэта.
Лирическая песня поэта необыкновенно образна, правильна, доверительна , понятна читателям. Автор стихов пишет современным русским языком, не допуская неологизмов, включений, заимствований из других языков(варваризмов), диалектизмов профессионализмов.
Есть исключения, но их совсем немного.
Например, в стихотворении "Ночь моя -беспробудная пьяница", встречаю строку:
"Что же делать мне, если "карябает". (Диалектизм).
Заключительнвя строка этого стихотворения звучит так:
" ...полюбил - "растудыт" твою мать." (Жаргон).
http://stihi.ru/2016/03/19/11735
Примеров отступления от правильного русского языка немного, т.к.поэт, ведя свой монолог, обращённый к читателю, поставил своей целью "задеть" читателя, впечатлить, взволновать, заставить задуматься. Иначе, зачем писать стихи?
Обратимся к словам поэта:
"...ОН (автор!) ПЕРЕДАЁТ ЛИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ , АККУМУЛИРУЯ НАСТРОЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ПРАВО ЧИТАТЕЛЯ ПРИНИМАТЬ ЕГО ИЛИ НЕТ..."
Виктор Пашков. 28.02.2019. "Мой тихий сквер и вечер на Советской"
http://stihi.ru/2016/03/25/9877
Избегая ненужных "...измов", о которых я сказала выше, автор добивается неповторимости и нешаблонности в своих работах, при этом не усложняя их.
Достигает этого, используя все приёмы художественности, обращая особое внимание на образность.
Порой меняется значение слова при включении его в метафоры, олицетворения, но это понятно и не умаляет, а увеличивает яркость и красоту текстов.
Не хороши ли эти строки?
"...и лужи серебрятся в весеннем плену. " Стихотворение "Липнет снег. Тут же тает".http://stihi.ru/2016/01/22/15
"...несётся в тройке конь мой белогривый,
съедая временем тугие удила." Стихотворение "...а время ставит свечи к изголовью-" http://stihi.ru/2016/05/03/1573
Поразительна образность стихов поэта,его умение найти в многообразии слов нужное, как в куче руды отыскать бесценный самородок, что говорит о его необыкновенном даре, полученном от природы или как говорит поэт, обобщая своё понимание определения таланта, от Бога.
Вчитаемся в его слова о таланте в поэзии:
"ТАЛАНТ В ПОЭЗИИ, НА МОЙ ВЗГЛЯД, ЭТО СОЗВУЧИЕ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ ...С БЕЗУКОРИЗНЕННЫМ КАЧЕСТВОМ И ДОСТУПНОСТЬЮ, ОЗВУЧННОЕ СЛОВАМИ НА ЛИСТЕ БУМАГИ."
Виктор Пашков.

Ключевые слова в этом высказывании:качество , доступность , СЛОВАМИ.
Снова звучит "словами", чем мы сейчас и займёмся. Приступим к составлению словаря стихотворения , указанного выше.
"Исетский пруд. Безветрие повисло"
В работе пять строф, тридцать строчек. Построение- разорванная строка.
Словарь произведения строим на основе частей речи.
Элементарно сгруппируем их.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ(составляют каркас стихотворения):
Пруд, безветрие,шум тишины, смысла,слов(з раза), луны, лёд, провалы,глубины, лет, изъяны,грани(2),старины, ночами, ком,стая, днём, расцвете,век, продаже, совесть,честь, любовь, месть, мир, люди, смесь, душе, язык(2),
кресты (3),дорог, перекрёсток,стороны, взгляд, грудь,днём, славяне,русские, россияне,юг, Россия, толщей. 49 существительных.
ГЛАГОЛЫ И ПРОИЗВОДНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ: повисло,стою, текут,стёрты, попав(деепричастие),стихают, расплываясь(деепричастие),скользят, подкатывает, стирал, ютится,сдавило,не помогает,одет(причастие),обут(причастие), распят(причастие).
20 глаголов.

МЕСТОИМЕНИЯ:я, мне, мы, моя, им. 5 местоимений.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:Исетский,вечерний,мятежных, встревоженной, уверенно, упрямо,тёмный,скромной, дождливым, русский, отточенная, тесен.
12 прилагательных.
Всю лексику, следуя теме стихотворения и сюжету, можно распределить по подтемам. Тема стихотворения "Боль поэта за свою Родину "
Выделим подтемы и сгруппируем слова по подтемам. В подтему могут входить разные части речи.

ВРЕМЯ:
Поэт отразил следующими словами:вечерний,тёмный,сегодня,позавчера, лет.
ТРЕВОГА:мятежных, встревоженной.
ПЕЙЗАЖ обозначен кратко, что характерно для всех произведений поэта:
луны,лёд,дождливым.
ВОСПОМИНАНИЯ: летела, стая, юг.
О СВОИХ ДЕЙСТВИЯХ, О СВОЁМ СОСТОЯНИИ:Стою, один, слова, вспоминаю,
текут.
РОССИЯ:расцвете, век, Иуды,продаже, совесть, честь,любовь, месть,стёрты, грани, скромной, старины.
РУССКИЕ ЛЮДИ: расколотые, вдыхают,"россияне",русские, славяне.
ВЫВОД ПОЭТА:не по душе,не стирал.

ЧУВСТВО БОЛИ ЗА РОССИЮ:подкатывает, ком,крестик, кресты, перекрёсток, тесен.
О ЛИЧНОМ: один, язык,грань, ютится, взгляд,сдавило, грудь, одет, обут, распят.
Подобранная автором лексика полностью соответствует теме стихотворения. Слова не выпадают из логической цепочки , выстроенной от начала до финальных слов в стихотворении. Это доказывает более детальное рассмотрение словаря по подтемам.
От описания своих действий и своего состояния, автор переходит к общественному, говоря о России. Заключает работу описанием своих страданий за страну. Большую роль сыграли слова "крестик", тот, что на груди и "крест" - символы страданий.
Продолжу суть эпиграфа Виктора Фёдоровича Потанина словами поэта из стихотворения "Язык достоин участи народа". Они очень уместны, ещё раз доказывают способность и желание автора точно выражать свои мысли:
"Как тяжело поднять родное слово!
Держать, не уронив, не хватит сил,
но налиты
наивной русской кровью
протоки вспухших говорящих жил.
Держу в руках.
Владею. И надеюсь
найти приют в сознании толпы.
Ищу в пути понятие идеи -
встречаю полосатые столбы."

http://stihi.ru/2016/06/17/7809
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Составление словаря поэта помогает не только оценить мастерство автора стихов, даёт возможность проникнуть в глубокий , насыщенный высокими чувствами внутренний мир Человека, Гражданина, наделённого способностью высоким слогом выражать свои мысли об окружающем мире.
Совершенно естественен, раскован поэт на своей поэтической площадке.
Умело манипулируя словами, тщательно продумывая свой поэтический монолог, обращённый к читателям, он заявляет в работах о высокой планке, поставленной им самим, к достижению которой стремится в необъятном Мире Поэзии.
Процитирую слова поэта:
"Благодарю Вас за очередное доброе
вмешательство во внутренний мир автора!
Предполагаю, некоторые читателю, прочитав это,
скажут "повезло человеку" - отчасти да, но такой
анализ не даёт права писать "с бухты барахты", публикуя
написанное сходу. Могу предположить, что сходу не публиковали
даже великие, такие как Пушкин, Блок, Лермонтов. Вот и придётся
"пахать, как папа Карла", чтобы не было стыдно за аванс, выданный
Вами статьёй не по заслугам: автору, то есть мне, необходимо ещё много
работать и работать, чтобы стихи, хотя бы немного, походили на русскую Поэзию."
Виктор Пашков. 25.03,2020. "Смысла нет переживать и плакать"
http://stihi.ru/2018/07/13/6180
Широкий кругозор автора, начитанность, упорство и величайшая работоспособность,ум, о таланте я уже говорила : всё это даёт возможность встать рядом с достойными представителями современной поэтической школы.
Виктор Алексеевич Пашков, признанный поэт, смог сказать СВОЁ СЛОВО в поэзии.
Он увлекает только ему присущим мастерством в тот безбрежный, ещё по -настоящему не исследованный океан своего творчества, в котором никогда не бывает штиля, где постоянно, то нежно накатывают, то ревут и бурно вздымаются вдохновенные волны слов, рифм, строчек, увлекая в удивительный мир его поэзии.

Лана Порошина   24.04.2021 09:41