вечная незаконченность

Аполлинария Акимова
вечная незаконченность

как сейчас всё просто стало с поэтами.
достаточно написать в столбик наборы плохо связанных между собой слов - и верлибр готов.
то,что это имеет весьма условное отношение к поэзии и является неладно скроенным  прозаическим описанием, никого не волнует.
даже меня,ведь я сама так делаю от скуки.

но главное определиться с категорией.и не забыть вглядеться в суть написанного:что же там?

а там отрывок, незаконченное предложение, которое оставляет чувство недоумения:и что это было?и зачем?холостой выстрел, карнавальная хлопушка, даже без конфетти.

но автор горд собой и чинно вышагивает по паркету дилетантского одобрения,придерживая свою бумажную корону.
видимо, большего ему и не нужно.пресловутый формат 'мама,я сделял'.всё это - игра в незатейливое поглаживание чувства собственной важности.

кстати,о чувствах.
давно заметила,что те,кто в принципе мало способен на чувства (думаю, отличие эмоций от чувств пояснять не надо), обычно хороши в жанре описания неживой материи.

в небезнадежных случаях мы обнаруживаем в них дотошных наблюдателей окружающей среды,фиксирующих то,что видят,не используя нетривиальные метафоры.топорный неореализм,пусть детализированный и достоверный,- вотчина мертворождённых регистраторов.они наблюдают, фиксируют,они точны и заражены рассудочным ядом перфекционизма.
подход безэмоционального отображения помогает узнать,что описываемое существует.таковой же цели служит фотография экзотического минерала в энциклопедии.красиво?да.есть ли в изображении что-то от автора,который изобразил?нет.

живые же умеют привнести в описанное неправильность,искажение, фантазию - чтобы увидеть за бросающейся в глаза наявностью то самое скрытое,уникальное, субъективно-реальное.

живое -значит изменчивое,гибкое,и, следовательно,несовершенное, - вечно неоконченное.
именно в этом и есть настоящая магия творчества,инициирующая изменения и преображение.

говорить о чувствах с помощью поэзии - самое сложное.их надо испытывать для начала.только проведенное через себя,истинное чувство, неважно - возвышенное или низменное, способно трансформироваться в настоящий стих, где каждое слово, каждый образ станет квинтэссенцией пережитого.

если же такого опыта нет,подделка будет видна сразу, сколько бы заимствованной у кумиров мишуры её ни прикрывало.
речь не только о стилистических подражаниях,но и о почти прямых цитатах,что само по себе отвратительный способ "выражать своё почтение".
конечно,есть те,кто пишет о чувствах в надежде испытать их хотя бы авансом.
эти похожи на заводных манекенов,что меняют ультрамодные платья, прикрывая свою пластиковую наготу.
они заведённо твердят: любовь-отчаянье-боль-радость-ненависть-любовь-отчаянье-боль- и далее по кругу.словно эти заклинания пробудят их к жизни.но чуда не происходит, потому что не хватает важного элемента.вернее, действия со стороны.действия творца,вдыхающего жизнь в куклу.

манекен изначально не задуман как творец и не имеет силы внутри себя чтобы стать живым.его параметры - параметры модели для демонстрации запрограммированых качеств.манекены пользуются успехом у себе подобных,но не у тех,кто видит суть.поверхностные счастливы с поверхностными в своём роботизированном мирке среди перфекционистских декораций.
жизнь, во всей её противоречивости и "божественной грязи",им противопоказана, смертельно опасна для их искусственной, хрупкой природы - никаких непредсказуемых поворотов!

таким образом, возвращаясь из пещеры лирического отступления, повторяю ещё раз:банальное высказывание не становится автоматически стихом,будучи написанным в столбик.оно продолжает оставаться банальным высказыванием,но изменившим форму.

некоторые, конечно, благословляют всякого рода банальность за её якобы всеобщность и всеохватность.за понятность, узнаваемость, - как будто это само по себе ценность.да, узнаваемость и совпадение многих со многими - излюбленная игра банального сознания.но разница между поэтом и высказывателем - как между изысканным блюдом и дешёвым фастфудом.

на мой взгляд,задача поэта,а не такого высказывателя,в том, чтобы использовать новые образы,новые вариации и метаморфозы дабы выразить понятное.завуалировать, скрыть доходчивую и, местами, пошлую очевидность, в тумане фантасмагорий;написать целую симфонию богатых и изысканных миров.поэтическое произведение должно не усыплять,не убаюкивать читателя,а провоцировать его на работу ума и даже на собственное творчество(при наличии способности к оному).

если читатель поэзии маг - и творец,он способен вынуть из любой формалистической подделки жемчужину своей интерпретации.да только в извлечённом будет больше того,что он вложил сам.из любого образа и опыта можно вынести вдохновение - на руках,как дорогое сердцу существо из горящего дома.

вдохновение всегда идёт изнутри,а внешнее служит лишь инструментом отражения,ключом к двери,за которой всё уже готово и ждёт.но только родственная,узнаваемая на уровне души,форма-отражение способна обнаружить это содержание.
алхимия творческого взаимодействия расцветает только на благодатной почве.

итак,что нужно для заворачивания банальности-всеобщности в прекрасные и удивительные метафоры?

только одно: внутренний камертон.

изначальная одухотворённость,внутреннее горение - то,что невозможно подделать или имитировать,чему нельзя научиться,штудируя биографии любимых поэтов и вгрызаясь в их творения.
это либо есть,либо нет:уникальная тайна творения,неповторимая и невоспроизводимая,принадлежащая конкретной личности.

есть много алгоритмов для создания умелых, высококачественных подделок, которые будут популярны.все эти лежащие на поверхности культуры  руководства по собиранию паззла из навязчивых общих фраз,тренинги по грамотному использованию образов, символов, конечно,хороши для рекламных текстов.

но чтобы создать подлинник - свой подлинник, - необходимо быть собой, исходить из себя,из своей сути.знать себя,а не только сумму впитанных влияний, усвоенных чужих мнений.
эту роскошь могут позволить себе лишь единицы,и единицы же могут оценить этот подлинник по достоинству, отыскав его среди бесконечного разноцветного фастфуд-мусора.

так что, дорогие поэты и считающие себя таковыми, вскрывайте источник вдохновения,но не подражайте в надежде,что этим вы причаститесь к Настоящему.

лучше быть честно-плохоньким собой и постоянно совершенствоваться,чем очередной идеально отполированной копией другого, застывшей в самолюбовании.

#nihilmantra_эссе