Гагаринская горка

Игорь Чичинов
На одном из сайтов прочёл повествование некоего неизвестного автора «в жанре завирального авантюрного романа» о полёте в космос Алексея Архиповича Леонова. Это навеяло воспоминания.
Март 1995-го года. Событие историческое – впервые на орбиту летит российско-американский экипаж. Командир – Владимир Дежуров, бортинженер – Геннадий Стрекалов и гражданин США Норманн Тагард. Мне довелось делать подробный репортаж с этого запуска, от отправки экипажей (основного и дублирующего) из Звёздного городка до самого последнего момента – запуска ракеты на Байконуре.
Так вот, про Архипыча. Так все близкие к космонавтике и по сей день величают Леонова – уже давно человека-легенду, очень живого, эмоционального, юморного. Оказывается, одна из традиций тогда, в 90-х, была такая. Не знаю, может, и сейчас осталась.
В Звёздном, перед оправкой экипажей на аэродром, когда все садились в «Икарусы» (кто не знает, в советские времена автобусы такие), Леонов каждому из космонавтов легонько коленкой по зад поддавал – этакое дружеское пожелание удачи.
Досталось коленкой Архипыча и американке из дублирующего экипажа, Бонни Данбар. Я как раз рядом оказался – тоже в автобус садился. Ох, каким жгучим взглядом она обожгла нашего ветерана – мол, что за вольности! «Sorry,  – слегка смутился Архипыч, – russian traditions».
На Байконур Архипыч не полетел. Но там тоже свои традиции.
От МИК-2 (монтажно-испытательный корпус), где космонавтов обряжают в скафандры, до стартовой площадки около четырёх километров. Экипажи везли – и сейчас, думаю, не изменилось правило – в двух отдельных автобусах. Кстати, как и летели они в разных самолётах от Звёздного до Байконура. Логика простая: грохнется, не дай, не приведи, борт «номер один» с первым экипажем – полетят дублёры, старт никто не отменит.
На коротком пути по казахстанской степи от МИК-2 к ракете есть так называемая «Гагаринская горка». Как мне рассказывали старожилы космодрома (назовём это легендой – сейчас уже не проверишь, и документально не зафиксировано), первый космонавт, Юрий Алексеевич, посреди пути к ракете взмолился: «Мужики, остановите! Мне бы отлить – не успел…»
С одной стороны, всё понятно – счёт на минуты, а, с другой – куда деваться: приспичило человеку. В общем, вывели тогда космонавта номер один, скафандровщики подсуетились, чего-то там отстегнули – и отлил наш Юра под колесо автобуса чисто по-русски. И слетал в космос, и вернулся живым.
С тех пор и повелось – на «Гагаринской горке» все улетающие в космос в том же месте останавливались и исполняли традицию. Для этого в строгом временном достартовом режиме даже специально отводилось время. Что лётчики, что космонавты – народ суеверный: отметился здесь Гагарин, живым вернулся – значит, и нам надо.
А теперь о космонавтках. О женщинах. Вы, читатель, простите, имён называть не стану – неловко перед дамами, не корректно.
Про Терешкову мне никто ничего не рассказывал – напомню, год, когда я делал репортаж с Байконура, шёл 1995-й, очевидцев того давнего полёта, понятно, уже не было. Но после Валентины Владимировны летали и другие космо-леди.
Так вот, одна из них – потомственная лётчица, «человек-зажигалка», всех удивила. Она летела с двоими мужиками. Про Гагаринскую горку никто из обслуживающего персонала не вспоминал до тех пор, пока там не остановились для исполнения традиции. С мужчинами проще – скафандровщики уже давно приноровились. А с дамой? Это ж… чуть не весь скафандр снимать надо!
Ах, она умница! На глаза у изумлённой обслуги достала из одного из многочисленных кармашков заранее заготовленную пробирку – и вылила содержимое под колесо. По общие аплодисменты и смех.
И слетал тот экипаж вполне штатно, и все намеченные программы выполнил.
А вот другая леди… В общем, характер тот ещё – жутко строгая. И на эту «гагаринскую» традицию она забила – уж не знаю, что, но забила прочно. Даже из автобуса на той горке не вышла. Кстати, тоже летела с двумя мужиками. И программа полёта была рассчитана, если не ошибаюсь, на восемь месяцев.
Казалось бы, и в барокамере экипаж не раз испытывали, и психологи с ними работали на предмет совместимости. А в конечном итоге вышло вот что. Не дождавшись окончания программы, мужики взмолились, обращаясь к Центру управления полётами: мол, делайте, что хотите, но срочно верните нас на Землю, иначе мы энту стерву за борт прям сейчас выкинем!
И свернули тогда программу досрочно. Хоть и стоило это много-много денег.
Вот вам и традиции ;)