Препятствия на пути развития Homo creatorа

Ринер Ахелой
ВСЕ ПЕРЕПЛЕТЕНО. Препятствия на пути развития «Homo creator`а» (лат. «человека-творца»).


Делюсь тем, что нашла на просторах своей научной жизни. А после фрагмента – мои рассуждения и несколько вопросов, которые должен задать себе каждый.

«Конгресс работников образования, науки, культуры и техники как общественное движение возник в 2013 году как протест российской интеллигенции против проводимой с начала 2000-х годов так называемой «оптимизации» всех социальных сфер: здравоохранения, социального страхования, образования, науки. Вся эта «оптимизация» была направлена на поэтапное сокращение доли расходов государственного бюджета на эти сферы в общей сумме, а также на всё большее их подчинение духу и букве олигархического авторитарного государства, нацеленного не на создание условий для благосостояния и творческого развития граждан, а на воспитание послушного потребителя. Главными инструментами этой политики были максимально возможная (для бюрократии, пока ей слабо противостоит гражданское общество) приватизация и коммерциализация здравоохранения, образования, культуры, науки… всех сфер общественной жизни.

Эта оптимизация вовсе не была связана с дефицитом средств у государства: резервные фонды, накопленные благодаря высоким ценам на сырьевые ресурсы, составляли в 2013 году – 5,6 трлн. руб. при объёме ВВП за этот год – 66,7 трлн. руб. и сумме всех доходов госбюджета – 12,9 трлн. руб. Но наше олигархически-бюрократическое государство не умело и не умеет так направлять и регулировать экономику, чтобы она динамично развивалась. В 2013 году, по официальным данным, этот рост составил лишь 1,3%, а в целом ВВП России, по этим данным, превышал уровень РСФСР 1990 года лишь на 17% (рост на 17% за 23 года!), а по объёмам промышленного производства отставал на 12%. Поэтому, панически боясь любых потенциальных кризисных ситуаций, наша бюрократия всегда стремится максимально сократить все расходы… кроме расходов на собственное содержание, на оборону и на силовой сектор, который должен будет в моменты народного возмущения её спасать. И, конечно, расходы на образование и науку, особенно на фундаментальную науку, развиваемую в институтах Российской Академии наук (РАН), всегда представлялись бюрократии тягостными, завышенными. Тем более что РАН выступала критиком политики государства в экономической и социальной сферах. Занижение финансирования и атаки в прессе на РАН шли, начиная с ельцинского правления, а с начала 2000-х годов стали усиливаться. И вот, в 2013 году правительство решило нанести последний удар по Академии наук, подготовив проект закона, который попросту ликвидировал её, а научные институты передал бюрократической структуре, которая должна была далее спокойно провести их «оптимизацию», то есть поэтапное добивание. И вот, этот проект закона вызвал бурю в научно-образовательном сообществе: подавляющее большинство учёных категорически выступило против проекта и повело общественную борьбу за его отмену. Видимо, этот факт подтолкнул ряд активных представителей гражданского общества России к осознанию необходимости создания объединения, способного не только протестовать против удушающей бюрократической политики в социальной сфере, но и активно выдвигать и доводить до общества свои альтернативы для обеспечения общедоступности образования и культуры, сохранения и развития научного и культурного потенциала страны. Так возникла идея Конгресса работников образования и науки – КРОН. Первое заседание Конгресс КРОН состоялся в Москве 30 ноября 2013 года. Его инициаторами явились Общественные движения «Образование для всех» и «Альтернативы».

Любопытное наблюдение за курсом политики РФ:


Отсутствие нормы финансирования образования в законе «Об
образовании в РФ» приводит к ежегодному сокращению доли расходов
консолидированного и федерального бюджетов РФ на образование. Например, расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на образование составляли от ВВП: 4% в 2013 г.; 3,9% – в 2014 г.; 3,8% – в 2015 г.; расходы федерального бюджета: 0,9% от ВВП – в 2013 г.; 0,8% от ВВП – в 2014-2015 гг., 0,7% от ВВП – в 2017-2018 годах, 0,6% от ВВП – в 2019-м.

Как Вы понимаете, на другие сферы, не связанные с образованием, здравоохранением и культурой, уходит гораздо больше средств. К тому же, были ситуации с перенаправлением выделяемого для социально-значимой сферы бюджета на другую, связанную с курсом внешней политики. Например, при принятии Федерального бюджета на 2020 год деньги из сферы образования были перераспределены на финансирование силовых структур и телеканалов. Данное обстоятельство красноречиво указывает на выбор вектора развития: внешние политические отношения, создание необходимого образа органов власти и внушение страха (сколько тревожного мы узнаем в СМИ и как много у "нас" врагов) первичнее внутренних дел по повышению качества жизни граждан.



Как повысить заработную плату преподавателям?

Таким образом, в случае возникновения спора о повышении заработной платы педагогов и иных деятелей социокультурной среды, возникают квазирешения о сокращении штата в целях перераспределения их возможных заработных плат на оставшийся персонал. Эффективный менеджмент как он есть. Однако данную ситуацию нельзя описать поговоркой «меньше народа, больше кислорода», ведь чем меньше тех, кто занимается развитием личности, тем меньше развитых личностей мы получим в итоге.
Про методы манипулированием нагрузкой (и заработной платой соответственно) поделюсь после.


К чему приводит подобный "эффективный менеджмент"? Общество раскалывается, люди не доверяют друг другу, многие готовы подставить любого, дабы получить больше часов (что переводится как «больше денег»). Я являлась свидетелем того, как преподаватели, работающие 20 лет бок о бок друг с другом, «грызлись» за стабильное ведение дисциплин, отличие которых состояло в том, что за них доплачивалась надбавка чуть больше обычной на 100 рублей.
Однако и с часами в дальнейшем происходит "подкрутка" таким образом, чтобы человек работал больше, а получал гораздо меньше.


Возникает вопрос: много ли альтруистов, желающих и готовых делиться знаниями за столь низкую стоимость их ценности? А можно ли остаться альтруистом в мире, где твоя заработная плата не дает шанса на жизнь, лишь на выживание, а уровень нагрузки столь велик (будучи несоизмеримым оплате труда, естественно), что мысли о подработках невозможны? А если происходят непредвиденные ситуации, и ты выходишь на дополнительные работы, то твоё здоровье попросту страдает.

Общество, в котором получение качественного образования не находится на первом месте в познании мира, теряет свое лицо, превращаясь в тень самого себя. Но и понять людей можно. О каком выборе и получении качественного образования думать, когда единственная цель и головная боль миллионов граждан – прожить без чувства голода хотя бы 1 день в устоявшейся экономической системе? Выжить любой ценой. Порой ценой морали и чести. Легче создать видимость образовательной деятельности за счёт приобретения научных работ и иных регалий, дабы возвысить свой социальный статус, чтобы заиметь малейший дополнительный допуск к подходящей заработной плате.


В то же время, на мой взгляд, самое любопытное направление бюджетных расходов – «социальная политика». Согласно нормативно-правовым актам, под нею подразумевается поддержка малоимущих граждан, представителей пенсионного возраста, групп людей с ограниченными возможностями, различных семей (поддержка демографии). Исходя из указанной за последний год цифры (несмотря на её уменьшение), возникает вопрос: «Где деньги, Лебовски?». Но не менее интересно то, что поддержка должна заключаться не только в перечислении малых средств, но и в том, что люди вне рамок и условий жизни должны обладать доступом к качественному знанию, иметь равные права на это.



И вновь вопрос: как это осуществить, ведь реализация одного направления неразрывно связана с улучшением второго. Однако повышение происходит в части военной обороны, но не образования. К чему нас готовят? Какие ценности пытаются продемонстрировать? Что должно быть значимым для человека, исходя из приоритетов решений органов власти?



Созданные условия жизни буквально вытесняют из общества тех,
кто высказывается о том, как обстоят дела на самом деле. Это не пессимистичный взгляд на жизнь. Это наши реалии. И нужно, как минимум, самостоятельно осознать подобные тренды не только в России, но и в иных странах с похожим экономическим устройством. Политика планомерного отупления общества приведёт к вырождению наций. И это будет логичный исход данных обстоятельств.

Кто сейчас лидеры мнений? Чей образ жизни становится целью (или
идеалом) для многих? Какие профессии наиболее востребованы? Товарный фетишизм ещё больше расцветает?

Всматриваясь в созданные идеалы, человек ощущает колоссальный социальный разрыв между собой и тем, на кого он старается быть похожим.

Естественным образом всё вышеизложенное приводит к ухудшению атмосферы в обществе: нарастает негатив и тревожность как у преподавателя, так и у обычного подростка, который сталкивается с издевками со стороны сверстников за отсутствие «социального успеха». Как следствие, ввиду отсутствия культа психологической гигиены и присутствия чувства стыда за обращения к соответствующим специалистам за помощью в ментальных вопросах, возрастает уровень криминогенности и дефицит безопасности жизни каждого члена общества.
Всё переплетено, как мы с вами видим: началось с образования, а закончилось за...

Но я верю, что инструменты, используемые для разложения личности, можно применять с противоположной стороны – во благо. Как? Давайте разберем эту концепцию на примере популярного приложения Tik-tok. Данная платформа вызывает у людей ухмылку и не самые лучшие ассоциации.
Однако многие, когда регистрируются, начинают замечать, какое невероятное число многогранных и талантливых людей вокруг нас: преподавателей, художников, актеров, тех, кто занимается вышиванием, плетением браслетов, вязанием и прочим. Большинство действительно настроены на то, чтобы делиться полезной и стоящей информацией со всем окружающим миром в игровом, театральном или ином креативном формате. То есть, с одной стороны, минутные (или 3-х минутные) ролики нацелены на развлечение масс, а с другой стороны, многие люди выкладывают свою хорошо проделанную работу, обучая остальных, тем самым реализуют свой Дух креатора (создателя) и творческой личности.



Приведенный выше пример с приложением учит нас рассматривать инструменты, применяемые для ускорения деградации общества, с разных позиций (в том числе неочевидных на первый взгляд) и иллюстрирует необходимость развития положительных направлений использования, минимизируя негативные. Стоит развить в себе навык видения многогранности черных и белых сторон во всем, не зацикливаясь лишь на одном из проявлении составляющей любого явления.

Даже в условиях тотального неуважения к системам образования, культуры и здравоохранения и их деятелям, снижения финансирования, обесценивания социально-ориентированного образа жизнедеятельности и работы, бюрократического рабства и паралича творческой и креативной деятельности, стоит пытаться быть и оставаться собой, не позволяя сгубить тот самый Духовный Росток в каждом из нас, что пробивается сквозь тьму, стремясь к свету.