Организация ритма строф стихов для детей

Творческая Мастерская Алкоры
 
Есть в поэзии такой удивительный жанр "Стихи для детей". Не путать его со стихами О ДЕТЯХ, где мы, взрослые, начинаем с упоением рассказывать взрослым же людям о своих чадах, но почему-то бессознательно переходим на детский язык - с упрощением и "сюсюканием". Нет, сегодня мы с вами обсудим жанр стихов, которые должны будут читать дети, причем, совсем маленькие, возраста этак от 2 до 5 или чуть старше. Оказывается, эти стихи имеют совсем другие правила "хорошего" стихосложения, другие формы, другие требования (гораздо более серьезные, чем требования к стихам для взрослых!) и - мало того! - совершенно особые послабления привычных нам правил.

О написании стихов жанра "Стихи для детей"  на ТМА уже есть очень подробная статья - http://stihi.ru/2013/09/09/5618 и есть целый сборник, посвященный разбору  уже прошедших конкурсов данного жанра - советую почитать его тем, кто публикует на своих страницах стихи, написанные собственным чадам. А в этой статье я хочу показать вам те удивительные для нас, поэтов, послабления, которые не только допустимы в жанре "для детей", но и очень хорошо работают на маленького читателя. Для этого я покажу вам  ритмический анализ  абсолютно всем известного стихотворения  К.И. Чуковского «Айболит».

______________________
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечится
И корова , и волчица,
И жучок ,и червячок,
     И медведица!
10 10 10 0
10 10 00 1
00 10 10 10
00 10 00 10
00 10 00 1
00 10  0
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит
10 10 00 1
10 10 10 1

Судя по звуковой схеме эти строфы написаны 4-ст хореем с неполной и меняющейся по числу слогов последней стопой. Читаем дальше:
___________________________ 

И пришла к Айболиту лиса
(Ой меня укусила оса!)
И пришёл к Айболиту барбос
(Меня курица клюнула в нос!)
001 001 001
001 001 001
001 001 001
001 001 001

А это уже совсем не хорей, а 3-стопный  анапест!
_____________________________
И прибежала зайчиха
И закричала : Ай , Ай!
Мой зайчик попал под трамвай
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
100 100 10
100 100 11
010  010 010 010
010  01

Совсем интересно: сначала была строфа 3-х стопного дактиля, которая плавно перешла в двустишие из 4-х и 2-х стопного амфибрахия!
_______________________________
Он бежал по дорожке
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой!
001 001 0
001 001 001 0
001 001 001
100 100 1
И сказал Айболит : не беда !
Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке.
001001001
001 001 01
001 001 001 0
001 001 001 0

Строфа из разных по размеру строк 2-х стопного и 3-х стопного анапеста
____________________________

И принесли к нему зайку,
Такого больного, такого хромого,
И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
ц10 010 010
010 010 010 010
010 010 010
010 010 010

Строфа, где идет сначала 3-х стопный амфибрахий (да еще с цезурой в начале!), потом - строка 4-х стопного амфибрахия, а далее опять три подряд строки 3-х стопный амфибрахия!!!
__________________________
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
(Ну, спасибо тебе, Айболит!)
010 010 1
-10 010 01
001 001 001
001 001 001

2 строки 3-х стопного амфибрахия и 2 строки 3-х стопного анапеста. Как, сказал бы теоретик от поэзии, очень крутые логаэды!!! )))
__________________________

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
(Вот вам телеграмма
От гиппопотама!)
10 10 00 1
00 10 00 1
10 00 10
00 00 10

4-х стопный хорей  и 3-х стопный  хорей - каждого по две строки объединились в очень симпатичную строфу логаэда!
________________________

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
00 10 10
10 00 1
10 10 10
10 00 1

Уф! Хоть здесь мы видим нечто привычное: катрен из 3-х стопного хорея с привычным нам чередованием  женской и мужской рифм.
_________________
Что такое, неужели
Ваши дети заболели?
+010 0010
+010 0010

Да-да-да ! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
++10  0010
0010  0010
0010  001
0010  001
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит
0010  0010
+010  001

А этот фрагмент больше всего близок к 2-х стопному  пеон2 с незавершенной стопой в некоторых строках за счет того, что сменился вид рифмы с женской на мужскую...
________________

Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте
На горе или в болоте?
10 10 00 1
10 10 00 1
10 10 10 10
10 10 00 10

Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по,
По широкой Лимпопо
10 10 00 10
00 10 00 10
00 10 10 1
10 10 10 1
10 10 00 1

Знакомый нам по сказкам Пушкина 4-х стопный  хорей...
_____________________

И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит
И одно только слово твердит Айболит:
Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!
-01 001 001 001
001 001 001 001
001 001 001 001
001 001 001

Вот только мы успокоились на хорее, как сразу же появился логаэд (3-1) из 4-х стопного и 3-х стопного анапеста!
____________________

Дальше продолжать не буду - все и так понятно, что ничего не понятно. Почему нам, грамотным поэтам, нельзя постоянно менять ритмику своих стихов (нас за это даже на конкурсах бьют!), а Чуковскому можно?!

А потому и можно, что пишет он в жанре "стихи для детей", где совсем другие правила. Ребенку будет скучно слушать длинную сказку в стихах, если она будет звучать однообразно - монотонно! Он начнет отвлекаться и совсем уйдет. А когда ритмика звучания  резко меняется - ему это интересно, и даже на уровне подсознания он поневоле начнет знакомиться с разными ритмами, с разным звучанием русской речи.

Но одно только привлечение внимания ребенка к слушанию - не самое главное. Обратите внимание, как Чуковский подбирает ритм к каждому фрагменту содержания. Он музыкой строфы передает настроение то радости (от того что зайчик поправился!), то тревоги (когда Айболит идет по городам и весям в Африку и встречает на своем пути непреодолимые препятствия!), то материнскую тоску и печаль о больных зверюшках (когда зайчиха просит спасти зайчика, попавшего под трамвайчик!) Для каждого настроения и события Чуковский подбирает свой особый ритм - он здесь не только поэт, но и композитор! Вы никогда об этом раньше не задумывались?

А в чем же мораль этой статьи? - спросите вы. Отвечаю.

В жанре "стихи для детей" - смена ритма в разных строфах одного и того же стихотворения (в отличие от стихов для взрослого читателя) допустима. Но вовсе не для того, чтобы облегчить труд поэта, позволив ему рифмовать "как получится", адля того, чтобы дать поэту сознательный ИНСТРУМЕНТ для передачи событий и настроения - содержания. А это сделать не так просто, как кажется - автору придется как следует поломать голову о том, как и где можно (и нужно ли) нарушить метр отдельных строф.

В коротких стихах для маленьких детей (до 12 строк, например) этого делать совсем не стоит. Полезнее приучить ребенка к гармонии - к представлению о том, что такое законченное стихотворение. А вот если вы задумали написать ему относительно длинную сказку, то там смена ритмики строф будет очень полезна. Даже необходима.

На этом пока все. Будем тренироваться. С уважением, Ваша Алкора, 4.05.21.