Чайтанья-чаритамрита, Антья 7

Виктор Самчинский
"Шри Чайтанья-чаритамрита"
Антья-лила, глава 7
Встреча Валлабха Бхатты со Шри Чайтаньей
___________________________

   
В почтении огромном я склоняюсь
перед святыми преданными Шри Чайтаньи.
По беспричинной милости тех душ,
что слизывают мёд сладчайший
с Его стоп-лотосов прекрасных,
даже те души, что погрязли во грехе,
способны обрести освобожденье. (1) 
Вся слава Шри Чайтанье Махапрабху!
Вся слава Нитьянанде Прабху!
Вся слава Шри Адвайтачандре!
Вся слава преданным Шри Гауранги! (2)
   
На следующий год бенгальские вайшнавы
пришли увидеться со Шри Чайтаньей.
Господь их встретил лично, как и прежде. (3)
Так проводил Чайтанья Свои игры
со всеми преданными вместе.
В то время в Джаганнатха Пури
с Ним встретиться пришёл знаток писаний
по имени Валлабха Бхатта. (4)
   
И встретившись со Шри Чайтаньей,
он к Его лотосным стопам склонился.
Чайтанья же его обнял радушно,
великого вайшнава в нём признав. (5)
С почтением Чайтанья усадил
его рядом с Собою на сиденье.
Затем Валлабха Бхатта начал
с большим смиреньем говорить: (6)
   
«Я много дней мечтал Тебя увидеть.
И вот исполнил Джаганнатха
это желание моё сегодня. (7)
Очень удачлив тот, кто может
Тебя увидеть даже лишь однажды.
В моих глазах Ты в точности
                как Сам Всевышний. (8)
   
Очиститься способен каждый
лишь просто вспомнив о Тебе.
Поэтому что удивительного в том,
что очищается любой, Тебя увидев. (9)
“Лишь стоит вспомнить о святых,
как очищается весь дом мгновенно.
Что же тогда можно сказать о том,
чтобы увидеть их или коснуться,
омыть их стопы или предложить
им сесть удобно и вкусить прасадам”. (10)
                [Шримад Бхагаватам, 1.19.33]
   
Духовной практикой в век Кали
есть воспевание имён Шри Кришны.
Не получив на это позволенье Кришны,
никто санкиртане учить не может. (11)
Санкиртане Ты учишь всех.
Поэтому нет никаких сомнений,
что Ты уполномочен Кришной. (12)
Являешь всем Ты в этом мире
величие святых имён Шри Кришны.
И каждый, кто Тебя увидит, ощутит
нектар чистой любви к Шри Кришне. (13)
   
В ком нет энергии Шри Кришны,
не может тот любовь к Нему явить.
Один лишь Кришна может даровать
любовь к Себе, что душу раскрывает.
И это подтверждают все писанья. (14)
“Пускай же всеблагой Господь,
снова и снова в этот мир приходит,
даруя всем Свои благословенья.
Ведь, кроме Кришны, кто способен
предавшуюся душу одарить
беспримесной любовью к Богу?”» (15)
            [Лагху-Бхагаватамрита, 1.5.37]
   
Ему тогда ответил Шри Чайтанья:
«Валлабха Бхатта, ты Меня послушай.
Ты образованный и мудрый человек.
А Я — монах из школы майявади.
Поэтому Я ничего не знаю
о Кришна-бхакти, преданности Кришне. (16)
Однако повезло общаться Мне
с Адвайтачарией — Самим Всевышним.
И так очистился Мой ум. (17)
Ему нет равных в знании писаний
        о Кришна-бхакти, преданности Кришне.
Поэтому Его зовут Адвайтой, бесподобным. (18)
И даже мясоед, по милости Его,
способен Кришна-бхакти обрести.
Кому под силу до конца понять
могущество Его служенья Кришне? (19)
   
И также Нитьянанда Авадхута
является Самим Всевышним Богом.
Он постоянно опьянён
беспримесной любовью к Кришне.
Он — океан божественной любви. (20)
   
А Бхаттачарья Сарвабхаума — знаток
шести ведических школ философских.
Он этих школ наставник и Учитель мира,
и лучший среди преданных великих. (21)
Он показал Мне высочайший пик,
что достижим лишь бхакти-йогой.
Я осознал по милости его,
что преданность Шри Кришне
        это суть всех видов йоги. (22)
   
А Шрила Рамананда Рай —
                знаток непревзойдённый
всех видов отношений с Кришной.
Он объяснил Мне положенье Кришны
как Бога изначального, источника
всех образов и настроений Бхагавана. (23)
Мне Рамананда Рай раскрыл,
что чистая любовь к Шри Кришне
есть высочайшая из целей жизни.
А среди всех любовных настроений
путь чистого спонтанного влеченья
дарует высшее из совершенств духовных. (24)
   
А слуги и друзья, родители
               и все возлюбленные Кришны —
являются прибежищем и сутью
всех главных трансцендентных рас,
таких как дасья, сакхья и ватсалья,
а также высочайшая шрингара-раса. (25)
В божественной любви есть два вида эмоций.
Одна рождается из понимания
величия и достояний Кришны.
Другая же берёт своё начало
в беспримесном и чистом чувстве.
И тот, кто служит Кришне
в осознании Его величия и славы,
не получает доступ во Вриндаван,
где правит Кришна-пастушок. (26)
   
“Господь Шри Кришна, сын Яшоды,
доступен только тем святым,
что Его ищут на пути любви спонтанной.
Но не достичь Его всем тем,
кто чувствами своими не владеет,
себя отождествляя с бренным телом,
кто к философским рассуждениям привязан,
и кто пытается познать себя
                через суровые аскезы”. (27)
                [Шримад Бхагаватам, 10.9.21]
Здесь выраженье «атма-бхута»
«ближайших спутников» обозначает.
Вечной супруге Господа, Лакшми,
величие и славу Бога сознающей,
прибежище не получилось обрести
у Кришны, сына царя Нанды. (28)
   
Красавиц Враджа обнимал за шею Кришна,
танцуя вместе с ними дивный танец Раса.
Неведома такая милость даже Лакшми,
а также райским девушкам прекрасным,
чьи юные тела как лотосы благоухают.
Что о земных прелестницах тогда сказать,
необычайно привлекательных и милых? (29)
                [Шримад Бхагаватам, 10.47.60]
   
Беспримесное чувство это позволяет
друзьям на плечи Кришне залезать,
а матушке Яшоде — связывать Его верёвкой. (30)
В такой беспримесной любви
не помнит преданный величье Бога.
Считает Кришну он лишь
                своим другом или сыном.
Любовь такую восхваляют
даже такие знатоки писаний
как Вьясадев и Шукадев Госвами. (31)
“И те, кто жаждет слиться с Абсолютом,
и те, кто служат Господу как Его слуги,
и те, кто под влиянием иллюзии мирской
        считают Господа обычным человеком,
не понимают, что все пастушки; во Врадже,
которые дружили и играли с Кришной,
были великими святыми в прошлых жизнях.
Как можно их удачу объяснить иначе?” (32)
                [Шримад Бхагаватам, 10.12.11]
   
“Чтобы величие Всевышнего постичь
все йоги и философы, и все святые
три Веды и Упанишады изучают,
а также множество других писаний.
Но, несмотря на это, матушка Яшода
всегда считает Кришну
             своим дорогим сыночком”. (33)
                [Шримад Бхагаватам, 10.8.45]
Какие подвиги вершил царь Нанда,
чтоб Кришну своим сыном называть?
Что за удача выпала Яшоде,
чтоб Сам Господь её звал мамой
и молоко пил из её груди? (34)
          [Шримад Бхагаватам, 10.8.46]
   
Если душа, что служит Кришне,
ведомая такой любовью чистой,
величие увидит Кришны как-то раз,
то на него внимания не обращает.
Поэтому такая чистая любовь
намного выше понимания величья Бога. (35)
Все эти истины поведал Мне
Шри Рамананда Рай, что обладает
непревзойдённым знанием о расах.
И слушать его — высшее блаженство. (36)
Могущество Шри Рамананда Райя
словами невозможно описать.
Вриндаванскую чистую любовь
по его милости Я понял. (37)
   
В Сварупе Дамодаре воплотились
все расы экстатической любви.
Общаясь с ним Я смог понять
мадхура-расу — отношения
            возлюбленных во Врадже. (38)
Беспримесно чиста любовь
вриндаванских пастушек, гопи.
Найти в ней просто невозможно
и толики мирского вожделенья.
Единственная цель такой любви —
счастливым сделать Кришну. (39)
   
“О Кришна, Твои лостосные стопы
к груди своей мы нежно прижимаем.
О, милый друг наш! По лесу гуляя,
Ты верно исколол их острыми камнями.
Ты нам дороже даже нашей жизни.
Мы беспокоимся. Поэтому скажи:
От этих ран Тебе не больно?” (40)
            [Шримад Бхагаватам, 10.31.19]
   
“Заворожённые мелодией
                Твоей чудесной флейты,
прибежище Твоё пришли мы обрести,
мужей, детей, друзей
            и родственников всех оставив.
Всё это Ты прекрасно знаешь!
Но всё же Ты обманываешь нас!
Ведь будь это не так, то как бы смог
Ты юных и красивых девушек оставить
одних в лесу глубокой ночью?” (41)
            [Шримад Бхагаватам, 10.31.36]
   
Любовь вриндаванских пастушек
все виды бхакти превосходит.
В ней явлен высочайший пик
самозабвенного служения Шри Кришне.
И это признаёт Сам Кришна,
когда Себя Он называет
                их вечным должником. (42)
“О, гопи милые! Послушайте Меня.
Наши свидания чисты и святы.
Ради Меня вы невозможное свершили,
оставив всю привязанность к семейной жизни.
За это равноценно отплатить вам
Я не смогу даже за целую жизнь Брахмы.
Да станут вашим утешеньем и наградой
ваши же славные и добрые поступки”. (43)
                [Шримад Бхагаватам, 10.32.22]
   
Любовь беспримесная к Кришне
намного выше той любви,
что возникает на основе понимания
могущества и достояний Кришны.
Нет в целом мире преданного лучше,
чем Кришны близкий друг — Уддхава. (44)
Тогда как сам Уддхава жаждет
посыпать пылью голову свою
со стоп этих пастушек Враджа.
Все эти истины узнал Я
от Шри Сварупы Дамодары. (45)
   
Из всех беспримесных вайшнавов
Я Харидаса Тхакура считаю лучшим.
Святое имя Бога триста тысяч раз
он повторяет ежедневно. (46)
Услышал Я от Харидаса
о высочайшей славе имён Бога.
Так Мне, по милости его,
открылась слава имени святого. (47)
   
Ачарьяратна, Гададхара Пандит,
Шанкара, Дамодар, Ачарьянидхи,
Вакрешвар и Джагадананда. (48)
Кашишвар, Ва;судев, Мукунда,
Мурари и вайшнавы многие другие
в Бенгалии рожденье обрели. (49)
Они все проповедуют по миру
о славе воспевания святых имён
и о величии любви к Шри Кришне.
Благодаря им всем Я понял
суть чистой преданности Кришне». (50)
   
Поняв, что сердце Бхатты Валлабхи
охвачено большой гордыней,
словами этими Чайтанья показал,
что мы лишь от других вайшнавов
способны будем осознать суть бхакти. (51)
Валлабха думал: «Я вайшнав великий.
Мне удалось понять всю философию
и заключения о преданности Богу.
Я смысл “Шримад-Бхагаватам” знаю
и объяснить его могу прекрасно». (52)
В уме Валлабхи Бхатты уже долго
жила такая сильная гордыня,
но когда он услышал речи Шри Чайтаньи
его гордыня была вдребезги разбита. (53)
   
Когда из уст Чайтаньи он услышал
о чистой преданности всех вайшнавов,
то пожелал увидеться со всеми ними. (54)
Спросил тогда Валлабха Бхатта:
«Скажи мне, где живут эти вайшнавы?
И как увидеться мне с ними?» (55)
   
Ему на это так ответил Шри Чайтанья:
«Одни из них в Бенгалии живут,
другие же — в различных землях.
Однако здесь они сейчас собрались,
придя увидеть Ратха-ятру в Пури. (56)
Сейчас они все в Джаганнатха Пури,
хоть и в домах различных проживают.
И встретиться здесь ты со всеми можешь». (57)
   
Затем Валлабха Бхатта обратился
с большим смирением к Чайтанье,
настойчиво прося Его прийти
у него дома отобедать. (58)
На следующий день, когда к Чайтанье
пришли Его все спутники-вайшнавы,
Господь представил им Валлабху Бхатту. (59)
Увидев, как сияют все вайшнавы,
был очень удивлён Валлабха Бхатта.
В их обществе он был как светлячок. (60)
   
Затем принёс Валлабха Бхатта
много прасада Джаганнатха
и накормил Чайтанью Махапрабху
и всех вайшнавов, спутников Его. (61)
Санньяси, приближённые к Чайтанье,
такие как Парамананда Пури и другие,
сели вкушать этот прасадам
по одну сторону от Махапрабху. (62)
Сам Шри Чайтанья сел посередине.
Адвайтачарья и Шри Нитьянанда
по обе стороны от Него сели,
а остальные впереди и позади расселись. (63)
   
А все бенгальские вайшнавы,
которым не было числа,
расположились во дворе рядами. (64)
Увидев преданных всех Шри Чайтаньи,
Валлабха Бхатта сильно удивился.
С большим почтением он тутже
к стопам вайшнава каждого склонился. (65)
В то время как Сварупа Дамодара,
Джагадананда, Дамодар Пандит,
Кашишвар, Шанкар и Рагхава
всем стали раздавать прасадам. (66)
   
Валлабха Бхатта очень много
принёс прасада Джаганнатха.
Санньяси все со Шри Чайтаньей
его вкушать рядами сели. (67)
Прасад вкушая, все вайшнавы
порою восклицали: «Хари! Хари!».
Так эти звуки имени святого
по всей вселенной разносились. (68)
А после трапезы Валлабха Бхатта
принёс много гирлянд и специй,
орехов бетеля и пасты из сандала.
Так, выразив почтение вайшнавам,
он ощутил великое блаженство. (69)
   
А в праздник колесниц Чайтанья
призвал всех петь святое имя Бога.
Как прежде, Он вайшнавов всех
на семь отдельных групп разбил. (70)
Адвайта, Нитьянанда, Вакрешвара,
Рагхава Пандит, Гададхара Пандит.
Шривас Тхакур и Харидас Тхакур. (71)
Семь этих личностей великих
возглавили одну из семи групп,
                танцуя в центре каждой.
Сам же Чайтанья, «Харибол!» крича,
переходил из группы в группу. (72)
   
Четырнадцать мриданг больших
сопровождали киртан в каждой группе.
И каждый из танцоров главных
любовью к Богу мир весь наполнял. (73)
Увидив это, удивлён был
Валлабха Бхатта несказанно.
В тот день всё естество его
духовное блаженство затопило. (74)
Затем Чайтанья Махапрабху
остановил танец вайшнавов.
Его божественные качества увидев,
был поражён Валлабха Бхатта. (75)
   
А после праздника Валлабха Бхатта
пришёл к Чайтанье Махапрабху.
Склонившись к Его лотосным стопам,
он обратился со смиренной просьбой: (76)
«На “Бхагаватам” написал я комментарий.
Прошу Тебя его послушать». (77)
   
Ответил Шри Чайтанья: «Не понятен
Мне смысл “Бхагават-пураны”.
Воистину, Я даже не достоин
о сокровенном смысле
                “Бхагаватам” слушать. (78)
Я лишь сижу здесь, день и ночь пытаясь
святое имя Кришны повторять,
но не могу количество закончить
святых имён, что повторить Я должен». (79)
   
Сказал Валлабха Бхатта: «Также
я объяснил подробно смысл
святого имени Шри Кришны.
Прошу, послушай же об этом». (80)
   
Ответил Шри Чайтанья Махапрабху:
«Не признаю Я множество значений
святого имени Шри Кришны.
Я знаю лишь, что ‘Кришна’ означает
‘прекрасный Шьям’ или же ‘сын Яшоды’. (81)
“Суть имени Шри Кришны в том,
что Его облик тёмно-синий,
подобно цвету дерева тамала,
а также что Он — сын Яшоды.
Писания все это подтверждают”. (82)
                [Нама-каумуди]
Я знаю только эти два значения
        святого имени Шри Кришны.
Других значений Я не понимаю». (83)
   
Всеведущий Чайтанья знал,
что толкования все, что давал
Валлабха Бхатта именам Шри Кришны,
были надуманы и бесполезны.
Не проявил Он интереса к ним. (84)
Ушёл домой Валлабха Бхатта,
обиженный и огорчённый.
В нём не осталось прежней веры
и преданности Шри Чайтанье. (85)
   
Тогда Валлабха Бхатта стал
общаться близко с Гададхаром.
Он часто к нему в гости приходил,
являя теплоту и дружеские чувства. (86)
Из-за того, что Шри Чайтанья
не проявил какого-либо интереса
к познаниям Валлабхи Бхатты,
все жители Шри Джаганнатха Пури
послушать также не желали
его какие-либо толкованья. (87)
И ощущая скорбь и сильную обиду,
пристыженный Валлабха Бхатта
пришёл к Гададхаре Пандиту. (88)
   
С большим смирением затем
он к Гададхару обратился:
«О, господин мой, я тебе предался.
Будь милостив ко мне и жизнь мою спаси. (89)
Прошу, послушай объяснение моё
                святого имени Шри Кришны.
Так смоешь ты с меня пятно позора». (90)
   
Был озадачен и смущён
Гададхар Пандит этой просьбой.
Не мог он сам решить, как поступить. (91)
Не получив согласия у Гададхара,
Валлабха Бхатта всё же стал читать
свой комментарий против его воли. (92)
   
Остановить его не мог Гададхар,
поскольку был Валлабха Бхатта
брахманом благородным и учёным.
Поэтому он мысленно взмолился:
«О, Кришна! Защити меня сейчас!
Я на Тебя лишь уповаю! (93)
Чайтанья в каждом сердце пребывает.
Он, без сомнений, мои мысли знает.
Я не испытываю страха перед Ним.
Но Его спутники настроены критично». (94)
Хотя Гададхар был не виноват,
но многие из окружения Чайтаньи
ему явили своё дружеское недовольство. (95)
   
Так каждый день Валлабха Бхатта
к Чайтанье Махапрабху приходил,
и затевал бессмысленные споры
с Адвайтой и вайшнавами другими. (96)
Все утверждения, что выдвигал
Валлабха Бхатта на собранье этом,
опровергались в тот же миг
Адвайтой и вайшнавами другими. (97)
Поэтому, когда Валлабха Бхатта
к вайшнавам этим приходил,
он был подобен заурядной утке,
что в стаю белых лебедей попала. (98)
   
Спросил однажды Бхатта у Адвайты:
«Природа существа любого (дживы)
относится к энергии (пракрити).
То есть, душа имеет женскую природу.
Тогда как Кришне (как Пуруше)
она подчинена как своему супругу. (99)
Но никогда не станет верная жена
по имени звать своего супруга.
А вы всегда поёте имя Кришны.
В чем суть религии такой?» (100)
   
Ему ответил так Адвайтачарья:
«Перед тобой Сам Шри Чайтанья,
всех заповедей дхармы воплощенье.
Ему задай вопрос свой этот,
и Он ответ даст совершенный». (101)
   
Ответил так Чайтанья Махапрабху:
«О, дорогой Валлабха Бхатта.
Не знаешь ты саму суть дхармы.
Долг целомудренной жены
покорно исполнять веленья мужа. (102)
Но если воля мужа в том,
чтобы жена его всегда
              его же имя повторяла,
то как ослушаться способна
покорная и верная жена? (103)
И следуя подобной дхарме,
кто имя Кришны непрестанно повторяет,
получит плод такого повторенья —
любовь беспримесную к Кришне». (104)
   
Валлабха Бхатта после этих слов
не смог произнести ни слова.
Домой вернувшись, огорчённый,
он погрузился в размышленья: (105)
«Я поражение терплю
в собраньи этом ежедневно.
Вот бы хоть раз победу в споре
мне удалось там одержать. (106)
Мне это принесло бы счастье
и весь позор от поражений смыло.
Но как свои слова обосновать?» (107)
   
На следующий день он снова
пришёл к Чайтанье Махапрабху
и выразил Ему своё почтенье.
Затем он сел в собрании вайшнавов
и с гордостью сказал слова такие: (108)
«На “Шримад-Бхагаватам”
                комментарий я составил,
в котором я детально опроверг
все объяснения Шридхара Свами.
Я не могу его слова принять. (109)
Все объяснения Шридхара Свами
привязаны к контексту книги.
Он противоречив и нелогичен.
Я не могу признать его авторитет». (110)
   
Ответил ему так Чайтанья:
«К блудницам причисляю Я любого,
кто Свами (мужа) наставления принять
не хочет по какой-либо причине». (111)
Сказав это, Чайтанья замолчал.
Его слова всем преданным Его
доставили большую радость. (112)
   
Чайтанья низошёл на Землю,
чтобы вселенной благо даровать.
Прекрасно знал Он о гордыни,
что в сердце Валлабхи скрывалась. (113)
Та непочтительность, с которой
к Валлабхе Бхатте Шри Чайтанья относился,
была направлена на разрушение его гордыни.
Таким же образом Шри Кришна
гордыню Индры полностью разрушил. (114)
В невежестве живое существо
не понимает в чём же его благо,
приобретенье принимая за потерю.
Но когда гордости лишается своей,
к нему вновь возвращается способность видеть. (115)
   
Придя затем домой, задумался Валлабха Бхатта:
«Прежде, в Праяге, Шри Чайтанья
был несказанно милостив ко мне. (116)
Тогда моё Он приглашенье принял,
придя ко мне со спутниками вместе.
Так почему сейчас так сильно
по отношению ко мне Он изменился? (117)
Желаю я во что бы то ни стало
победу над другими обрести.
Чайтанья же меня очистить
от этой гордости желает.
Природа Бога в том, что Он
заботится всегда о высшем благе
любого существа живого. (118)
   
Из-за своей гордыни я хочу казаться
в глазах других великим богословом.
Чтобы от этой гордости меня избавить,
Чайтанья неучтив и груб со мною. (119)
Он действует лишь мне во благо,
а я за это на Него в большой обиде.
Так же считал царь рая, Индра,
когда всемилостивый Кришна
его избавил от гордыни непомерной». (120)
   
С такими мыслями Валлабха Бхатта
пришёл на утро к Шри Чайтанье.
Он Господу вознёс смиренные молитвы
и Его лотосным стопам предался. (121)
Сказал Валлабха Бхатта: «Я глупец.
Перед Тобой ученостью бахвалясь,
я вёл себя как дурачок последний. (122)
Теперь я понял: Ты — Всевышний!
О мой Господь, Ты милость мне явил,
заботясь обо мне и наставляя.
Ты много раз отчитывал меня
лишь чтобы обуздать мою гордыню. (123)
   
Глупец я полный и большой невежда.
Ты отругал меня, даруя этим благо,
но я за унижение всё это принял.
Таким же образом царь рая, Индра,
в невежестве пытался
                оскорбить Шри Кришну. (124)
Бальзамом доброты и милости Своей
от слепоты гордыни Ты меня избавил.
Теперь, по беспричинной милости Твоей,
моё невежество ушло,
          и знание из сердца проявилось. (125)
О мой Господь! Прошу, прости меня,
ведь совершил я много оскорблений.
Даруй Своё прибежище и милость,
на голову мою поставив стопы». (126)
   
На это ему так ответил Шри Чайтанья:
«Ты преданный великий и знаток писаний.
В ком есть достоинства два этих,
не может быть большой гордыни. (127)
Ты написал свой комментарий,
подвергнув критике Шридхару Свами.
Но лишь из-за своей гордыни
его авторитет принять не можешь. (128)
Шридхара Свами — Гуру всего мира,
поскольку можем мы, по милости его,
понять суть “Бхагават-пураны”.
Я признаю его учителем Своим. (129)
   
Желая превзойти Шридхару Свами,
всё, что ты, движимый гордыней,
напишешь, будет понято превратно.
Поэтому твой комментарий этот
никто даже услышать не желает. (130)
Но тот, кто Бхагаватам объясняет,
Шридхары Свами следуя стопам,
всеобщее признание с почтением заслужит. (131)
   
Отныне комментируй “Бхагават-пурану”
согласно объяснениям Шридхара Свами.
Отринув ложную гордыню, непрестанно
служи и поклоняйся Бхагавану Кришне. (132)
Святое имя Кришны воспевай
все оскорбления свои оставив.
Так очень скоро ты достигнешь
прибежища в тени стоп Кришны». (133)
   
Сказал затем Валлабха Бхатта:
«Коль Ты доволен мной теперь,
то я Тебя смиренно приглашаю
почтить мой дом Своим визитом». (134)
И Шри Чайтанья Махапрабху,
пришедший этот мир спасти,
с улыбкой принял это приглашенье,
чтобы доставить Бхатте радость. (135)
О благе всех живых существ
Чайтанья постоянно думал.
Когда наказывал кого-то,
то делал это лишь затем,
чтобы очистить его сердце. (136)
Господь Чайтанья был доволен,
когда Валлабха Бхатта пригласил
Его к себе со всеми спутниками вместе. (137)
   
Ту чистую и глубочайшую любовь,
которую Джагадананда Пандит
питал к Чайтанье Махапрабху,
можно сравнить лишь с той любовью,
что Сатьябхама проявляла к Кришне,
при этом часто ссорясь с Ним. (138)
Джагадананда часто затевал
с Чайтаньей дружеские ссоры.
Но эти ссоры им лишь радость приносили. (139)
   
А чистая и глубочайшая любовь,
что Гададхар Пандит питал
                к Чайтанье Махапрабху,
была подобна той любви покорной,
которую испытывала к Кришне
Его смиренная жена Рукмини. (140)
Порой хотел Чайтанья вызвать
дружеский гнев в Гададхаре Пандите,
но никогда тот не сердился,
величие Чайтаньи сознавая. (141)
Порой Чайтанья делал вид,
что сильно сердится на Гададхара,
но это в нём лишь страх рождало. (142)
Как прежде Кришна разыграл
Свою жену, Рукминидеви,
однако та, не поняв шутки,
стала охвачена великим страхом. (143)
   
Валлабха Бхатта поклонялся Кришне
Бала-Гопала мантрой, совершая
своё служение в родительской любви. (144)
В общении же с Гададхаром
он ощутил на сердце перемену,
и поклоняться начал Кришне
как юноше, Кишор-Гопалу. (145)
   
Принять хотел Валлабха Бхатта
своим учителем Гададхара Пандита.
Но отказался Гададхар, сказав:
«Прости, но это невозможно. (146)
Пойми, я полностью зависим.
Мой господин — Гаурачандра.
Без позволения Его я ничего не стану делать. (147)
И то, что ты ко мне приходишь,
не нравится Чайтанье Махапрабху,
и Он за это меня иногда ругает». (148)
   
Однако через пару дней на Бхатту
Чайтанья пролил Свою милость. (149)
В день приглашения от Бхатты,
Чайтанья попросил прийти
к Нему Гададхара Пандита,
послав за ним Сварупу Дамодару,
Джагадананду и Говинду. (150)
А по пути Сварупа Дамодара
сказал Гададхаре Пандиту:
«Тебя испытывал Чайтанья,
когда не удостаивал Своим вниманьем. (151)
Но почему тогда Чайтанью
не мог ты отчитать в ответ?
Зачем терпел Его упрёки,
как будто был испуган чем-то?» (152)
   
Гададхара Пандит ответил:
«Чайтанья знает всё о всех,
и в этом Он непревзойдённый.
Как я могу Ему дерзить? (153)
Я принимаю всё, что Он мне скажет.
Готов стерпеть я все Его слова.
Но верю я, что приняв во вниманье
мои достоинства и недостатки,
Он вскоре милость мне Свою дарует». (154)
   
Сказав это, Гададхара Пандит
пришёл к Чайтанье Махапрабху,
к Его стопам припав рыдая. (155)
Господь с улыбкой его обнял,
и обратился с нежностью к нему
так, чтобы и другие могли слышать: (156)
«Я рассердить тебя пытался,
но ты хранил невозмутимость.
Ты всё стерпел и даже слова
Мне в гневе не сказал в ответ. (157)
Как ни старался Я, не удалось
Мне вывести тебя из равновесья.
Купил Меня ты без остатка
своей сердечностью и простотою». (158)
   
Величие любви Гададхара Пандита
никто не может даже описать.
Поэтому Чайтанья Махапрабху
известен как “Гададхар-прананатха”
(Владыка сердца Гададхара). (159)
Милость Чайтаньи к Гададхаре
также никто не может описать.
Поэтому порой Чайтанья
известен как “Гадайра-Гауранга”
(тот Гауранга, что принадлежит
                Гададхаре Пандиту). (160)
   
Также никто не может до конца
понять суть игр Шри Чайтаньи.
Они подобны Ганге, где деяние любое
даёт начало сотням ответвлений. (161)
Гададхар Пандит славится по миру
за брахманические качества и кротость,
а также за неколебимую любовь,
что проявлял он к Шри Чайтанье. (162)
   
Так Шри Чайтанья Махапрабху
всем людям преподал урок,
от скверны гордости очистив Бхатту. (163)
Господь Чайтанья Махапрабху
всем существам живым желает благо.
Однако Его милость проявлялась
порою внешне в форме
                небрежения или насмешек.
И те, кто придают значение большое
лишь этим внешним проявлениям Его любви,
успеха на пути духовном не достигнут. (164)
Бездонны игры Шри Чайтаньи.
Кому под силу их постичь?
Лишь тем они открыться могут,
кто преданностью твёрдой обладает
стопам Чайтаньи Махапрабху. (165)
   
А на другой день Гададхара
Чайтанью пригласил к себе.
Господь со спутниками всеми
к нему пришёл почтить прасадам. (166)
Там позволенье попросил
Валлабха Бхатта у Чайтаньи
принять у Гададхары посвященье.
И так исполнилось его желанье. (167)
   
Так я поведал вам о встрече
Валлабхи Бхатты с Шри Чайтаньей.
Любой, кто с верой слушает об этом
великое сокровище любви
к Чайтанье Махапрабху обретает. (168)
Я возношу молитвы лотосным стопам
Шри Рупы и Шри Рагхунатха.
Всем сердцем уповая на их милость,
Я, Кришнадас, “Чайтанья-чаритамриту” пишу. (169)