Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Нина Богданова
      
        15 мая совершается память святых страстотерпцев великих князей русских Бориса и Глеба. Если кратко: Подвиг Бориса и его брата Глеба, заключается в том, что они добровольно отказались от политической борьбы во имя братской любви, пойдя по стопам Спасителя нашего Иисуса Христа. Они страстотерпцы. Страстотерпец – это один из чинов святости. Святой, который принял мученическую смерть за исполнение Божьих заповедей. Важная часть подвига страстотерпца – то, что мученик не держит зла на убийц и не сопротивляется.



         Отцом братьев Бориса и Глеба был киевский князь Владимир Святославович (Красное солнышко) – креститель Руси. Он имел 12 сыновей от разных жен. Борис и Глеб были от жены-болгарки. Князили они, по распоряжению своего великого отца,  в Ростове и в Муроме. Когда на Русь двинулись полчища печенегов, князь Владимир отправил Бориса сразиться с неприятелем. Сам же лежал на смертном одре.
         Вскоре и скончался. Но молодые князья Борис и Глеб не знали об этом. После кончины отца один из старших его сыновей, Святополк, решил скрыть эту весть от братьев и убить всех наследников, чтобы  занять престол. 
         Но до Бориса дошли вести о смерти отца и коварных планах брата. Однако этот человек был настолько верующим, добрым и сердобольным, что собрался поклониться ему, как старшему, ибо считал, что «спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви». Не успел.  Явились убийцы, посланные коварным Святополком, и покончили с Борисом. Останки молодого князя погребли возле церкви Святого Василия в Вышгороде.
         А довольный  Святополк пошёл дальше в своих кровавых планах. Он вынашивал убийство и второго младшего брата, Глеба. И написал ему письмо, где призывал явиться к постели тяжело больного отца( который, как известно, уже почил.) Во время пути в Киев, молодого князя Глеба предупредили о смерти отца и убийстве брата Бориса. И тот начал сокрушаться и оплакивать любимых людей. В это время, когда предавался он горю, явились  посланные Святополком  слуги, безжалостные кровопийцы и убили князя.
         Вот такая вечная драма. Брат убивает брата ради власти и денег.    
Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвой политического преступления, как многие до и после них. Но хочу поговорить о другом. О  непротивлении смерти во имя  Христа. О гибели  невинных, с радостью почти принявших жертвенную смерть. Князья Борис и Глеб были первыми святыми канонизованными русской церковью. Они не были первыми святыми русской земли, но канонизированы были первыми.
         Где и как  можно найти истоки подвига  страстотерпцев? Знаменитый Нестор летописец ( 11 век)писал о том, что братья Борис и Глеб были с детства связаны  духовной дружбой. Юный Глеб, наученный грамоте Борисом, мог слушать брата день и ночь. Они  читают "Жития и мучения святых", моля Бога о том, чтобы ходить по их стопам. Очень заботятся о нищих и бездомных, творят милостыню. Милосердие и кротость они  проявляют и на княжении в своей волости, куда  по воле отца были посланы. Но не мирянское благочестие князей, а смертный подвиг их остался в памяти народной.
         Мученическая смерть настигает  молодого князя Бориса 24 июля  в шатре, на реке Альте, во время молитвы. Подданные Святополка  врываются в его палатку и пронзают копьями. Верный слуга его, «угр» Георгий, пытается  прикрыть своим телом господина, но тут же падает, пронзённый  ножом. Обвернув в шатер, тело Бориса везут на телеге в Киев. Но он ещё дышит. И варяги,  по звериным законам, приканчивают его мечами. А может быть и звери так не поступают...
        Глеба убийцы настигают на Днепре 5 сентября, у Смоленска, в устье Медыни. По летописям, князь едет водным путем, по Волге и Днепру, из своей волости, обманно вызванный Святополком. Предупреждение брата Ярослава, застигшее его у Смоленска, не останавливает его. Он не хочет верить в злодейство брата. Но когда ему навстречу выплывает ладья убийц, Глеб всё понимает и начинает слёзно молиться. В его свите  был предатель, и по указу с ладьи убийц он  перерезает ножом  горло невинного князя. После страшного злодейства, тело Глеба бросают на берегу «между двумя колодами» Через год тело  находит его брат Ярослав и погребает  в Вышгороде рядом в Борисом. Тело князя за год осталось нетленным.
        Почти добровольной была смерть князей, не доживших до тридцати лет. Кроме молитвы ничем не защищались они. Именно в этом подвиг страстотерпцев.
        В размышлениях Бориса,(по "Сказанию"), дается  евангельское обоснование подвига. Князь вспоминает о смирении: «Господь гордыим противиться, смереным же дает благодать», — о любви: «иже рече: Бога люблю, а брата своего ненавидить, ложь есть», и «совершеная любы вон измещеть страх». Сильно выделен аскетический момент суеты мира и бессмысленности власти. " Тем и Соломон, все прошел, вся видев, вся стяжав, рече: «все суета и суетие суетию буди, токмо помощь от добр дел и от правоверия и от нелицемерныя любве».
        В этом раздумие князя нет и намека на идею политического долга, на религиозное призвание власти. Но всего сильнее переживается Борисом мысль о мученичестве. «Аще кровь мою пролиет, мученик буду Господу моему», — эти слова он повторяет дважды. В ночь перед убийством он размышляет о «мучении и страсти», святых мучеников Никиты, Вячеслава и Варвары, погибших от руки отца и брата, и в этих мыслях находит утешение. Вольное мучение есть подражание Христу, совершенное исполнение Евангелия.
        В утро убийства Борис молится пред иконой Спасителя: «Господи Иисус Христе, иже сим образомь явися на земли, изволивый волею пригвоздитися на кресте и приим страсть грех ради наших! Сподоби и мя прияти страсть». Со слезами идет он «на горькую смерть», благодаря Бога, что сподобил его «все престрадати любве ради словесе Твоего». С ним согласны и слуги, его оплакивающие: «не восхоте противитися любве ради Христовой, — а коликы вой держа в руку своею».
        Убийцы уже в шатре, а последние слова все те же: «Слава Ти, яко сподобил мя убежати от прелести жития сего лестного... сподоби мя труда святых мученик... Тебе ради умерщвляем есмь весь день, вмениша мя, яко овна на снедь. Веси бо, Господи мой, яко не противлюсь, ни вопреки глаголю».
        Муки  князей лишены всякого подобия героизма. Не твердое ожидание смерти, не вызов силам зла, который столь часто слышится в страданиях древних мучеников. Напротив нам показана  их человеческую слабость, жалостная  беззащитность. Горько плачет Борис по отце: «все лицо его слез исполнилось и слезами разливался".
        Два князя, отважные сыновья великого отца, воспитанные в седле и с оружием в руках, искушенные в военной науке, вдруг отказываются поднять меч на родного брата. И делают они это не при нападении на него, а тогда, когда надо было защищать самих себя от смерти. Оба князя знали, что именно их поддержат киевляне, а не Святополка, которого те ненавидели. На их стороне была стратегическая выгода так же, как и сама правда и справедливость. Но оба князя отказались идти против брата, и причина этому была одна – Евангелие. Не менее удивительно и то, что сделали они свой выбор, не сговариваясь друг с другом.
        Кто способен сейчас на такой подвиг ради Христа? Святые  братья Борис и Глеб, кроткие и страдающие вошли в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня... Они создали на Руси особый чин "страстотерпцев" – самый парадоксальный чин русских святых. Непротивление смерти, по-видимому, сообщает характер вольного заклания насильственной кончине и очищает закланную жертву там, где младенчество не дает естественных условий чистоты.
        Возлюбившая страстотерпцев Русская Церковь  во веки будет чтить их память, с особым почитанием относясь к этому подвигу.
        Много тайного открывается для тех, кто связал свою жизнь со Христом.  И происходящее чудо  христианин принимает спокойно и достойно, ибо известно – "На всё воля Бога!"  Так вот одним из таких чудес, открытых  старцам было явлено, что "непротивленцы" по смерти становятся во главе небесных сил, обороняющих землю русскую от врагов.
        Так – ижорскому  старейшине  Пелгусию, назначенному в ночь перед Невской битвой, наблюдать стражу, было явлено следующее:
        Прямо по небу плыла ладья, на которой в багряных одеждах стояли святые мученики Борис и Глеб. И сказал Борис : «Брат Глеб! Вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру Ярославичу».  И рванулся юный князь Александр в бой. И победил шведов!
        Если кто говорит: "Люблю Бога, а брата своего ненавижу", это - ложь. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? Эту заповедь получили от него, чтобы любящий Бога любил и брата своего". В любви ведь все совершается. Любви ради и грехи исчезают. Любви ради и Господь сошел на землю и распял себя за нас грешных, взяв грехи наши, пригвоздил себя к кресту, дав нам крест свой, чтобы отгонять им ненависть бесовскую. Любви ради мученики проливали кровь свою. Любви же ради князья пролили кровь свою за братьев своих, исполняя заповедь Господню.

         

Литература:
1. "Чтение о житии бл. страстотерцев[4] Бориса и Глеба», принадлежащее перу знаменитого Нестора Летописца — конец 11 в.
2. Георгий Федотов "Святые древней Руси».



©