Определители стиха. Академические интервалы

Рихард Мор 2
ВСТУПЛЕНИЕ. Ни для кого не секрет, что определение размера, это краеугольный камень для многих поэтов. То, что это краеугольный камень для (многих теоретиков — кои стихи не пишут, но зачем-то много рассуждают о них — то есть для) — академиков и прочих не-тунеядцев: профессоров, докторов, доцентов, аспирантов и т.д. и т.п... — мало кто знает. Что удивительно, прежде всего. Несмотря на многочисленные учебные пособия, коими они хламят головы жаждущих до стихосложения студентов. Которые, в свою очередь, делятся этим хламом по всему батюшке-интернету. Не считая школьных училок, которые распространяют хлам другого рода — стопного. Нет, безусловно, всё это лирика, но, без неё написать эту сказочную мини-статью, наверное, не представляется возможным...

(АКАДЕМИЧЕСКИЕ) ИНТЕРВАЛЫ. Будем говорить просто. Само по себе это крайне нелепо, определять стихи безударными интервалами — любые стихи. Но так есть. То есть определять частью, а не целым. При этом, от первой нелепости происходит вторая — при обозначении размера оне пишут, например: это 3- иктный дольник. То есть трёхударный. Но это также смешно как написать: 4- ударный ямб — даже, если на всё найденное (героическое, безусловно) стихотворение, действительно, будет по 4 удара энтого самого ямба. Всё равно это верхбезрассудства — в принципе, дилетантизма. Ведь при определении стихотворного размера учитываются не только удары, но и безудары, то есть всё — целое — на стопном, дольнем и слоговом уровне. Но наши академики упорно определяют дольники по интервалам, а записывают по ударам — 1 — (см. в самом конце, в примечании). Да,

На схеме, любой размер определить по интервалам — прежде всего. Это легко и просто. Повторюсь — ЛЮБОЙ РАЗМЕР. Например:

1

о1ооо1о1 — 3
о1о1ооо1 — 4
о1ооооо1 — 5
ооо1ооо1 — 6

2

о1оооо1о1 — 3
о1о1оооо1 — 4
о1оооооо1 — 5
ооо1оооо1 — 6

3

о1оооо1о1 — 3
о1оо1ооооо1 — 4
о1ооооо1 — 5
ооо1ооооо1 — 6

В первом случае у нас 4- стопный ямб, во втором 4- стопный логаэд с анакрузой (будем говорить простым языком), а в третьем четырёхдольник с односложной анакрузой. Это ясно глядя на предложеные схемы. И об этом, в первую очередь говорят ИМЕННО интервалы. И

*Сейчас не суть, что схемы для второго и третьего случаев взяты, мягко говоря, не простые*

Без анакрузы, (то есть начала) никуда, но это та же лирика. У ямба (и хорея) в большинстве случаев интервалы равны 1 и 3 (_о_ и _ооо_). Где 5- сложный интервал (_ооооо_) редок, но бывает. Всё. На этих интервалах держатся все размеры ямба и хорея. Нелепо после этого разбивать эти схемы на стопы, чтобы понять, что они написаны ямбом или хореем. Если ты знаком с их интервалами.

Почему нелепо? Ну... — зачем разбивать слово по слогам, если определить их количество можно и на глаз? —

Нелепо — три слога

= для самых одарённых =

Не-ле-по — ТРИ СЛОГА — правильно?

Другое дело

На любом академическом уровне и никто ведь не говорит об интервалах — в ямбах и хореях. Все говорят о стопах. С известной осторожностью говорят о стопах и в логаэдах. Другое дело дольники. Тут они начинают т(у)пить баньку именно интервалами. Думая, что так она правильней стопится. Точнее сдолится.

Не на каждом академическом уровне, знают о формах размера — на схемах (1-2-3), справа, они показаны цифрами. Заметьте, я не особо напрягаясь записал все схемы по общим формам 4- стопных размеров:

УУУУ
нУУУ
УнУУ — 3
УУнУ — 4

УннУ — 5
нУнУ — 6
ннУУ
нннУ

У — ударная стопа (доля)
н — неударная стопа (доля)

— оформил ямбическую, скопировал, вставил в одну и другую колонку, добавил по одному нолику — во вторую, по одному-два в третью и — вуаля! Надо быть академиком, чтобы не понимать элементарного. И, если ты не знаешь, как, по второй схеме разбить схемы на стопы, то как минимум, ДОЛЖНА прийти в голову мысль: а может и здесь есть стопы... Дальше, глядишь, может забрезжит свет и для третьего случая... Который, вообще-вообще архисложен для наших не-тунеядцев, если принять во внимание, что у нас в стиховедении есть ещё такие размеры как тактовики и акцентные стихи. На которые также наложены правила интервалов. Нашими академическими не-тунеядцами...

О, безусловно, есть тонкости не только для наших дольников, но и для логаэдов, если учитывать общие формы размеров. Но это лирика. Если

*Не учитывать тот хаос, который может возникнуть (и не без того) в споре с этими тонкостями* И,

Заметьте, мы, всё это время говорим только о размере стиха, но никак не о его ритме. Поэтому, разобьём уже наши примеры как полагается — так или иначе и слова на слоги разбивают, — в первых двух случаях на стопы, а в третьем на доли:



о1 | оо | о1 | о1 — 3
о1 | о1 | оо | о1 — 4
о1 | оо | оо | о1 — 5
оо | о1 | оо | о1 — 6



о1 | оо | оо1 | о1 — 3
о1 | о1 | ооо | о1 — 4
о1 | оо | ооо | о1 — 5
оо | о1 | ооо | о1 — 6

3в — *один из вариантов ПРАВИЛЬНОЙ разбивки — на четыре доли без учёта анакрузы /* —

о/ 1оо | оо | 1о | 1 — 3
о/ 1оо | 1оо | ооо | 1 — 4
о/ 1о | оо | оо | 1 — 5
о/ оо | 1оо | ооо | 1 — 6

Заметьте, в последнем случае, наши доли, непросто двухсложны и трёхсложны, но исключительно дактильны «1оо» и хореичны «1о», где, их нулевые аналоги — те же пиррихии «оо» и те же трибрахии «ооо». Сейчас,

Кто-то скажет а... А не надо ничего говорить. Чтобы понять дольную систему, конешно же, прежде всего, необходимо ЕЁ УВИДЕТЬ. Вот, общая схема для четырёхдольника — его главных размеров (представленных в первых — полноударных — формах, определяющих, собственно, любой размер):

4

0/о/ 1о1о1о1о
0/о/ 1о1о1оо1о
0/о/ 1о1оо1о1о
0/о/ 1о1оо1оо1о

0/о/ 1оо1о1о1о
0/о/ 1оо1о1оо1о
0/о/ 1оо1оо1о1о
0/о/ 1оо1оо1оо1о

Без учёта анакрузы, все внутренние доли этих размеров или дактильны «1оо» или хореичны «1о» — для самых одарённых показываю дольную схему четырёхдольника:



0/о/ 1о | 1о | 1о | 1о
0/о/ 1о | 1о | 1оо | 1о
0/о/ 1о | 1оо | 1о | 1о
0/о/ 1о | 1оо | 1оо | 1о

0/о/ 1оо | 1о | 1о | 1о
0/о/ 1оо | 1о | 1оо | 1о
0/о/ 1оо | 1оо | 1о | 1о
0/о/ 1оо | 1оо | 1оо | 1о

Поэтому, и стихи подобные — полиметрии размеров — называются дольниками. Или дольные стихи. Как стихи стопные.

Собственно, каждый размер в дольной схеме — стопный. Но поскольку дольник, прежде всего, это система размеров — полиметрия размеров, то и единица измерения его должна быть подчёркнуто обобщающей, для всех. Да

Не все дольники (на бумаге) так просты, чтобы их так просто разбить (даже на глаз). Потому как — то, что академики называют тактовиками и акцентными стихами, как правило — ВОЛЬНЫЕ ДОЛЬНИКИ. Как

Вольные ямбы и хореи. В плане общей НЕурегулированности стопного/и/дольного объёма. В качестве примера, возьмём схему вольного хорея:

5

оо1о1ооо1о1
1ооо1о1о1
1ооо1
оо1ооо1

Скопируем её и интервально расширим на слоги «0»:

6

оо1о01ооо1о1
1оо0о1о1о1
1о0оо1
0оо1оо0о1

Опять же, зная, что все доли или дактильны «1оо» или хореичны «1о» разбить вольный дольник на доли, практически также легко — как и вольный хорей — показываю:



оо | 1о | 1о | оо | 1о | 1 — 6 стоп
1о | оо | 1о | 1о | 1 — 5 стоп
1о | оо | 1 — 3 стопы
оо | 1о | оо | 1 — 4 стопы



оо | 1о0 | 1о | оо | 1о | 1 — 6 долей
1оо | 0о | 1о | 1о | 1 — 5 долей
1о | 0оо | 1 — 3 доли
0оо | 1оо | 0о | 1 — 4 доли

Всё просто. И... — ни слова О РИТМЕ. По прежнему, эта простота определения ясна, если ты понимаешь что такое доли. И какую функцию они выполняют. ТУ ЖЕ, ЧТО И СТОПА — ИЗМЕРИТЕЛЬНУЮ. Другое дело интервалы. Элементарно! Следующими двумя примерами, я просто обескуражу всех академиков (хотя, конешно же, легче сто ослов с ног сбить и уши их завернуть трубочками нежели обескуражить наших учёных мужей):

7

На ветренных лугах
Купаются облака
Белоснежных отар

И ветра нежный гул
Плещется на беду
Радуется на снегу

8

На ветренных лугах
Купались облака
В белоснежной отаре

И ветра нежный гул
Плещется на беду
Радуется играясь

СХЕМЫ:



о1ооо1
о1оооо1
оо1оо1

о1о1о1
1оооо1
1ооооо1



о1ооо1
о1ооо1
оо1оо1о

о1о1о1
1оооо1
1оооо1о

Вот, представьте себе, если не знать, что такое доли... — как определить размеры представленных стихов, — тактовиками или акцентными стихами? Да без разницы.., ибо в первом случае это трёхдольник с переменной 0/1 анакрузой, а во втором шестисложник:



о\ 1о | оо | 1
о\ 1оо | оо | 1
\ оо | 1оо | 1

о\ 1о | 1о | 1
\ 1оо | оо | 1
\ 1оо | ооо | 1



123456
~~~~~^
о1ооо1
о1ооо1
оо1оо1о

123456
~~~~~^
о1о1о1
1оооо1
1оооо1о

Заметьте,

Практически, всё это при одном и том же ритме. Вот мы и заговорили о нём. Но ритм это одно. А метр другое. В том смысле, что при определении размера, нам нужен метр — а не то как ты на нём будешь скакать. Вот,

Вначале, надо — это — понять, а уж потом и эпитеты раздавать для более плотного определения дольного размера. Не трёхдольник, а лёгкий (или, скорее неустойчивый) трёхдольник. И это не совсем субъективность. Пусть и совсем другая история. Как и история, почему восьмой пример является шестисложником (если кого-то неудовлетворяет предложеная 8б схема).

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Вобщем, это дикость какая-то... В 21 веке, на определённо высоком уровне, у нас, какой-то слёт бабулек на академической лавке — от лавчонки до лавчонки, щёлкать то, что прощёлкал лет 50 назад один академик — математик, которого так успешно перещёлкал другой — академик-лингвист... И как наши лавочные пиарщицы возле подъездов успешно семочки щёлкают, наши профессора — академические интервалы...

Шо? —Как в компьютерный век на счётах деньги считать? –Молча! То есть — а то!

Вот и весь здравый скептицизм науки — о стихе — и они ещё жалуются на пастырей божьих! Какой-то Бог сказал... Другое дело — академик... — учёный муж...
































~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ПРИМЕЧАНИЕ:

— 1 — «наши академики упорно определяют дольники по интервалам, а записывают по ударам» —

M.Л.Гаспаров. Русские стихи 1890-х—1925-го годов в комментариях http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasp_rverse.htm

V. НЕСИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ МЕТРИКА

ДОЛЬНИК 3-ИКТНЫЙ И 4-ИКТНЫЙ (№ 142—144)

«Слово дольник происходит от слова «доля», имеющего более широкий смысл, чем слово «стопа»: стопы в силлабо-тонической строке всегда равносложны (или двусложны, или трехсложны), а доли в дольниковой строке могут быть то двусложны, то трехсложны. Поэтому мы называем дольник переходной формой от силлабо-тоники к чистой тонике и измеряем в нем длину стиха не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), слабые интервалы между которыми колеблются от 1 до 2 слогов.»

+

КОММЕНТАРИЙ 1. Не суть вся хаотичность и недосказанность мысли, что можно приравнять к ошибочности высказанной. Ниже (предложенной выше цитаты), академик Гаспаров, решил поиграть с читателем в кошки-мышки... — цитирую:

«Легко рассчитать, что число возможных сочетаний одно- и двусложного интервала в двух междуиктовых промежутках 3-иктного и трех промежутках 4-иктного стиха ограничено.
<...>
Составьте сами список возможных сочетаний интервалов в 4-иктном дольнике (их будет 8, не считая случаев с пропусками ударения), выберите примеры на них из стихотворения Блока, а недостающие примеры сочините сами.»

Ну, мы это уже сделали... — на 4 дольной (цельной) схеме:

4

0/о/ 1о1о1о1о
0/о/ 1о1о1оо1о
0/о/ 1о1оо1о1о
0/о/ 1о1оо1оо1о

0/о/ 1оо1о1о1о
0/о/ 1оо1о1оо1о
0/о/ 1оо1оо1о1о
0/о/ 1оо1оо1оо1о

Правда, вряд ли эта схема удовлетворила бы академика Гаспарова. Знаете,

Даже забавно, если бы я был студентом и не захотел лепить следующую чушню:

4 — интервальная схема четырёхдольника:

0/2—1—1—1—0/+
0/2—1—1—2—0/+
0/2—1—2—1—0/+
0/2—1—2—2—0/+

0/2—2—1—1—0/+
0/2—2—1—2—0/+
0/2—2—2—1—0/+
0/2—2—2—2—0/+

Я даже задумался поначалу, вроде всё правильно говорит академик: «доли в дольниковой строке могут быть то двусложны, то трехсложны», но как можно, тут же, СКАЗОЧНО* противоречить собственному высказыванию: (а) «измеряем в нем длину стиха не числом стоп, а числом сильных мест (иктов), слабые интервалы между которыми колеблются от 1 до 2 слогов.» — * — НА СХЕМЕ, ИКТЫ ПОКАЗАНЫ ЗНАКОМ ТИРЕ «—». — НО

И не без того, если в дольнике есть доли, то и ИЗМЕРЯТЬ нужно ДОЛЯМИ. Это же... — логично! Но у меня уже давно такое чувство, что логике академиков... — любая дывчина обзавидуется... Ну как! —

Как, человек, настолько может быть «Сивкой Буркой»... Или

Как, в принципе, отказаться от того, что сам столь долго и упорно исследовал... Сия тайна ушла вместе с академиком Гаспаровым...

+

КОММЕНТАРИЙ 2. Что же до интервалов, в принципе, то эта схема имеет место быть. Но

На все виды стиха — на все его формы. Как и ударность...:

4 — ударная (иктная) схема четырёхдольника — о которой так сказочно говорил академик Гаспаров — «измеряем в нем длину стиха не числом стоп, а числом сильных мест (иктов),»:

0/2+1-3-5-07-0/+
0/2+1-3-5-08-0/+
0/2+1-3-6-08-0/+
0/2+1-3-6-09-0/+

0/2+1-4-6-08-0/+
0/2+1-4-6-09-0/+
0/2+1-4-7-09-0/+
0/2+1-4-7-10-0/+

Но повторюсь, эти схемы – интервальная и ударная — всего лишь части целой — дольной схемы, — не более:

ДОЛЬНАЯ схема — главная: и это целое
а) ИНТЕРВАЛЬНАЯ схема — служебная: первая часть целого
б) УДАРНАЯ (или как угодно, иктная) схема — служебная: вторая часть целого

Всё просто. Всё просто? Ну и славненько!


















~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ДОПОЛНИТЕЛЬНО 1.



ЕЩЁ ОДНА ЗАБАВНАЯ СТАТЕЙКА:

«По ту сторону дольника» - YouTube http://m.youtube.com/watch?v=lscPGqar8kQ

«По ту сторону дольника» Безударные икты и сверхсхемные ударения в русском акцентном стихе.

И. А. Пильщиков

«Выводы.

Вопреки общепринятой формулировке, в акцентном стихе возможны пропуски ударения на метрически ударных слогах и сверхсхемные ударения на метрически безударных слогах. Следовательно, в акцентном стихе есть не только ритм, но и метр.   Однако сказанное распространяется только на равноударный и позиционно урегулированный разноударный акцентный стих. Вопрос о неравноударном (вольном) акцентном стихе остается открытым. Никаких подходов к сложнейшей проблеме неравноударности стихотворных метров с переменным объемом междуиктовых интервалов мой доклад не предлагает.»

+

КОММЕНТАРИЙ. Без комментариев! Один вопрос: в чём разница между вольным дольником и вольным (о, боги!) акцентным стихом? И,

Если в акцентном стихе есть метр, а измерение производится по интервалам, то — где тогда вообще нет метра? Вот академик Гаспаров в этом вопросе был молодцом — нет метра в акцентном стихе, — говорил он — а значит и измерения соответствующего. Кроме как определённого — интервального. Но да ладно! Так или иначе, все они, конешно же, если говорить языком культурным — ошибались. Бо, не понимали единственно верного — того, что зовётся измерением.
























~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

ДОПОЛНИТЕЛЬНО 2.

И ЕЩЁ ОДИН ЗАБАВНЫЙ ЭКСКУРС: Николаев А. И. Основы литературоведения - Издательство ЛИСТОС — http://clck.ru/9H9Pk —

Николаев А. И. Основы литературоведения:
учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011




«Тоническая система

Термин «тоническая система» понимается в нескольких смыслах. В широком смысле слова – это все стихи, где учитывается ударение. Тогда силлабо-тоника – это вариант тонической системы. Однако чаще этот термин употребляется в узком смысле – как «чистая» тоника, учитывающая только ударения и практически не учитывающая безударные. Принято различать два вида тонических стихов (впрочем, границы здесь очень условные):

Тактовик – это стих с колебаниями числа безударных вокруг ударного от нуля до трех-четырех

Акцентный стих– стих с колебаниями числа безударных от нуля до (теоретически) бесконечности, а практически – до восьми. Более глубокие колебания в русской поэзии, насколько нам известно, не зафиксированы. В реальности просто трудно произнести сочетание слогов из одного ударного и более чем восьми безударных.

Тонический акцентный стих был характерен для многих жанров народной поэзии, в письменной же литературе он сначала не прижился: был вытеснен силлабикой, а затем силлабо-тоникой. «Прописку» акцентному стиху в письменной литературе обеспечил уже в XX веке такой новатор ритма, как В. Маяковский:

Я недаром вздрогнул.

                   Не загробный вздор.

В порт,

       горящий,

               как расплавленное лето,

разворачивался

             и входил

                     товарищ «Теодор

Нетте».

Это – он.

         Я узнаю его.

В блюдечках-очках спасательных кругов.

– Здравствуй, Нетте!

                   Как я рад, что ты живой

дымной жизнью труб,

                   канатов

                 и крюков.

Здесь совершенно бесполезно искать стопы, даже «расшатанные», как в дольнике. Ритм держится не столько на словесных ударениях, сколько на акцентном выделении слов или даже группы слов.»

+

КОММЕНТАРИЙ. Ну это вообще, жесть. Доцент, мало того, что сказал чушь, но он по каким-то только ему ведомым причинам не ознакомился с трудами, что были до него. Конкретно, этот стих Маяковского разбирал сам академик Гаспаров. Который, правильно определил его как вольный хорей. Вот схема взятого отрывка — с нормальной разбивкой:

Я недаром вздрогнул. Не загробный вздор.
В порт, горящий, как расплавленное лето,
разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».

оо1о1ооо1о1
1о1ооо1ооо1о
оо1ооооо1о1ооо1


Это – он. Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных кругов.
– Здравствуй, Нетте! Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб, канатов и крюков.

1о1ооо1о1
1ооо1о1ооо1
1о1ооо1о1о1
1о1о1о1ооо1

То что у тех кто не пишет стихов нет никакого чувства ритма, эт понятно. Но то, что некоторым из них, лень даже схему начертить, эт... Ну что тут скажешь. — Ну какие стопы! — «Здесь совершенно бесполезно искать стопы» — а зачем их искать? Что, по интервалам не видно (о слухе — молчок), что это хорей? Ну ладно))) — эка проблема! — вот они стопы:

оо / 1о / 1о / оо / 1о / 1 — 6
1о / 1о / оо / 1о / оо / 1о — 6
оо / 1о / оо / оо / 1о / 1о / оо / 1 — 8
1о — 1

1о / 1о / оо / 1о / 1 — 5
1о / оо / 1о / 1о / оо / 1 — 6
1о / 1о / оо / 1о / 1о / 1 — 6
1о / 1о / 1о / 1о / оо / 1 — 6

Нашли? Ну и славненько! И

Пожалуй, на этом всё.






30.04.2021