Благой Старец и монах

Асет Адамбек
В зеркальной глади древних вод,
Луна - красавица плывёт.
Ресницы подведя сурьмой, болтает с крошечной звездой, что ярко светит
Над горой.
Прекрасна ночь и так светла!  Течёт в сиянии река.
Средь сосен, кедров и дубов – чьи кроны спят средь облаков,
Идёт монах со связкой дров.
Неслышно тень спешит за ним, открылась чаща перед ним.
Котомка травами полна.
Слилася с посохом рука. Аир, алоэ и жен-шень – он собирал их целый день.
Ведёт ночной, прохладный мир скитальца в древний монастырь.
Глаза слипались, он устал, и вот в расщелине меж скал -
Монах споткнулся и упал.
Удар хватил его такой, что позабыл он мир земной. Кусты репейника обняв,
Сознанье потерял монах.
Луной был полон небосклон.
Лежит монах и видит сон.
Во сне он видит старика, в плаще из грубого холста, с бровями
Падшими до век, и с бородой белей, чем снег.
Над лысым теменем его,
Сверкает обруч как заря – улыбку дарит доброта.
Сжимая персикову ветвь, простёр к монаху старец перст.
Коснулся лба, проверил пульс. В ладоши хлопнул, и тотчас явилась мазь
В его руках.
Открыв таинственный флакон – сей чудодейственный раствор,
В виски лежащему он втёр.
Затем двух отроков позвал. Им старец что-то приказал. Смеясь, два отрока
Ушли.
Вернувшись, тигра привели.
Сначала грозно тот рычал, но старец мантру прошептал.
Послушно тигр наземь лёг. Погладил старец тому бок. Доставши тыквенный
Бурдюк – хлебнул старик воды чуть-чуть.
Вода была та непроста – благая сила ей дана.
Отпивши всяк от той воды, не знал бы смерти и судьбы.
Набравши влаги полный рот, опрыскал тот монаху лоб.  В раздумьях старец
Помолчал.
Юнцов весёлых подозвал. Ударив посохом оземь, на тигра жёлтого он сел.
Юнцам хитро он подмигнул, и тигра веточкой хлестнул.
Сиял от света старца лес. Таков был сон, –
Старик исчез.
На небе вдруг собрались тучи…
Луну пленив, звезду и ночь – сверкнула молния
И ветер, принёс на крыльях белый дождь.
Стучали капли. Лес прогнулся.
Монах от звуков сих проснулся. И оглядевшись, ужаснулся, тому, –
Что приключилось с ним.
Поднявшись тотчас от земли – забыв котомку и целебные листы,
Спешил оттуда он уйти.
Вернувшись в старый монастырь,- монах про случай тот забыл.
Летели годы.
Он опять – ходил в леса те собирать – аир, шиповник, белену,
Целебный корень, сон-траву.
И как в округе говорят – всех больше, смог прожить тот брат.
И хоть тот случай он забыл, в сём смертном сон волшебный пробудил
Большие силы к врачеванью,
И снов людских истолкованью.
Лечил монах прикосновеньем рук – к болезням зная верный путь. Любой недуг
Рукой снимал, и подношения не брал.
Ходили слухи в той земле – монах ходил наш по воде. Варил священный эликсир,
Не делать зла людей просил.
И как в селеньях говорят,
Стоял у звонницы монах. Канон буддийский громко пел. И на могилы своих
Братьев – всегда без устали смотрел.


22.10.09. Караганда


Комментарий: 

      Это стихотворение – вольная фантазия на тему китайской мифологии. В образе благого старца пришедшего на помощь монаху в лесу подразумевается «Шоу-Син» – бог счастья и долголетия в древнекитайской мифологии. В Китае его еще именуют «звезда долголетия» - бог долголетия, а также астрономическим духом звезды «Канопус».
      В народе бытовало поверье, что появление этой звезды «Канопус» на небосводе предвещает долгоденствие и всяческие блага стране и ее государю, а ее отсутствие — предвещало войны, лишения и бедствия.
      Счастливого Бога Шоу-Сина изображали в виде улыбающегося старичка, в одной руке державшего посох, к которому привязаны тыква-горлянка (символ процветания потомства), а также бумажный свиток (символ долголетия), а в другой — персик (тоже символ долголетия).В моем стихотворении Шоу-Сина сопровождают два отрока юноши и тигр, так как, на древнекитайских миниатюрах и фресках – духов леса или бога счастья сопровождают дети и тигры.
      Три звездных старца: Фу-Син, Лу-Син, Шоу-Син —  это очень популярные божества в китайской мифологии. Нефритовые, бронзовые, фарфоровые или деревянные статуэтки, яркие и красочные рисунки на шелке с ними можно встретить в каждом доме в Поднебесной. Богатые китайцы размещают их в отдельных комнатах, чтобы иметь возможность медитировать и молиться в уединении.
      Фу-Син — божество процветания и торговли. Его обычно изображают в мантии со свитком в руке, а  иногда стоящим на груде монет. «Фу» по-китайски означает - счастье, поэтому считается, что это божество приносит благополучие изобилие и достаток в дом.
      Лу-Сина можно также отличить по шляпе с двумя косичками. Лу-Син - это божество власти, которое благоволит чиновникам. В Китае, чтобы занять такую должность, надо было сдать литературный экзамен. Поэтому Лу-Сина часто отождествляют с покровителем литературы Вэнь-Чаном. Лу-син также считается благодетелем ученых и студентов. Особенно, он поощряет любителей знаний и людей, стремящихся овладеть новыми навыками. Лу-Сина часто изображают верхом на олене: «лу» по-китайски означает и «карьера», или «олень». Также, Лу-Сина изображают с ребенком на руках, считая это залогом удачи для будущего потомства. Кроме того Лу-Син помогает преуспеванию и успеху в намеченных целях.
      Божество счастья Шоу-Син отличается длинной белой бородой, большой или вытянутой вверх головой. В руке у него посох из женьшеня с привязанной тыквой-горлянкой. Оба этих символа отождествляются с долголетием и процветанием.

Вверху: Цифровой рисунок "Шоу-Син бог счастья". Асет Адамбек. Караганда.