Поэтическое творчество Шри Ауробиндо

Ритам Мельгунов
ШРИ АУРОБИНДО

Биографическая справка

Шри Ауробиндо (Ауробиндо Гхош) — выдающийся политический и общественный деятель Индии, великий духовный первопроходец,мыслитель, поэт-провидец — родился в Калькутте 15 августа 1872 г. в семье врача. С семилетнего возраста обучался в Англии; окончил Королевский колледж в Кембридже,специализируясь в изучении классической и современной западной литературы. В возрасте 21 года возвращается в Индию. В течение последующих 13 лет занимает различные посты в администрации г. Бароды, преподает английскую и французскую литературу в местном университете, а в 1906 г. переезжает в Калькутту, где становится ректором Национального колледжа. В эти же годы он включается в активную политическую борьбу за независимость Индии и становится одним из лидеров национально-освободительного движения. Одновременно он погружается в изучение культурного и духовного наследия Индии. В 1904 г. он решает ступить на путь Йоги, стремясь использовать духовную силу для освобождения своей родины.

В 1908 г. Шри Ауробиндо был арестован британцами, которые считали его «самым опасным человеком в Индии», по подозрению в организации покушения на одного из чиновников британского колониального правительства и оказался в тюрьме с ложным обвинением, грозившим ему смертной казнью, однако по окончании следствия, длившегося целый год, был полностью оправдан и освобожден. Во время заключения он погрузился в очень глубокую практику Йоги и обрел решающую духовную реализацию, принесшую великие откровения и открытия,;изменившие дальнейший ход его жизни.

В 1910 г., повинуясь водительству Свыше, он оставляет «внешнюю» революционную работу и удаляется в Пондичерри, французскую колонию на юге Индии, чтобы продолжать и развивать разработанную им Интегральную Йогу — метод всеобъемлющего самопознания и духовного преображения человека. На собственном опыте реализовав высшие духовные достижения прошлого, Шри Ауробиндо смог превзойти их и осознал, что окончательной и закономерной целью духовных поисков является полная трансформация человека, вплоть до физического уровня, и воплощение на земле жизни божественной. Достижению этой цели он посвятил последующие сорок лет жизни, став духовным водителем для огромного числа духовных искателей во всем мире, создав грандиозные метафизические, философские, индологические, социологические литературные труды, а также поэтические творения, ставших одними из самых масштабных во всемирной истории, открыв новые перспективы развития человечества.

5 декабря 1950 г. Шри Ауробиндо осознанно оставил физическое тело как великий Йогин. Его литературное наследие насчитывает около 40 томов, среди которых мировоззренческие труды, обширная переписка с учениками, множество стихов, пьес и самая объемная в английской литературе, грандиозная во всех отношениях эпическая поэма «Савитри», которая явилась действенным воплощением его многогранного духовного опыта. Сегодня Шри Ауробиндо почитается в Индии как национальный герой и духовный лидер. Его труды изучаются во всех крупных университетах мира. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже установлен памятник Шри Ауробиндо в знак признания его уникального вклада в духовное развитие человечества и создание новых перспектив мирового прогресса. Его возвышенное духовное Видение и Путь вдохновляют последователей во всем мире.

Переводы поэтических произведений Шри Ауробиндо читайте у меня на странице. Издания его поэзии в моем переводе доступны у меня на сайте:
www.savitri.su

Электронные издания доступны по ссылке:
www.savitri.su/magazin


* * *


ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ШРИ АУРОБИНДО


Шри Ауробиндо однажды написал, что он был, в первую очередь, поэтом и политиком, и только затем философом. Можно добавить, что он был поэтом еще до того, как занялся политикой, и оставался поэтом, когда перестал писать о политике или философии. Его первое опубликованное произведение — стихотворение, написанное им в десятилетнем возрасте. Последнее созданное и опубликованное им произведение, над которым он работал до последних дней жизни, была эпическая поэма «Савитри».

С раннего возраста Шри Ауробиндо увлекался поэтическим творчеством. Он начал сочинять стихи, живя в Манчестере в Англии, где он получал образование с семилетнего возраста. Первое дошедшее до нас его стихотворение «Свет» (представлено в сборнике) написано им в десятилетнем возрасте и было опубликовано в одном из английских журналов. Это блистательное стихотворение, глубокое по содержанию и символизму. Очень трудно поверить, что его написал десятилетний ребенок. Из этого стихотворения видно, какой великий и зрелый Дух уже осознавал себя в этом ребенке.

Шри Ауробиндо жил и обучался в Англии до двадцатилетнего возраста. В эти годы он пишет ряд стихов в стилистике и тематике классической западно-европейской поэзии. По возвращению в Индию в 1893 г. он начинает серьезно и глубоко осваивать родную культуру, в отрыве от которой вырос. Это оказывает огромное влияние на его поэтическое творчество: теперь в его поэзии преобладают национальные мотивы и богатая ориентальная образность. В 1898 г. в Бароде, где он тогда жил, выходит в свет первый сборник его стихов «Песни Миртилле». Почти все стихи в нем написаны в Англии и только несколько — уже в Индии. Два стихотворения в сборнике — адаптации с древнегреческого и два — со средневекового бенгальского.

Вскоре после издания сборника Шри Ауробиндо начинает работать и над более объемными произведениями: примерно в 1898—1899 г. он пишет повествовательные поэмы «Урваши» и «Любовь и Смерть» (фрагмент поэмы представлен в сборнике) по мотивам древнеиндийских легенд, но наряду с индийскими мотивами и образностью в этих произведениях очень сильно влияние европейской поэзии и древнегреческой мифологии. Позже сам Шри Ауробиндо писал, что в те годы он «еще не проник в сердце индийской идеи и ее традиций», так что эти произведения знаменуют собой переходный этап в жизни и творчестве Шри Ауробиндо и его попытки полностью проникнуть в суть родной культуры. В 1899—1901 г. он работает еще над двумя повествовательными поэмами «Халед моря» (Khaled of the Sea) и «Юлопи» (Uloupie), однако обе они остались незаконченными. Начиная с 1900 г. он также создает ряд лирических стихов и цикл любовных сонетов. Много лет спустя Шри Ауробиндо относил свою поэзию этого периода к витальному уровню. Однако в эти годы из;под его пера начинают выходить уже и глубоко духовные произведения, например, сонеты «Сто сотен жизней», «Впадать в унынье при заходе солнца…» и др.: он изучает грандиозное духовное наследие своей Родины, и его великий Дух начинает раскрываться все больше, что проявляется и в его поэзии.

Английский стал родным языком Шри Ауробино. К двадцатилетнему возрасту он знал еще шесть европейских языков и также изучал санскрит и бенгали. По возвращению в Индию, глубоко осваивая родную культуру, в отрыве от которой вырос, он продолжает серьезно изучать санскрит и бенгали, а также в последующем овладевает еще несколькими индийскими языками. В годы работы в Бароде Шри Ауробиндо как часть своего погружения в родную культуру делает целый ряд поэтических переводов. В марте — апреле 1893 г. вскоре после возвращения в Индию из Англии он переводит с санскрита в стихах фрагменты древнеиндийского эпоса Махабхарата (Сабха Парвы). В 1898 г. он переводит фрагменты Вирата Парвы. Примерно в 1900 г. он делает ряд поэтических переводов из другого знаменитого эпоса Индии Рамаяна. В 1902 г. он переводит стихами ряд фрагментов Удйога Парвы Махабхараты. Между 1898 г. и 1903 г. он также делает блестящий поэтический перевод знаменитой драмы Калидасы «Викраморваши» или «Герой и нимфа». Этот перевод был опубликован в 1911 г. в Калькутте. В 1990—1902 г. он переводит также часть другой пьесы Калидасы «Малавикагнимитра» или «Малавика и царь». Примерно в 1902 г. он делает прекрасный поэтический перевод «Нитишатаки» или «Сто строф о мудрости житейской» (The Century of Life) известного санскритского автора Бхартрихари, жившего ок. V века н. э. По возвращении из Англии в Бароде Шри Ауробиндо также перевел с бенгали несколько молитвенных песен поэтов — преданных Кришны. Также он перевел 22 стихотворения средневекового поэта Видьяпати; двадцать стихотворений бенгальского поэта Нидху (Рамнидхи Гупты, 1741—1839). Во время активного участия в революционном движении Шри Ауробиндо перевел на английский песню Банкима Чандры Чаттерджи «Банде Матарам», которая в те годы стала национальным гимном. Позже в Пондичерри он переводит стихи современных бенгальских поэтов. Особо можно выделить его перевод цикла стихов Читтараньяна Даса — его приятеля со студенческих лет, который также успешно защищал его на суде после ареста. В 1913 г. Дас, узнав, что Шри Ауробиндо живет в весьма стесненных финансовых условиях, предложил заплатить ему 1000 рупий за перевод книги стихов Даса «Песни морю», что для Шри Ауробиндо не составляло труда, а 1000 рупий в те годы были очень существенной суммой. В Пондичерри Шри Ауробиндо серьезно изучает тамильский, и примерно в эти же годы с 1910 по 1915 г. он также перевел с тамильского ряд стихов средневековых вайшнавских святых альваров. В 1930;е годы Шри Ауробиндо также иногда переводил с бенгальского стихи некоторых своих учеников. Шри Ауробиндо также блестяще владел древнегреческим и латынью. В 1901 г. в Бароде он сделал поэтический перевод начального фрагмента «Илиады». Позже в Пондичерри ок. 1913 г. он также перевел начальный фрагмент «Одиссеи». Сохранились и некоторые поэтические строки, переведенные им с латыни из Вергилия и Горация.

Примерно в 1904—1905 г. Шри Ауробиндо начинает уже осознанно пытаться практиковать Йогу и следовать в жизни пути духовного развития. Одним из первых результатов этого стало то, что поэзия стала литься на него потоком и главное — его стихи приобрели совсем другое содержание и направленность. Эти годы можно считать началом более зрелого периода в поэтическом творчестве Шри Ауробиндо, когда он начинает создавать подлинную поэзию Духа — стихи, исполненные великой глубины и духовной силы, например, «Воспоминание», «Молитва ведантина», «Морю», «Триумфальная песнь Тришанку» и другие. В этот же период он пишет поэму «В лунном свете», которую, как и часть других произведений этого периода (как например, стихотворение «Парабрахман»), Шри Ауробиндо относил к творениям «поэтического интеллекта» (poetic intelligence). Однако и в ряде строф этой поэмы, и во многих других стихотворениях этого периода уже проявляется подлинно Боговдохновенная и пророческая поэзия (например, финальные строфы поэмы «В лунном свете»), и в целом эти произведения уже можно в полной мере отнести к зрелому периоду его творчества. Интересно отметить, что в этот период Шри Ауробиндо был вовлечен в очень активную революционную деятельность, готовя вооруженное восстание против захвативших его Родину британцев. Однако благодаря практике Йоги даже в гуще революционной работы он был способен создавать столь великую духовную поэзию! В годы революционной деятельности он создает еще две поэмы. «Баджи Прабху» посвящена подвигу Баджи Прабху Дешпанде, который прикрыл отход Шиваджи, с горсткой людей сражаясь против двенадцати тысяч моголов. «Читрангада» основана на сохранившихся фрагментах поэмы «Юлопи»: рукопись поэмы «Юлопи» была конфискована британской полицией при аресте Шри Ауробиндо в 1908 г. и утрачена. Однако в записях Шри Ауробиндо сохранились два черновых фрагмента поэмы, и в 1909—1910 г. он написал новую поэму «Читрангада», основываясь на этих сохранившихся фрагментах прежней поэмы. Публикация «Читрангады» началась в 1910 г. в еженедельнике «Кармайогин», издаваемом Шри Ауробиндо. Однако вскоре издание еженедельника пришлось прекратить, и оставшаяся часть поэмы была утрачена. В 1949 г. Шри Ауробиндо отредактировал сохранившуюся часть поэмы для публикации в ежегодном альманахе «Круг Шри Ауробиндо» (Sri Aurobindo Circle). Обе поэмы также очевидно являются творениями поэтического интеллекта.

В эти годы Шри Ауробиндо также начинает очень активно работать над созданием пьес в стихах. Интересно, что даже почитателям его поэтического творчества Шри Ауробиндо мало известен как драматург. А между тем он сочинил пять пьес (и еще несколько не закончены) общим объемом около тысячи страниц, и среди этих пьес как минимум две — «Персей-освободитель» и «Эрик» — могут претендовать на место среди лучших достижений мировой драматургии.

Над пьесами Шри Ауробиндо работал более десяти лет в период с 1905 по 1916 год. За это время, как уже говорилось, он создал пять пьес. Как минимум, еще пять пьес он собирался написать, к некоторым он написал несколько страниц, к некоторым несколько десятков страниц, но все они остались незаконченными. Все пять законченных пьес имеют общность сюжета и даже общность строения. С точки зрения формы все они написаны по модели елизаветинской драмы пятистопным нерифмованным ямбом, — размером, очень подходящим для английского языка, бедного на рифмы; рифма используется лишь эпизодически для выделения некоторых частей пьесы. Все пять пьес имеют пять действий, и каждая посвящена истории любви между прекрасным юношей и прекрасной девушкой, причем во всех пяти пьесах — это любовь между членами королевских семей или знатных особ принадлежащих к высшему кругу. Однако по содержанию некоторые пьесы отличаются гораздо большей духовной глубиной, символизмом и мудростью, чем это обычно свойственно пьесам елизаветинской драмы. Шри Ауробиндо считал, что пьеса как поэтический инструмент может использоваться для выражения глубинных жизненных и духовных идей, окрашенных, усиленных романтизмом, который присущ пьесам. Романтизм может быть как недостатком, так и средством великой силы, если его использовать для того, чтобы передать глубочайшие идеи, которые стоят за жизнью человека и наполняют ее. Именно это и сделал Шри Ауробиндо в своих пьесах.

Практически во всем поэтическом творчестве Шри Ауробиндо основной темой было противоборство любви и смерти. По сути, это сама глубинная миссия Шри Ауробиндо: это послание Божественной любви, которая постепенно побеждает смерть в этом мире и возвращает мир к самому себе, к его источнику из того падения, которое произошло. Поэтому неудивительно, что эта тема является центральной и в его пьесах. По словам Шри Ауробиндо, не нужно думать, будто пьеса принадлежит только витальному уровню, что она не может послужить инструментом выражения более высокого Сознания, более высокого Духа, более высокой Мудрости. Именно это Шри Ауробиндо и продемонстрировал в своих пьесах, особенно в «Персее-освободителе», самой грандиозной из его пьес, и в «Эрике», самой психологически яркой его пьесе. В этой сценической форме, которая ограничена самими действиями, речью, призванной выражать внешние отношения, он оказался способен выразить глубочайшие символы и истины мира, Бога, человеческой души, взаимоотношения человека и Бога и, в то же время, глубокую жизненную мудрость, силу характера, силу и значимость человеческих поступков. Эти пьесы глубоко поучительны во всех отношениях, это сокровищницы мудрости, созданные божественным гением Шри Ауробиндо. Нужно помнить, что в те годы Шри Ауробиндо уже серьезно практиковал Йогу. В более поздние годы на вопрос ученика: «Может ли литературная деятельность рассматриваться как часть практики йоги?» — Шри Ауробиндо ответил так:

Любая деятельность может рассматриваться как часть практики йоги, если она совершается как подношение Божественному либо выполняется с осознанием того или с верой в то, что она совершается Божественной Силой.
(Письма о поэзии и искусстве, с. 711)

Именно такой особый подход к созданию этих пьес и практиковал Шри Ауробиндо. Поэтому пьесы для Шри Ауробиндо также являются результатом стремления переработать пьесу как привычное средство выражения жизненных интересов и проявлений в инструмент выражения более глубоких идей и устремлений, более тонких реальностей и состояний сознания.

Первую свою пьесу в стихах «Визири Бассоры» Шри Ауробиндо написал примерно в 1905—1906 г. Ее сюжет основывается на истории из «Тысячи и одной ночи». Это драматичная и вместе с тем комедийная пьеса, исполненная ярких эмоций и искрящегося юмора. Рукопись этой пьесы была конфискована при аресте Шри Ауробиндо британской полицией в мае 1908 г. вместе с многими другими его рукописями, и, по некоторым сведениям, он особенно сожалел о ее утрате. В Пондичерри он даже пытался воссоздать утраченные сцены на основе сохранившегося у него черновика, но вскоре, вероятно из;за занятости, оставил эти попытки. В марте 1952 г., через 15 месяцев после его ухода из жизни, рукопись была обнаружена в полицейских архивах британцев и передана Ашраму Шри Ауробиндо правительством Западной Бенгалии и позже опубликована.

Как уже было сказано выше, в эти годы благодаря практике Йоги поэзия стала нисходить к Шри Ауробиндо настоящим потоком. Так с 31 января по 14 февраля 1906 г. всего за две недели, будучи столь занятым своей работой и революционной деятельностью, он написал еще одну достаточно объемную пьесу «Родогуна» (Rodogune). В отличие от первой пьесы это классическая трагедия по мотивам известной истории о Клеопатре, царице Сирии в изложении античными историками, такими как Аппий и Юстин. Непосредственным источником, вероятно, послужила пьеса французского драматурга Пьера Корнеля «Родогуна» (1645 г.). Рукопись этой пьесы также была конфискована британской полицией при аресте Шри Ауробиндо. К счастью, у Шри Ауробиндо сохранилась черновая версия пьесы, и на ее основе он смог воссоздать произведение примерно в 1912 г. уже в Пондичерри. В 1952 г. первая версия пьесы была также найдена, так что теперь она существует в двух вариантах. В изданиях Ашрама Шри Ауробиндо публикуется версия, воссозданная в Пондичерри, как имеющая более высокий поэтический уровень — ведь в 1912 г. в Пондичерри Шри Ауробиндо достиг уже гораздо более высокого уровня сознания, что не могло не отразиться на его поэтическом творчестве.

В июне — августе 1906 г. Шри Ауробиндо создает поистине грандиозную пьесу «Персей-освободитель» — одно из самых масштабных своих поэтических произведений. Возможно, он продолжал работу над ней и в 1907 г., и она была впервые опубликована в период с 30 июня по 20 октября 1907 г. в политическом еженедельном журнале «Банде Матарам», редактором которого был Шри Ауробиндо. В следующем году пьеса была опубликована отдельной книгой, но издатель уничтожил весь тираж, когда Шри Ауробиндо был арестован британцами. В 1942 г. Шри Ауробиндо отредактировал текст пьесы, опубликованный в «Банде Матарам», и написал заново окончание пьесы, которое было утрачено, после чего пьеса была опубликована в его двухтомном «Собрании стихотворений, поэм и пьес». Это единственная пьеса Шри Ауробиндо, опубликованная при его жизни и полностью подготовленная им к изданию. Правда, в прижизненное издание не вошли две сцены из Действия 2 пьесы, которые были утрачены на тот момент. Они были обнаружены уже после ухода Шри Ауробиндо в соответствующих выпусках «Банде Матарам» и в 1955 г. включены в окончательный текст пьесы.

По масштабности и объему эта пьеса занимает в поэтическом творчестве Шри Ауробиндо третье место после «Савитри» и эпической поэмы «Илион». В издании Ашрама объем пьесы более 200 страниц. Это самая большая пьеса Шри Ауробиндо и единственное из его крупных поэтических произведений, которое было полностью издано при его жизни.

Удивительно, что столь зрелое произведение он написал в достаточно раннем возрасте, когда ему было всего 34 года, В 1940;е годы Шри Ауробиндо находился в зените своего поэтического и духовного творчества, работая над «Савитри». Поэтому многие монологи пьесы явно перекликаются с «Савитри» и по стилю, и по содержанию. Показательно, что именно эту пьесу он выбрал для публикации, видимо, считая ее самым зрелым и значимым из своих драматических произведений.

Это очень масштабное полотно, со множеством действующих лиц, чрезвычайно многогранным и захватывающим сюжетом. Здесь выведены самые разнообразные типы, удивляющие своей поразительной универсальностью и вместе с тем отличающиеся гениальным своеобразием характеров и индивидуальных черт: боги, герои, чудовища, цари, политики, купцы, мясники и т.;д. Пьеса создана на основе древней легенды о герое Персее, спасшем царевну Андромеду, отданную на съедение морскому чудовищу. В пьесе Шри Ауробиндо древний миф преображается в глубокую и прекрасную историю о силе, красоте и величии человеческой души, способной изменить всю жизнь человека на земле и даже самих богов.

В 1907 г. Шри Ауробиндо получил свою первую духовную реализацию — Нирвану, или пассивного Брахмана, которую он позже блистательно описал в своем сонете «Нирвана» и, конечно, в эпосе «Савитри» (VII. 6). И примерно в это время он создает уже столь могучие произведения, как поэма «Риши», а также начинает работу над другой своей могучей поэмой «Нисхождение Аханы».

В феврале 1906 г. Шри Ауробиндо уезжает из Бароды в Калькутту, чтобы уже открыто возглавлять национально-освободительное движение. С ноября 1906 г. по май 1908 г. он был редактором ежедневной революционной газеты «Банде Матарам», поэтому у него было очень немного свободных моментов, чтобы сочинять стихи.

В мае 1908 г. он был арестован британцами по сфабрикованному обвинению и помещен в алипорскую тюрьму, где он провел ровно год, в основном в одиночной камере в очень тяжелых условиях. Этот год по словам самого Шри Ауробиндо стал для него «университетом Йоги»: в одиночной камере он продолжал совершать великую Йогу и здесь он получил свою вторую фундаментальную духовную реализацию: осознание всего мира и всего в мире, как живого Бога и Его становления. Он назвал это Постижение Космическим Сознанием, или динамическим аспектом Брахмана. Это Космическое Сознание Шри Ауробиндо описал во многих своих сонетах и стихах (см. например «Космический Человек» в настоящем сборнике), а также, конечно, в эпосе «Савитри» (VII. 7).

В тюрьме ему также открылась вся Иерархия миров и Путь восхождения через планы Сверхсознания к их вершине — Супраментальному Сознанию-Истине с целью низвести его на землю и тем самым преобразить всю жизнь на земле в Жизнь Божественную. Ему открылась его подлинная Суть Водителя человечества и его Миссия;— не просто создание революционного движения в отдельно взятой Индии и ее освобождение, но создание революционной Интегральной Йоги с целью освобождения всего человечества от неведения, страдания, лжи и в итоге даже от смерти. Из тюрьмы он вышел другим Существом — великим Духом, Водителем человечества.

В тюрьме он сочинил несколько стихотворений, которые просто запоминал, так как у него даже не было возможности записать их. Теперь его поэзия обрела новое грандиозное звучание и духовную глубину. Возможно, самым показательным поэтическим произведением того периода является сочиненное им в тюрьме стихотворение «Приглашение» — это поистине Зов Водителя человечества — «Владыки ураганов и горных круч», «Духа смелой свободы» — ко всем людям взойти вслед за ним к вершинам Духа и разделить с ним его Царство. В 1908—1910 г. он создает прекрасные, глубокие стихотворения «Кто?», «Богоявление», «К дню рождения», «Мать мечтаний», «Махатмы».

В тюрьме он также начинает работать над поэмой «Илион». Шри Ауробиндо прекрасно владел древнегреческим и очень любил культуру древней Греции. И вот он решает создать поэму в количественном гекзаметре о падении Трои. В последующие годы эта поэма переросла в целый эпос, который стал своего рода продолжением «Илиады» Гомера!

В 1910 г. Шри Ауробиндо, следуя водительству свыше, оставляет непосредственное участие в революционном движении и переезжает в Пондичерри — французский анклав на Юге Индии. Здесь он полностью посвящает себя духовной работе и своей Интегральной Йоге. Здесь он пробудет оставшиеся четыре десятилетия жизни и создаст свои высшие поэтические творения.

В первые годы пребывания в Пондичерри Шри Ауробиндо перерабатывает «Илион» в эпическую поэму. Также он дорабатывает еще одно из своих главных поэтических произведений поэму «Нисхождение Аханы» (в более ранней версии «Ахана»). В эти годы создана и поэма «Искания Мандавьи» (The Meditations of Mandavya) — также одно из самых сильных и глубоких поэтических произведений Шри Ауробиндо, в котором он описал ряд собственных пронзительных духовных опытов. В эти годы создано могучее стихотворение «Жизнь» и некоторые другие.

В эти годы он также продолжает работать над созданием пьес в стихах. Вскоре после прибытия в Пондичерри он начинает сочинять пьесу «Эрик» о норвежском короле викингов и его стремлении объединить Норвегию. Шри Ауробиндо продолжал работать над этой пьесой в течение нескольких лет. Сделав почти полностью законченный вариант пьесы (незаконченной осталась лишь одна Картина), он вскоре начал переделывать ее, но не закончив этой работы, вновь отложил пьесу; однако через некоторое время опять вернулся к ней, начав снова перерабатывать ее. Но и эта третья и последняя редакция была не закончена. Больше к этой пьесе Шри Ауробиндо не возвращался, и она была найдена в его рукописях после его ухода из жизни и впервые опубликована в 1960 г. Для публикации была использована ранняя, наиболее полная рукопись. С тех пор пьеса неоднократно переиздавалась в таком варианте.

И только недавно в составе Полного собрания сочинений Шри Ауробиндо (CWSA), которое сейчас издается его Ашрамом, была опубликована новая редакция пьесы. Редакторы проработали все три существующих варианта пьесы и внесли в изначальный текст все позднейшие изменения. Там, где более поздний вариант заканчивался, они переходили к более раннему варианту. Кроме того, они нашли множество исправлений Шри Ауробиндо, которые он делал на полях рукописей в более поздние годы, и все их также внесли в текст. В результате оформилась окончательная версия пьесы, которая стала со всех точек зрения гораздо более совершенным произведением, стала намного богаче и выразительнее. В результате этой работы мир приобрел еще один шедевр — пьесу Шри Ауробиндо «Эрик» в ее законченном исполнении. Таким образом, эта пьеса стала известна миру в своей окончательной редакции лишь несколько лет назад.

Источник сюжета этой пьесы неизвестен. Судя по всему, Шри Ауробиндо свободно использовал имена и факты из истории Норвегии в конце X — начале XI в.;— периода, который получил особое внимание в скандинавской литературе.

В 1914 г. в Пондичерри к Шри Ауробиндо приезжает француженка Мирра Альфасса, которой суждено было стать его подлинной духовной сподвижницей. Вскоре Шри Ауробиндо в сотрудничестве с нею и ее мужем начинает издавать ежемесячное философское обозрение «Арья». Однако через год французская чета вынуждена была уехать из Пондичерри из;за начавшейся Первой мировой войны, и Шри Ауробиндо пришлось продолжать издавать обозрение в одиночку. На протяжении 6 лет он в одиночку ежемесячно готовил 64 страницы печатного текста, публикуя каждый месяц новые главы 7—8 своих программных мировоззренческих работ одновременно! Те, кто знаком с писательской и издательской деятельностью, поймут, что это поистине сверхчеловеческий труд. Обозрение «Арья» стало манифестом Нового Сознания Шри Ауробиндо для человечества. Тем не менее, несмотря на такую занятость, Шри Ауробиндо в эти годы создает первую версию своей поэмы «Савитри», которая в последующие годы перерастет в эпос и станет самым большим и самым главным поэтическим произведением Шри Ауробиндо.

С 18 по 30 октября 1915 г. Шри Ауробиндо создает еще одну довольно объемную пьесу в стихах «Васавадатта» (Vasavadutta). Это романтическая история любви молодого царя и царевны, принадлежащих двум враждующим древнеиндийским царствам — сюжет основан на истории из «Катхасаритсагары» — санскритского цикл историй, созданного в XI в. Сомадевой Бхаттом. У кого;то может вызвать недоумение, что йогин, в эти годы уже достигший столь высоких уровней Сверхсознания, мог курить, иногда употреблять вино, сочинять романтические любовные истории. Но когда Дух внутри освобожден и осознал тождество с Богом, его пути и способы наслаждения внешней Божественной Игрой могут быть малопонятны узкому и ограниченному в своих суждениях человеческому уму. Шри Ауробиндо не испытывал ни малейшей привязанности к этим вещам и, вероятно, просто беспристрастно наслаждался всем многообразием красок и тональностей Божественной Реальности. А может быть, в те годы он просто был настолько внутренне отстранен от внешней природы, что его никак не заботили какие;то прежние ее движения, которые просто постепенно должны были исчерпать себя. Это было просто полностью отрешенное и непривязанное наслаждение Духа игрой вариаций его внешней природы. Во всяком случае, когда Мирра однажды мимоходом заметила, что ей трудно выносить табачный дым, Шри Ауробиндо с этого момента больше ни разу не курил. В таком же духе он написал и пьесу «Васавадатта» — просто постарался выразить наилучшим образом эту поэтическую идею и сюжет, но никогда не предпринимал ни малейших усилий ее опубликовать. Позднее он несколько раз начинал переписывать эту пьесу, но вскоре, вероятно, из;за занятости, оставлял эти попытки. В конце 1930;х или начале 1940;х г. ученики перепечатали на печатной машинке эту пьесу из рукописей Шри Ауробиндо, и Шри Ауробиндо внес в нее некоторые небольшие правки. Однако, когда ему предложили опубликовать ее, он отказался, сказав, что она «слишком романтическая». Пьеса была впервые издана Ашрамом уже после ухода Шри Ауробиндо в 1957 г.

В 1920 г. в Пондичерри возвращается Мирра Альфасса, и они вдвоем со Шри Ауробиндо начинают интенсивную Йогу по низведению высших уровней Сверхсознания на землю. Как следствие, Шри Ауробиндо полностью прекращает всю литературную деятельность и посвящает практически все время духовной концентрации. Неизвестно ни одного литературного произведения, созданного Шри Ауробиндо в эти годы. Результатом этих беспримерных йогических усилий стало нисхождение в Шри Ауробиндо Сознания Верховного Разума 24 ноября 1926 г. Этот день считается Днем Сиддхи (полной йогической Реализации) Шри Ауробиндо, и с этого момента начинается работа Шри Ауробиндо и Мирры для всего человечества. Вокруг Шри Ауробиндо и Мирры собирается все больше духовных искателей из Индии и других стран, которые приходят к ним за духовной помощью и водительством. Так вскоре образуется Ашрам Шри Ауробиндо. Теперь ученики и последователи по примеру Шри Ауробиндо называют Мирру Матерью, поскольку Шри Ауробиндо увидел в ней Воплощение Божественной Матери мира. Вскоре Шри Ауробиндо уходит в полное уединение в своих апартаментах, чтобы полностью сосредоточиться уже на физической духовной трансформации своего существа, на одухотворении самой Материи, самих клеток тела. При этом он возобновляет свою литературную деятельность. Этот момент можно считать началом позднего периода творчества Шри Ауробиндо, высшего и главного периода в его жизни и литературной деятельности. Теперь он создает поэзию уже совсем другого уровня — поэзию Сверхсознания, Поэзию Мантр, Поэзию Аватара, которая преобразует сознание всего человечества.

В этот период в 1930—1940;е г. он создает множество уникальных стихов: «Духовная Муза», «Нисхождение», «Синяя птица», «Безбрежное Единство»; одно из своих главных произведений поэму «Труд божества», в которой описывает всю свою Работу для человечества как Аватара. Он много экспериментирует с новыми ритмами и метрами в поэзии, стремясь полнее проявить в человеческой речи поэзию Сверхсознания. Так рождаются удивительные его стихи «Мысль-Параклит», «Божия Роза», «Небеса Жизни», «Дживанмукта», «Птица Огня», «Луна-символ» и другие.

Кроме того, в эти годы он создает целую серию великолепных сонетов. Шри Ауробиндо использовал сонетную форму уже в ранний период своего творчества — в годы пребывания в Бароде он сочинил ряд замечательных сонетов глубокого духовно-философского содержания; к этому же периоду относится и серия из 14 лирических сонетов, посвященных любовным переживаниям поэта. Вновь Шри Ауробиндо обратился к сонету в конце 30;х годов, в зените своей провидческой силы. Всего в этот период им создано 73 сонета, причем 41 сонет был написан в сентябре-ноябре 1939 г. в течение менее чем двух месяцев. Создается ощущение, что великий йогин решил отразить в сонетной форме свои главные реализации и прозрения, весь свой духовный путь. Эти сонеты стали своеобразным поэтическим дневником йоги Шри Ауробиндо, блистательным и проникновенным. Это, своего рода,

…ритмические дневниковые записи опытов и реализаций духовного искателя, следующего по пути Интегральной Йоги, — его переживаний на всех планах бытия, от пучин Несознания до вершин Сверхсознательных царств.
(К.;Р. Шриниваса Айенгар. Шри Ауробиндо: биография и история, с. 1176)

Близкий ученик Шри Ауробиндо Амаль Киран прекрасно сказал о его стихах этого периода, что их особенностью

…является чувство поразительной близости к реальностям Сверхсознания, выраженным с такой силой и ясностью в человеческом слове, что, кажется, это не просто Неведомое ищет возможности прикоснуться к нашему сознанию, но само наше обычное сознание охватывает и переживает Неведомое… Речь этого сознания, кажется, не просто отмечена прикосновением Сверхсознательного, как это бывало в ранних стихотворениях Шри Ауробиндо, но пребывает в живом единстве с ним, и не просто окрашена характерными тонами высших уровней Сверхсозания — Возвышенного или Озаренного Разума, Интуиции или Верховного Разума, но вбирает их в себя, осязаемо вибрирует ими… Нередко поэтическое слово здесь поднимается даже в высочайший Духовный Свет.
(Амаль Киран. Шри Ауробиндо — поэт, с. 130—131)


Ну и, конечно, в эти годы Шри Ауробиндо создает свое главное произведение — эпическую поэму «Савитри», в которой он стремился выразить свои высшие реализации, познания, откровения в поэзии мантр и над которой продолжал работать до последних дней жизни.

К сожалению, в тот период он был крайне занят духовной работой и чрезвычайно обширной перепиской с учениками, что не позволило ему уделять больше внимания поэтическому творчеству. В 1935 г. он в шутливом духе сетовал в письме, что, если бы у него был хотя бы «час свободы» от переписки с учениками каждый день, то «уже через три года «Савитри», «Илион» и не знаю сколь многое еще было бы всё переписано, доработано, завершено в блистательной полноте»…

Самым большим прижизненным изданием поэзии Шри Ауробиндо стало двухтомное «Собрание стихотворений, поэм и пьес», опубликованное в 1942 г. Ашрамом к 70;летнему юбилею Гуру. По указанию автора в сборник включили только его произведения, уже публиковавшиеся ранее. Шри Ауробиндо отредактировал собранные для этого издания произведения. Также в конце 1940;х г. уже завершенные Песни и Книги эпоса «Савитри» вышли в свет в разных изданиях.

К сожалению, мы не знаем, сколь многие еще прекрасные поэтические творения Шри Ауробиндо мог бы подарить нам, если бы не тратил почти все свое время на духовное водительство. Даже «Илион» остался незавершенным, и две Песни эпоса «Савитри» не подверглись финальной доработке… Тем не менее, имеющееся поэтическое наследие Шри Ауробиндо поистине поражает воображение даже своим объемом! Это сотни превосходных стихов, десятки объемных поэм, сотни страниц поэтических переводов с других языков, пять пьес в стихах общим объемом в несколько сотен страниц, эпическая поэма в гекзаметре «Илион» и, наконец, самое масштабное поэтическое произведение в англоязычной литературе эпос «Савитри» объемом 24000 строк, произведение грандиозное во всех отношениях! Ну а духовный масштаб и высоту поэзии Шри Ауробиндо человеческое сознание вообще вряд ли способно оценить… Это относится, в первую очередь, к эпосу «Савитри» — новой Веде, как поэму называют в Индии, Веде, которая творит на земле Новый Мир, Новое Время, Новую Реальность. Но и его стихи-откровения несут в себе эту силу мантры и преображают человеческое сознание, открывая его высшим уровням Сверхсознания, их Красоте, Гармонии, Свету, Силе.

Русскоязычный читатель может познакомиться с наиболее интересными и значимыми поэтическими произведениями Шри Ауробиндо в переводе Ритама Мельгунова, создаваемыми на протяжении уже более 30 лет, включая полный перевод эпоса «Савитри»! Эти произведения позволяют проследить эволюцию и становление Шри Ауробиндо как поэта и как великого Духа, а также служат своего рода дверями к высшим Реальностям Сверхсознания для всех, кого зовет это Путешествие-Приключение Сознания и Радости.

*

Переводы поэтических произведений Шри Ауробиндо читайте у меня на странице. Издания его поэзии в моем переводе доступны у меня на сайте:
www.savitri.su

Электронные издания доступны по ссылке:
www.savitri.su/magazin