Имя на поэтической поверке. Аполлон Григорьев

Лев Баскин
  У этого достойного русского поэта XIX века ушли в народ, две прекрасные песни на его стихи:

   «О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная, душа полна такой тоской, а ночь такая лунная!..» и «Цыганская венгерка» – «Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…   С детства памятный напев, старый друг мой – ты ли?..».

       ***

О, говори хоть ты со мной,
Подруга  семиструнная!
Душа полна такой тоской,
А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит
Так ярко и мучительно,
Лучами сердце шевелит,
Дразня его язвительно.

Чего от сердца нужно ей?
Ведь знает без того она,
Что к ней тоскою долгих дней
Вся жизнь моя прикована…

И сердце ведает моё,
Отравою облитое,
Что я впивал в себе её
Дыханье ядовитое…

Я от зари и до зари
Тоскую, мучусь, сетую…
Допой же мне – договори
Ты песню недопетую.

Договори сестры твоей
Все недомолвки странные…
Смотри: звезда горит ярчей…
О, пой, моя желанная!

И до зари готов с тобой
Вести беседу эту я…
Договори лишь мне, допой
Ты песню недопетую!

       «Цыганская венгерка»
            (отрывок)

Две гитары зазвенев,
Жалобно заныли…
С детства памятный напев,
Старый друг мой – ты ли?

Как тебя мне не узнать?
На тебе лежит печать
Буйного похмелья,
Горького веселья!

Это ты, загул лихой,
Ты – слиянье грусти злой
С сладострастьем баядерки* –
Ты, мотив венгерки!

Квинты резко дребезжат,
Сыплют дробью звуки…
Звуки ноют и визжат,
Словно стоны муки.

Что за горе? Плюнь, да пей!
Ты завей его, завей
Верёвочкой горе!
Топи тоску в море!

Вот проходка по баскам
С удалью небрежной,
А за нею – звон и гам
Буйный и мятежный.

Перебор… и квинта** вновь
Ноет, завывает;
Приливает к сердцу кровь,
Голова пылает…

*Баядерка – танцовщица и певица в Индии.
** Квинта – в данном случае первая струна у гитары.
Эти две популярные песни  принадлежат поэту Аполлону Григорьеву, он же автор фразы – на все времена: «Пушкин – это наше всё».

  Замечательный русский поэт, переводчик, Аполлон Александрович Григорьев (26.07.1822. Москва  – 07.11.1864.Петербург), родился в Москве от связи титулярного советника Александра Ивановича Григорьева с дочерью крепостного кучера Татьяной Андреевой.

  В силу этого над мальчиком висела реальная угроза быть зачисленным в крепостные.
Через два дня после крещения незаконнорожденного младенца отдали в императорский Московский воспитательный дом, всех кто попадал туда, записывали в мещанство.
Лишь после венчания родителей в 1823 году, через год, мальчика забрали из воспитательного дома.

  Однако, Аполлон Григорьев так и остался мещанином, пока не получил личного дворянства в 1850 году, по выслуге лет.

  В детстве характер мальчика дал себя знать через необъяснимую тягу к чудесным и мистическим явлениям. Его окружали и питали суеверием дворовые люди, он видел все грани жизни дворовых, «всего блуда, пьянства и безобразия».

  Здесь, на кухне или в сарае, это было в порядке вещей, свобода предполагала – безобразие, задушевность – пьянство, а веселье – сквернословие.

  Он долго был под впечатлением рассказов старого деда, дальнего родственника, живущего в мезонине их дома в Замоскворечье, который только и делал, что читал священные книги и рассказывал с полной верой истории о мертвецах и колдунах.
 Поэтому Аполлона рано увлекли сказки Эрнста Гофмана (1776-1822) немецкого писателя-романиста, сказочника.

  Жизнь в сказках Эрнста Гофмана – это непрерывная борьба. Эти сказки советуют читать детям и их родителям. Они показывают эту борьбу, силу принимать тяжёлые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи. 

  Маленький Аполлон прочитал эти сказки Эрнста Гофмана и полюбил: «Золотой горшок», «Песочный человек», «Щелкунчик», «Сказка о потерянном отражении» и другие.

  По темпераменту он был меланхоликом. Часто по вечерам мальчик испытывал болезненное беспричинное тоскливое чувство. Переживание какой-то лишённости и покинутости не покидало Аполлона Григорьева всю жизнь.

  Отчуждённость и замкнутость в семье постоянно росла. Безразличность отца Александра Ивановича (1787-1863), его ленивые наставления и беспричинные взрывы бешенства, мелочная, придирчивая, неотступная опека матери (1800-1854) – вот атмосфера дворянского дома.

  Утратив чувство родительского тепла, Аполлон стремился к покровительственной поддержке взрослых. Эту роль выполнили крепостные, дворовые люди и нанятые для его обучения гувернантки  и учителя.

  К музыке и к поэзии маленький Аполлон пристрастился с ранних лет, прекрасно говорил по-французски, много читал и музицировал на рояле. Он получил очень хорошее домашнее образование, с детства к нему были приставлены гувернантки и учителя по предметам.

  Домашнее образование позволило Аполлону, минуя гимназию, поступить сразу в Московский университет в 1838 году.

  На юридический факультет Аполлон Григорьев поступил – так хотели родители. Да и ему самому наука представлялась особым миром избранных и посвящённых, попасть в ряды которых он страстно желал.

  Но за этим стремлением стояло нечто большее. С одной стороны, учёба для него была единственным способом выделиться перед сверстниками, избавиться от комплекса неполноценности перед ними.

  Одни превосходили его талантом, как Афанасий Фет и Яков Полонский (автор «Мой костёр в тумане светит…), от чего он приходил в отчаяние. Другие – происхождением.

  Они обладали «дворянской честью», а он был простым слушателем, не имеющим права на офицерский чин, как незаконнорожденный и мещанин.

  Аполлон Григорьев,  ощущал себя смущённым перед ними, и в тайных  мыслях проклинал судьбу, сыгравшую с ним злую шутку.

  С другой стороны, Аполлон Александрович верил, став учёным, он выполнил бы сыновний долг, оправдав надежды родителей. Быть успешным в науке значило для него – быть на пути к счастью.

  Он так упорно насиловал себя учёбой, так жестоко и успешно травит себе душу чуждой ему философией и юриспруденцией, что психика просто не выдержала.

   Пристрастился к частой выпивке, в трактирах, в студенческой кампании. У него началась тяжёлая депрессия, отравившая поэту всю его короткую жизнь. Занятия наукой утратили смысл. Аполлон Григорьев стоял на пороге самоубийства.

  Несмотря на это, приобретя прочные знания, в 1842 году, Аполлон Григорьев, окончил университет, первым кандидатом юридического факультета на круглые пятёрки.
Во время учёбы у него сложились близкие отношения, по литературным интересам с А.А.Фетом, Я.П.Полонским, С.М.Соловьёвым.

  По окончанию учёбы с декабря 1842 года по август 1843 года, Аполлон Александрович работал в университете.

  Сперва заведовал библиотекой, раздавал книги, не регистрируя выдачу, затем получил, несмотря на большой конкурс и обилие соперников, хорошее место секретаря Совета Московского университета, но не удержался на этом месте, ни разу не вёл протоколов заседаний, из-за своей безалаберности и неорганизованности, и поэтического «витания в облаках».

  И это ему тоже сошло с рук – спасли симпатии профессоров.

  Он дебютировал в 1843 году в журнале «Москвитянине» стихотворением «Доброй ночи!». Оно было обращено к Антонине Фёдоровне Корш, безответной любви Аполлона Александровича.

  В нём, как и в большинстве стихотворений за тот период с 1843 по 1845 год, начинающий поэт обращался к романтическим образам роковой страсти при несовместимости характеров двух влюблённых.

  Вот названия данных стихотворений: «Ты рождена меня терзать», «Комета», «Над тобой мне тайная сила дана», «Две судьбы», «Прости», «Нет, не тебе идти со мной», «Молитва», «Когда в душе твоей, сомнением больной».

  В феврале 1844 года Аполлон Григорьев бросил всё и тайно уехал в Петербург искать забвения от душевных страданий.

  В Петербурге, куда он уехал на средства масонов, Аполлон Григорьев работал сначала в Управлении благочестия а потом в Департаменте Сената – и отовсюду ушёл: всякий строгий распорядок он переносил очень болезненно, ему было лучше или в постели, или в кабаке.

  Аполлон Григорьев искал утешение то в масонстве, в члены которого он вступил ещё, будучи в Москве, а в Петербурге встал на учёт в местную ложу, то думал серьёзно заняться литературной деятельностью.

  В конце концов Аполлон Григорьев нашёл приют у В. С. Межевича, редактора театрального журнала «Репертуар и Пантеон». Это был добрый и сострадательный человек.

  В августе 1845 года он поселил Григорьева у себя, буквально вытащив молодого человека из пьяного угара дешёвых трактиров, с тех пор он печатал статьи о театральной жизни, в его журнале.

  В 1846 году Аполлон Григорьев выпустил единственный прижизненный сборник стихов.
Вошедшие в него произведения полностью отражают тот хаос, в котором находилась душа поэта. Здесь были и масонская лирика «Гимны» и социальная сатира «Город», и революционные настроения «Когда колокола торжественно звучат», «Нет, не рождён я биться лбом».

  На счастье редактор журнала В.С. Межевич оказался хорошим психологом. За долгими беседами вечерами, ему удалось убедить  молодого человека в том, что тот должен отказаться от прежних идеалов и амбиций, поскольку они абсолютно не отвечают его природе.

  Ему надо отдаться на волю Божью и ждать, куда вынесет река жизни.

  Образ жизни Аполлона Григорьева за всё время пребывания в Петербурге был самый бурный,  и пьянство, привитое студенческим разгулом, всё более и более его захватывало.

  В 1847 году Аполлон Александрович вернулся в Москву, чтобы тихо и скромно прожить свою жизнь. Он устроился учителем законоведения в Александрийский сиротский институт и женился на Лидии Фёдоровне Корш – родной сестре его юношеской любви.

  Всё шло размеренно и скучно, пока волей случая Аполлон Не познакомился с молодым драматургом А.Н.Островским и его кампанией. Это была молодёжь кабаков, бесшабашная, добродушная и задушевная.

  Они все принадлежали к мелкому дворянству, которое выслужили их отцы и деды. Пьянство соединило всех, пьянством щеголяли и гордились, но сами друзья драматурга А.Н.Островского рассматривали свой образ жизни как сознательное противостояние формальности и холодности отношений аристократического общества, в этом была их гражданская позиция.

  Когда им не сиделось дома, они прямой дорогой отправлялись в кабак, где «мертвецки пьяные, но чистые сердцем, целовались и пили с фабричными рабочими, подпевали цыганскому хору».

  У Григорьева было своё мнение, он считал, в отличии от своих друзей,  что крестьяне забитые и ограниченные, а официальное православие – догматичным и излишне строгим.
  За пять лет работы в журнале «Московитянине» - с 1851 по 1856, Григорьев написал свыше 80-ти статей. Редактор П.Погодин был крайне скуп на гонорары. Из-за денег редакция распалась, журнал перестал существовать.

  Это  был тяжёлый удар для Аполлона Александровича. Не найдя своей душе покоя, он в июле 1857 года уехал во Флоренцию – Италия, устроившись учителем детей графа И.Ю.Трубецкого.

  Поездка через всю Европу произвела на поэта колоссальное впечатление. Впервые в жизни он получил возможность посмотреть на европейское искусство вживую, а не на чёрно-белые литографии, в альбомах и журналах. Аполлон Григорьев был потрясён.

  Однако через год у Григорьева случился новый приступ депрессии. Он мучился тоской и одиночеством. Грезил Москвой, такой душевной и поэтической, в отличие от западных городов.

  Чтобы заглушить тоску, он пил коньяк до утра, пил один и не мог напиться. В октябре 1858 года, благодаря помощи графа Г.А.Кушелева - Безбородко, издателя журнала «Русское слово», неудавшийся воспитатель смог вернуться на родину.

  Работал в журнале, своего спасителя, «Русское слово», а затем с января 1861 года начал работать в журнале братьев – Михаила и Фёдора Достоевских - «Время».

  Аполлон Александрович, пусть ненадолго, но стал генератором идей и душой журнала.
Именно он заронил в душу Фёдора Михайловича две идеи – о том, что «Красота спасёт мир», и о том, что ни западники, ни славянофилы не смогли понять сущность русского народа.

  Он не туп, но  и не свят, его не надо вести силой по дороге западного прогресса, но и не надо умиляться его патриархальным пережиткам.

  Русский народ двуедин –  он может принять западную культуру без отречения от собственной – это было твёрдым убеждением Аполлона Александровича, убеждением, подтверждённым личным опытом, живя в Италии.

  И был ещё один человек, подтверждающий в глазах Аполлона Григорьева правильность этой мысли – Пушкин. В нём было всё лучшее от Запада и всё лучшее из России.

  Однако депрессия давала себя знать всё сильнее и сильнее. Домашние дела шли хуже некуда. Жизнь с женой была сплошным скандалом. Она сильно пила и вела лёгкий образ жизни, так что Аполлон Григорьев подозревал, что не приходится отцом своих двух сыновей.

  Да и сам он был вовсе не семьянин.

  В собственном доме Аполлон Григорьев давно было совсем неблагополучно. Жена ругалась и пила, пил с горя и Аполлон Александрович, дети были позаброшены, хозяйство бестолково – в общем, туда он никогда не спешил.

  В 1859 году он влюбился в проститутку Марию Дубровскую. Та ответила взаимностью. Полный надежд вырвать её из порочной жизни, Аполлон Григорьев сделал её гражданской женой.

  Теперь все деньги уходили на алименты на 2-х сыновей, и журнального оклада не хватало. Они часто сидели без чая и сахара, не было галош, чтобы в слякоть выйти на улицу. Зимой 1859 года, от отсутствия лекарств умер их совместный ребёнок.

  Работа в журнале «Время» у братьев Достоевских не приносила достаточно денег. Попав в долговую яму, Аполлон Григорьев весной 1861 года решает, взяв с собой Марию Дубровскую, ехать в Оренбург учителем словесности – на обустройства там давали сразу годовой оклад, так, что он мог выплатить долг.

  В мае 1862 года Аполлон Григорьев вернулся в Петербург, без денег и без жены – она ушла от него.

  Он начал сотрудничать в журнале братьев - Михаила и Фёдора Достоевских «Время» и в театральном журнале «Якорь», но знавшие его отмечали, что Григорьев стал каким-то потерянным и равнодушным, это был надломленный человек, всегда находящийся под воздействием алкоголя, уже было пропито всё имущество, его дважды выкупали из долговой ямы, близкие друзья и коллеги.

  Он начал писать интереснейшее воспоминание, но успел рассказать только о детстве.
Надо сказать, что Аполлон Григорьев оставил большое творческое наследие, как переводчик – он перевёл «Ангону» Софокла, «Школу мужей» Мольера, «Сон в летнюю ночь». «Венецианского купца», «Ромео и Джульетту» Шекспира.

  Запой перешедший прямо в физический, и мучительный недуг, в 1864 году, надломил могучий организм Аполлона Григорьева.

  7-го ноября 1864 года, поэт Аполлон Александрович Григорьев, в возрасте 42-х лет, умер от апоплексического удара-инсульта.

  Похоронен на Митрофаниевском кладбище, позднее перезахоронен на Волковском.

  В 2013 году я приобрёл в киоске, на почте в Спасске – Дальнем, книгу из серии «Великие поэты» №72., за 2013 год. Аполлон Григорьев. Издательский дом «Комсомольская правда», издательство «Некс – Медиа» тираж 28 872 экз., чему был рад.

  Кстати, в этой же серии у меня есть ещё следующие поэты: Эдуард Багрицкий№44, Семён Надсон№56, Давид Самойлов№65, Демьян Бедный№85, Козьма Прутков№89, Самуил Маршак№95, Евгений Винокуров№98

  Неравноценная поэзия Аполлона Григорьева, к сожалению, не была широко известна при его жизни, однако лучшие стихи проникнуты высокой эмоциональностью, глубиной переживания и яркостью неповторимых образов.

  Основными мотивами творчества замечательного русского поэта Аполлона Александровича Григорьева являются безысходное страдание, вечная дисгармония мира, противоречивость человеческой натуры, то бросающая его в омут разгульного и бесшабашного веселья, то накрывающая бесконечной тоской из-за несовершенства мира и бренности бытия.

   Из поэтического наследия Аполлона Григорьева.

     «Нет, не рождён я биться лбом…»

Нет, не рождён я биться лбом,
Ни терпеливо ждать в передней,
Ни есть за княжеским столом,
Ни с умиленьем слушать бредни.
Нет, не рождён я быть рабом,
Мне даже в церкви за обедней
Бывает скверно, каюсь в том,
Прослушать августейший дом.
И то, что чувствовал Марат,
Порой способен понимать я,
И будь сам Бог аристократ,
Ему б я гордо пел проклятья…
Но на кресте распятый Бог
Был сын толпы и демагог.

1845 год. Стихотворение написано, в пору увлечения поэта революционными идеями
и атеизмом.

       ***

Вы рождены меня терзать –
И речью ласково-холодной,
И принуждённостью свободной,
И тем, что трудно вас понять,
И тем, что жребий проклинать
Я поневоле  должен с вами,
Затем, что глупо мне молчать
И тяжело играть словами.
Вы рождены меня терзать,
Зане друг другу мы чужие.
И ничего, чего другие
Не скажут вам, мне не сказать.
Июнь 1843 год.

       ***

Нет, никогда печальной тайны
             Перед тобой
Не обнажу я, ни случайно
             Ни мыслью злой…
Наш путь иной…Любить и верить –
            Судьба твоя;
Я не таков, и лицемерить
            Не создан я.
Оставь меня… Страдал ли много,
           Иль знал я рай
И верю ль в жизнь, и верю ль в Бога –
              Не узнавай.
Мы разойдёмся… Путь печальный
              Передо мной…
Прости, - привет тебе прощальный
              На путь иной.
И обо мне забудь иль помни –
             Мне всё равно:
Забвенье полное давно мне
             Обречено.
Июль1843 год.

       ***

Когда колокола торжественно звучат
Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,
Невольно думою печальною объят,
         Как будто песни погребальной,
Весёлым  звукам их внимаю грустно я,
И тайным ропотом полна душа моя.

Преданье ль тёмное тайник взволнует груди,
Иль точно в звуках тех таится  звук оной,

Но, мнится, колокол я слышу вечевой,
Разбитый, может быть, на тысячи орудий,
                Властям когда-то роковой.

Да, умер он, давно замолк язык народа,
Склонившего главу под тяжкий царский кнут;
Но встанет грозный день, но воззовёт свобода
             И камни вопли издадут,
И расточённый прах и кости исполина
Совокупит опять дух божий воедино.

И звучным голосом он снова загудит,
И в оный судный день,  в расплаты час кровавый,
В нём новгородская душа заговорит
                Московской речью величавой…
И весело тогда на башнях и стенах
Народной вольности завеет красный стяг…

1-го марта 1846 год.


      "Прости"
           Лишь знаю:тщетно мы любили,
           Лишь чувствую:прощай. прощай!
                Байрон (анг.)

Прости!.. Покорен воле рока,
Без глупых жалоб и упрёка,
Я говорю тебе: прости!
К чему упрёк? Я верю твёрдо,
Что в нас равно страданье гордо,
Что нам одним путём идти.

Мы не пойдём рука с рукою,
Но память прошлого с собою
Нести равно осуждены:
Мы в жизнь, обоим нам пустую,
Уносим веру роковую
В одни несбыточные сны.

И пусть душа твоя нимало
В былые дни не понимала
Души моей, любви моей...
Её блаженства и мученья
Прошли навек без разделенья
И без возврата... Что мне в ней?

Пускай за то, что мы свободны,
Что горды мы, что странно сходны,
Не суждено сойтиться;
Но всё, что мучит и тревожит,
Что грудь сосёт и сердце гложет,
Мы разделили пополам.

И нам обоим нет спасенья!..
Тебя не выкупят моленья,
Тебе молитва не дана:
В ней небо слышит без участья,
Томленье скуки, жажду счастья,
Мечты несбыточного сна...

сентябрь 1844 год.


    N.B.
Историческая справка.

  В повествование о поэте Аполлоне Григорьеве, упоминается об его увлечении идеями масонства, дабы не быть предосудительным к этому факту из его творческой биографии, расскажу основное о данном философском учении и откуда оно и когда возникло на Руси.

А.Радищев, Н.Карамзин, А.Грибоедов, А.Пушкин, М.Сперанский, Павел I, Александр I, А.Суворов, М.Кутузов, П.Я.Чаадаев, А.Ф.Керенский – имена известны всем. Но всемирная известность – не единственное что их объединяет.

  Однако не каждый знает, что все они принадлежат к одному из самых таинственных философских течений в истории России – к масонству.

  Кто они – масоны? Почему споры о масонстве продолжаются  и сегодня? Чем оно привлекло великих людей? Каковы нравственные стороны философии масонства и его влияние на формирование мировоззрения людей прошлых эпох и современности?

  Поэта Аполлона Григорьева и толстовского Пьера Безухова в романе «Война и мир», привлекала в масонстве грандиозная утопическая идея коренного переустройства мира на началах братства, любви и духовности.

  Обратимся к истории масонства:

Слово «масон» в переводе с английского и французского означает «каменщик», а с определением «франк» - «свободный каменщик».

  Реальная история масонства начинается со строительства собора святого Павла В Лондоне под руководством архитектора Кристофера Рене.

  Собор строился долго – с 1675 по 1710 год. Тут-то т зародилась идея для привлечения общественного внимания к этому долгострою и для сбора дополнительных средств основать артели каменщиков, которые будут «строить» собор, не поднимая ни одного кирпича, а лишь размышляя об этом.

  Так среди них оказались врачи, архитекторы, юристы, ювелиры. В начале 18 века возникли ложи, где настоящих каменщиков по профессии не было.

  Представителей интеллигенции, торговцев, дворян, священников и чиновников привлекали в ложи отсутствие социальных перегородок между «братьями», реальное  равенство масонов, взаимопомощь, защита интересов «братьев» всеми членами лож.

  На своих заседаниях ложи обсуждали различные теоретические и практические вопросы, выполняли роль одновременно политического клуба, культурно-просветительских и философских обществ.

  Символами масонства стали орудия труда каменщика: мастерок, отвес, циркуль, угольник, белый фартук.

  Во главе каждой ложи стоял мастер (венерабль). Управляющий целым союзом назывался гроссмейстером или Великим мастером.

  Вскоре масонство перекинулось во Францию и другие европейские страны. Со временем в ложи стала вступать, родовая знать – придворные и лорды, но тогда нарушался главный принцип масонского устава – неучастие в политической жизни страны.

  Масонство из чисто английского явления превратилось в международную организацию и к евреям оно не имеет никакого отношения, как думают многие, несведущие люди, да и евреев не принимали, из-за изрядной доли неприязни в католическом мире, к данному древнему народу, давшему миру Библию.

  И европейские государи опасались того, что «братья», нередко занимающие высокие посты в правительствах, могут действовать, исходя из интересов ордена в пользу других держав.

  Масоны проповедовали всеобщую религию. Вот как говорилось о ней в «Новой книге уставов».

  «В наше время человек свободно выбирает себе веру, и лишь, одна религия действительно обязательна для всех, эта та всеобщая, всех объединяющая религия, которая состоит в обязанности каждого из нас быть добрым и верным делу, быть человеком чести и совести, каким бы не называлось наше вероисповедание».

  В России первые масонские ложи появились в 30-е годы 18 века. В орден вступали по самым разным причинам. Для одних это было дань Моде – их привлекала внешняя сторона масонства.

  Другие видели в нём чистое, высокое нравственно-философское учение и посвящали всю свою деятельность постижению законов братства.

  Русское масонство ставило перед собой задачу «познания тайны бытия» через христианскую терпимость и « обязательность работы соборной», которая включала в себя самосовершенствование, духовное творчество, просвещение, строительства человеческого счастья.

  Изучение масонских символов, хранение масонских тайн, особенности братских отношений вносили мистическое настроение в орден.

  «Золотым веком» для русских масонов было царствование Екатерины II, в разных городах страны с 1760 года до начала 1790-х годов, работало около 100 масонских лож разных систем. Две трети из них действовало в Санкт-Петербурге и Москве.

  С воцарением в 1801 году Александра I начался «серебряный век русских масонов». В ложи вновь хлынули тысячи дворян, офицеров, чиновников. Масоны проявили себя настоящими патриотами во время войны с Наполеоном и заграничного похода русской армии в 1813 году.

  После войны, во время которой создавались «военно-походные ложи», масонство ещё более расширилось. Именно в масонских ложах начали интересоваться политикой будущие декабристы.

  В то же время подавляющее большинство масонских лож в России придерживалось консервативных взглядов. В ложах, как и в 18 веке, почти половина членов являлись иностранными подданными.

  Поворот Александра I, к реакционной политике в начале 1820-х годов, привёл к тому, что все тайные общества, а среди них, прежде всего масонские ложи, были в России запрещены.

  Этот запрет подтверждали и все последующие императоры.

  Масонская традиция в России, насчитывающая 90 лет, с 1730 года, прервалась.
Но отдельные представители русской дворянской интеллигенции, стали вступать во время пребывания за границей в английские, итальянские и особенно французские ложи.

  В 1880-х годах во французских ложах насчитывалось уже десятки русских подданных. И не следует забывать, что российские масоны внесли выдающийся вклад в развитие русской культуры и общественной жизни второй половины XVIII и первой половины XIX века, в европеизацию страны, в формирование армии и государственного аппарата.

  Демократические  идеалы Масонов способствовали смягчению нравов и зарождению народолюбивой идеологии русской интеллигенции.

  Основными нравственно-философскими идеями масонства, были следующие:

№1  Неприемлемость монархического государственного устройства.
№2  Идеал масонов – демократическая республика.
№3  Все члены общества – братья. И ни язык, ни звание, ни состояние, ни богатство не делают между ними различия.
№4   Цель масонства – разрушение христианской культуры и замена её масонским миром.
№5  Человечество – выше отечества. Масонство должно зачеркнуть прошлое народов.
  Оно должно создавать международное движение, следствием которого будут идеалы свободы, равенства и братство между народами.

№6  Идеи национальной революции, которые разрушат исторически сложившиеся государства и приведут к создании масонского сверхгосударства.

  Главным в философии масонов был и есть человек ордена, его духовное и гармоничное развитие. Взаимопомощь среди членов ордена со временем превратилась в систему благотворительности.

  Масоны  строили и содержали больницы, клиники, научно-исследовательские центры. Филантропические центры существовали благодаря добровольным взносам членов братства и различным пожертвованиям.

   В дореволюционной России по инициативе масонов открывались богадельни, школы, воспитательные дома. Но благотворительность – лишь часть деятельности ордена, направленной на благо человечества.

  Прогресс общества возможен только при отсутствии войн между государствами и внутри них. А потому вольные каменщики выступают против разрешения конфликтов насильственным путём.

  Каждый из братьев может и должен принести пользу, пробудив в себе самые лучшие качества.

  Масоны всех направлений считают: приобретение знаний в естественных и гуманитарных науках,  долгая и терпеливая самоподготовка помогут создать равноправный и справедливый общественный строй, некий храм свободы, равенства и братства.

  К примеру, известно, что полководец Михаил Илларионович Кутузов был масоном, он искал в «братьях» возможность осмыслить и постичь мир.

  Его масонская история начинается с 1779 года, в немецком городе Регенсбурге он стал причастен к таинствам ордена. Позже, путешествуя по Европе, Михаил Кутузов вошёл в ложи Франкфурта и Берлина, а по возвращению в Россию в 1783 году, его признали ложи Петербурга и Москвы.

  Михаил Илларионович пользовался большим авторитетом среди масонов различных степеней. При посвящении в седьмую степень шведского масонства, Михаилу Кутузову присвоили орденское имя «Зеленеющий Лавр» и девиз «Победами себя прославить».

  Этому девизу вполне соответствовала жизнь полководца.

  Более 30-ти лет Михаил Кутузов отдал братству, именно он остановил Наполеона, демона насилия и властолюбия в понимании вольных каменщиков, осуществил тем самым основную цель ордена – достижения мира и спокойствия.

  Масонство продолжает жить. В 90-е годы ХХ века по инициативе французских центров масонства, после более 70-летнего перерыва, в России появляются масонские ложи.

  14 января 1992 года в Москве была воссоздана первая в новой России масонская ложа «Гармония». Тогда Борис Ельцин благосклонно отнёсся к приезду представителей французских кругов. В то время в ложе страны состояло 12 человек.

  На 2020 год в России представлены следующие масонские организации:

Великая ложа России – около 700 человек, в 33-х ложах.

Объединённая великая ложа России – около 200 человек, в 11 ложах.