спасение от небытия - 9024

Август Май
С П А С Е Н И Е   О Т   Н Е Б Ы Т И Я

П Р О Л О Г

     Говорящий это шёл беспросветной ночью, ничего не видя, и, чувствуя боль царапин и ушибов, сетовал и на царапины и ушибы, и на колючки и камни, но как-то не думал сетовать на глаза свои и темноту. 
     Забрезжили сумерки, сразу же поднялся такой туман, что он не видел ни рук, ни ног своих, ни травы под ногами.
     Он поразился перемене и среди странных звуков вдруг услышал совсем рядом – совсем далёкие.  Будто голос мира, невнятный оттого, что мысли его были возмущены.
     И он уже занёс ногу над пропастью, как вдруг увидел почти под собой сверкающие изливы реки, кудри деревьев по холмам и отрогам гор, ресницы елей, клетки лесополос и полей и линейки дорог, по которым ползли маленькие автомобили.
     Прямо перед ним стояло огромное светило, ещё грузно касающееся окоёма, и тогда он увидел и ноги свои, и руки, и ему на мгновение показалось в зеркале-солнце собственное отражение – но это не было его лицо.
     Как и ты, он был печален и одинок, он устал от сомнений и отчаялся искать, сам не понимая, что.
     Он заглядывал в глаза, чтобы понять и сочувствовать, а не заискивать.
     Он видел не понимание, а надменность.
     Он протягивал руки для пожатия, но в ладонь бросили всего один лишь грош.
     Он поднял руки к небу, а его взяли в плен.
     Он порвал цепи, а свобода оказалась тьмой.
     Узоры мира, впервые увиденные им, были загадочны и прекрасны, и хотелось прочесть их, и можно было прочесть их, чтобы найти ответы.
     И именно тогда голос души его стал равным себе, и он на Горе услышал, наконец, собственный голос мира – этот голос звучал в сердце его.
     Будто вся Книга мгновенно открылась перед ним, вовсе не отдаляя мир.
     Но ты напрасно надеялся на него в своих сомнениях.
     Кто поднимет за тебя твою руку?  А если поднимет, кто сожмёт твои пальцы?  А если и сожмёт, кто за тебя почувствует, что в руке твоей?
     Кто полюбит за тебя и кто поверит за тебя?
     И для того ли ты искал, чтобы утратить себя?
     Но если ты пришёл к нему – слушай.

1. С О Т В О Р Е Н И Е   Б Ы Т И Я

     Господи, говорящий это спрашивает, а не проверяет.
     Уверяется, а не испытывает.

     Была ли нужда в сотворении мира?


      Господи, Ты был единственным до сотворения, и не было ничего, кроме Тебя, но Ты не совпадал с этим Ничем и должен был его победить. 

      Одни из людей ропщут оттого, что в сотворённом мире так много осталось Небытия, которое касается каждого, называясь Смертью.
      Но есть и  другие, радующиеся сущему, они просто верят, что Ты побеждаешь Ничто.
      Создав мир, Ты разрубил Ничто на прошлое и будущее, оставшись Единым, но для сотворённого мира – Настоящим и Будущим.
      Если бы до сотворения был только Ты, и не было Небытия, до сотворения была бы совершенная чистота, и не было бы нужды ни в чём, кроме Тебя.
      Однако, и эта чистота обладала бы абсолютным недостатком: она не отличалась бы от Небытия.
      Поэтому мир до своего до сотворения был серым, и Ты нанёс смертельную рану Небытию, отделив свет от тьмы.
      Осколки Небытия стали ранами Твоего мира.  Не ангелы взбунтовались, но раненый Зверь восстал в тех ангелах, которые узнали страх – первый лик Небытия нашего мира.
      Борьба с Ничем была не разрушением: только созидание могло победить Небытие.
      Триумфом борьбы с Небытием до сотворения мира и стали шесть дней творения, шесть великих битв, шесть великих побед, шесть этажей, возводимых один над другим, шесть достижений, в честь которых чудо, начинающееся с восходом солнца и не завершающееся закатом, потому что бесконечно повторяется, называется днём.
      До света Ты создал небо мира и землю мира, взрастил бутон мира, ещё безвидного и пустого, и Дух Твой мчался, открывая пространства, и сказал Ты:
да будет свет.

      Небытие бежало, делая безжизненными воду и твердь, но Ты избавил их от Небытия, дав им семя.
      В день четвёртый Ты дал семени солнечный луч, но Зверь обрёк семя оковами.  Ты освободил семя, сказав: да будет душа живая.
      Небытие поставило живой душе предел, явившись Смертию.

      Ты, Бессмертный Дух, сотворил в шестой день бессмертную душу, восстановив Себя в образе Своём, подобии и сути в сотворённом Тобой мире.

      Господи, мир стал совершенным Храмом, и теперь многие спрашивают: отчего же Твоё творение так несовершенно?  Считающие себя мудрецами спрашивают: отчего же есть Зло и Смерть в Твоём мире?
      Но этот вопрос значит: отчего есть Ничто в Твоём мире?
      Не остался ли ещё один день творения?  Ведь мы, люди, не читали следующих страниц и не ведаем грядущего.

2. Д О Б Р О    И   З Л О

      Господи, Бог мой, почему Ты заповедал первочеловеку не брать от дерева познания добра и зла?
      Многие, считающие себя мудрецами, говорят, что само ведание, знание есть зло, и что знать зло – значит быть со злом.
      А не ведающий, что творит, не творит зла.
      И хищник губит душу живую, без зла.
      Но услышите вопль боли жертвы и узрите оскал Небытия над ней.
      Ты дал человеку разум и надежду.
      Первочеловек не знал веры, потому что знал Тебя.
      Адам и Ева оставили каждому знание добра и зла, но кого спасло это знание само по себе?
      Ты дал человеку разум не для неведения, а для преодоления Небытия.

      Но одни плоды необходимо съесть, чтобы взять семя и посеять его.
      Другие же плоды не даны в пищу: нужно ли знать вкус яда?
      Мы до сих пор не понимаем, что же плохого в том, чтобы просто знать, что такое – плохо.

       Мы не поняли самого главного.
       Наш праотец пренебрёг более важным, или более первым, деревом –
деревом  п о н и м а н и я    добра и зла.
       И мы можем видеть, что простое знание добра и зла оборачивается соблазном судить, что есть бОльшее зло, а это всегда в конечном счёте есть оправдание зла.
       Спрашивал же Змей: сказал ли Бог: не ешьте ни от какого дерева?  И говорил Змей: нет, не умрёте, различив добро и зло
       Небытие стало ложью, а мы иногда снисходительны ко лжи, удивляясь горестям своим, но и не думая винить ложь свою.   
       Небытие обрушило всю свою силу на бессмертие, которое попрало его.
       Змей явился в центре Эдема и бессмертие было поколеблено.
       Человек выбрал и провёл черту, разделяющую плоть и душу.
       Адам и Ева стояли посреди увядающего сада, дух которого возносился древом жизни и ангелом у врат с мечом огненным.
       И тело было оставлено мукам и пустоте, но оставлена была надежда на воскрешение тем, кто сохранит свою бессмертную душу.
       Адам и Ева смотрели, как открывается на месте сада целина со злой травой, среди которой им предстояло отыскать единственный колосок злака.
       Спрашивают: отчего Ты, Господи, не призрел бедного дара Каина?  Зачем сказал адамову первенцу: если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, и он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним.
       Ведь не оттого, что дар он нёс, и не оттого, что дар был беден?
       Слова Твои – то, что узрел Ты в сердце его ещё до дел его.
       В сердце Каина поселилась пустота.
       Люди, знавшие Тебя, а от рождения Еноса,  сына Сифа, начавшие  призывать имя Твое, всё дальше уходили от рая.
       И увидел Ты, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время.
       Господи!  Нам ли, несчастным, не знать этого и ныне?
       Ты раскаялся, что воздвигнутая на куполе Храма бессмертная душа обременена пустотой.
       Но что Ты мог создать иного в шестой день творения, чтобы остановить пустоту?
       Человек оставил Тебя, а не Ты – человека, люди утонули в грехах своих, и лишь один спасся с именем Твоим, потому что в его душе осталась крупица бессмертия, и сказал Ты: помышления сердца человеческого – зло от юности его.
       Небытие не исчезло в потопе – от Хама и Вавилона, от Содома и Гоморры – и далее.


3. С О М Н Е Н И Е    И    В Е Р А

      Господи, узнали люди, что добро, а что зло, но запутались, и устыдились не пустоты, а наготы.
      Сын Твой не тех гнал из Храма, кто продавал свечи, но тех, кто совестью своей торговал в Храме и душу продавал, меняя нетленное на прах пустоты.
      Громче всех кричали имя Твое те, кому Ты мешал: быстрее росло их богатство, им казалось, что нет и выгоднее ничего, чем менять душу на драгоценности, да ещё уменьшая боли души.
      Во все времена были люди, говорящие: не верю!
      Но мы пережили времена, когда пустые души открыто пренебрегли именем Твоим, и воцарствовал Зверь.
      И сегодня в чистых сердцах мы видим язвы пустоты, и есть страдающие и не знающие, как уверовать.
      Лживые ненавидят разум, потому что разум видит ложь.  Они уверяют, защищая будто бы веру, что разум враждебен вере.
      Пренебрегают Духом Твоим и Словом Твоим!
      Ибо сказал Ты, что не следует выдавать за веру глупость и безумие.
      Чистое сердце!  Произнеси слово «вера» и усмотри, что вера – одно из чувств человека, царица большой семьи чувств: уверенности, недоверчивости, достоверности, вероятности и других.
      И отсутствие веры, если её в самом деле нет – это вид безумия.  И не просто доказать тебе, чистое сердце, что в тебе на самом деле нет веры!
      Веру не приобретают в лавке, не вживляют в больнице, и даже не обретают в Храме.  Её находят в душе собственной, когда перестают слушать пустоту.
      Даже отъявленный злодей, ещё посмеиваясь над чем-то в себе, и для забавы сделав доброе, может вновь обрести утраченную уже бессмертную душу, когда не приложит сил истребить хрупкий росток добра – ведь даже крупица сущего бесконечно весомее всей пустоты.
      Чистое сердце ищет по ложному следу: сказав себе – хочу увидеть глазами то, что невидимо, услышать ушами то, что неслышимо, человек, увидя, говорит: да нет же, раз я вижу – это другое!
      Представив себе глупость, он говорит себе: да ведь это же глупость!
      Чистое сердце!  Спроси себя: а что не глупость?
      Сказка!  В ней больше правды, чем в тысячах свидетельств.
      Истина сказки – в том, что существенны для человека не те вещи, которые можно пощупать, а те, что нетленны – верность, улыбка, доброта.  То, что нельзя продать, а при дарении только умножается в дарителе.  Но продолжают спрашивать: где то место на земле, которого нет на земле?  Где в нашем мире потустороннее?
      Но чистым сердцем увидят мир нетленного в нашем мире.
      Круг совести пересечён крестом, и центр его – Ты, Господи, и вольно скептику говорить: нет этого.  В самом деле, Ты – не то, что можно потрогать, а после сказать: так это же просто вещь!
      Но чья это совесть?  Того человека?  Всех людей?
      А слово, произнесённое человеком – оно принадлежит ли ему?
      Когда говорят, что душа летит, забывают, что у души нет ни вида, ни веса, ни пространства; она не форма плоти.  Душа не размещается в теле, но соединяет его с нетленным миром.
 
***