Серый квадрат

Виктор Светозарский
Даю себе полный отчёт в том, что данный текст может вызвать много негатива в мой адрес у любителей искусства Малевича. Да, я никак не воспринимаю ни авангардистов, ни абстракционистов и прочих "истов", но хочу высказать свою точку зрения по поводу квадратов, конкретно: чёрного Малевича и серого моего. Нахальное сравнение - возможно. Спешу успокоить: о моём сером квадрате никто, кроме меня и ещё небольшой группы людей, не знает и не узнает....

Проживая в Питере, естественно, ходишь не только по его улицам или гуляешь в  прекрасных парках, но, и довольно часто, посещаешь музеи города. Особенно это приятно делать в осенне-зимний период.

Помните, раньше ходили не на спектакль, а на конкретного актёра или актрису, дабы посмотреть Их игру в том или ином спектакле. Вот и я в Русский музей иду на... Моя цель - одна единственная картина. Может кто-то, после этого, покрутит пальцем у виска и будет не совсем прав. Чтобы попасть к этой картине, надо, практически, обойти все залы, по которым иду неспеша, присаживаюсь на диванчики и подолгу рассматриваю шедевры русских и зарубежных живописцев. Кто бывал в Русском, тот знает, что в этих залах всегда много посетителей.

Дальше мой путь лежит, как раз, через галерею, где выставлены всевозможные "исты" по обе стороны. Проход посередине. Что бросается в глаза, когда попадаешь в эту часть? Почти полное отсутствие людей, хотя именно здесь находится "Чёрный квадрат" Малевича. Никого.

Лет двадцать назад была передача, где журналисты, в одном из ресторанов Москвы ( название ресторана не помню ), брали интервью у известных людей. Мне довелось посмотреть передачу с Ильёй Глазуновым. Журналист задаёт вопрос:
- Ваше отношение к искусству абстракционистов, авангардистов и, что Вы можете сказать про "Чёрный квадрат" Малевича?

Ответ, великого мастера современности, для меня был ожидаем. Он сказал примерно следующее, что есть категория людей, которые изо всех сил хотят стать художниками, но не дано, а очень хочется. Вот они и выдают свою мазню за великое искусство. Когда он начал говорить о Малевич, к столику подошёл официант. Поставив блюда на стол, собрался уходить, но Глазунов остановил его и задал вопрос:
- Молодой человек, Вы можете нарисовать чёрный квадрат?
- Да, - не задумываясь, ответил официант.
- Вот Вам и ответ, - обратился Глазунов к журналисту.

Я понимаю, что для кого-то И.Глазунов не авторитет и, как личность, никто. А Малевич всё! Это и есть классический вариант, когда насильно мил не будешь.

Однажды на глаза попалась статья, где автор также высказался о работе  "Чёрный квадрат". Много чего человек про себя нового узнал. Читал и другую, в которой автор повествует о том, как раньше сам не воспринимал творчество Малевича и его "Чёрный квадрат". Потом он прозрел, увидев всю глубину замысла художника и разнообразие цветовой гаммы. Не знаю почему, но этот материал отложился далеко в подсознании.

Прошло много лет. Снова Русский музей. Хотел быстро миновать галерею с "квадратом", как из глубин памяти всплыло "разнообразие цветовой гаммы". "Стоп! - скомандовал сам себе, - К Малевичу!" Диванчики и стульчики там не предусмотрены ( тоже показатель их "массовой любви", хотя это для избранных ). Пришлось стоять. А стоять решил до конца - пока истина не откроется. Минут тридцать таращился на "шедевр", меняя положение, углы, но ни глубины замысла, ни разнообразия цветовой гаммы мне так и не открылись. Очевидно, не дано! Это ведь учёные определили, что в квадрате есть и другие цвета. Я не обладаю рентгеновским зрением.

Как-то, любопытства ради, рассматривал другой "шедевр", автора не запомнил. Коль "шедевр", куда волочим? Правильно - в Русский. На холсте разные геометрические фигуры изображены. Слышал, что при просмотре таких "картин", необходимо включить на полную мощь воображение. Этим делом не страдаю. Включил! Только оно напрочь отказывалось представить задумку автора. Когда прочитал название картина - внутри всё похолодело и пришло осознание: почему воображение не включилось. Оно уберегло мою нервную систему от перегрузки. Не приведи Господь, не только представить, но встретить наяву! Надпись под "шедевром" гласила: Портрет женщины.

Я миновал галерею с "истами", ещё немного и, вот она - цель моего визита. Небольшое помещение. Напротив картины диванчик. Посетителей немного. С удовольствием сажусь и растворяюсь в картине А.И. Куинджи: "Лунная ночь над Днепром". Всё окружающее перестаёт существовать: есть я и этот шедевр! Я уже внутри картины. Слышу, как брехнёт во сне собака, шелест сухой травы, ветерок в кронах деревьев, чувствую движение реки, запах сена, молока и свежескошенной травы и всем своим существом ощущаю наше русское раздолье....

Кто-то скажет: там тоже, почти, всё чёрное и будет неправ - там жизнь, там всё живое, там всё, что мило нашему глазу и дорого нашему сердцу. "Чёрный квадрат" - мёртвый он для меня. Глядя на творение Куинджи, вспоминаю деревню отца в Нижегородской губернии, деревни Средней Азии и многочисленные деревни, в которых останавливались с друзьями во время походов.

Я не критик. Высказал свою точку зрения, плавно переходя к своей гордости, к моему "Серому квадрату".

Отцу, по большому счёту, это не надо было, но он не стал отказываться от земельного участка под городом Никольское, где Ижорскому заводу выделили места под дачи. Так мы стали счастливыми обладателями шести соток. Из вырубленной растительности на участке, построили небольшой домик, в котором был "предбанник", два самодельных топчана, обеденный столик, шкафчик для посуды и продуктов. Ветер не продувает, сверху на голову не капает. Что ещё надо для полного счастья?!

Входную дверь приобрели на свалке. Она находилась в хорошем техническом состоянии и со своей задачей справлялась успешно, только имела, малость, не презентабельный внешний вид. В один из выходных дней, работая на даче, решил её освежить. У меня осталось немного голубой краски. Дверь серая, значит расход будет минимальный, не надо красить на второй раз. Когда приступил к покраске внешней части двери, понял: не хватит. Тут-то и вспомнил про разные "живописные" квадраты....

Отец и жена долго смотрели на дверь.
- Виктор, а что это внизу посреди двери? - задался вопросом батя.
- Как что?! Серый квадрат! - с гордостью ответил я. - У Малевича "Чёрный", а у нас свой собственный - только серый!
- Зачем? - спросила жена.

Не надо искать глубинный смысл, разнообразия цветовой гаммы, ибо ни того, ни другого нет. Всё намного банальней - краски не хватило! Мой "шедевр" не был оценён по достоинству. Даже звания "Заслуженного художника СССР" не получил. Только я не в обиде!

                24.04.2021 г.