Об НЛП, манипулировании и прочем...

Снежко Александр
Интерес к НЛП (Нейро Лингвистическому Программированию) у меня появился довольно давно. Еще,  когда я обучался на факультете психологии, эта аббревиатура манила меня к себе не меньше, чем манит идущего в пустыне путника - колодец с водой. Но тот курс, который был предоставлен в университете на вечернем отделении,  кроме сожаления не вызвал ничего. Курс НЛП был  больше ознакомительным с «ненавязчивым» предложением продолжить обучение в коммерческой тренинговой группе. На тот момент такой возможности у меня не было. И вот, почти через восемь лет, я прошел-таки обучение на курсах НЛП-практик. И надо сказать - не разочаровался!
Еще бы, НЛП предстало передо мной в некоем концентрате знаний психологии, логики, кибернетики, философии, и просто - здравого смысла.

Так что же такое НЛП?


Вот, что говорит об НЛП Андрей Плигин - научный руководитель и ведущий тренер "Центра НЛП в Образовании": "НЛП — это область знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, разрабатывающая язык его описания, раскрывающая механизмы и способы моделирования опыта с целью совершенствования и передачи выявленных моделей другим людям. НЛП рассматривает как уровень практических инструментов, технологий, так и уровень духовности, развивая целостный подход в изучении опыта человека, исходя из единства разума, тела и духа. Самым первым названием НЛП было — «Метазнание», то есть знание о том, как устроены наши знания и опыт. Поэтому НЛП выросло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения. Поначалу оно было весьма эклектичным, но со временем НЛП приобрело мощную методологию, во многом основанную на работах Грегори Бэйтсона по экологии разума". (с)

Известно, что сферы применения НЛП давно вышли за рамки психологии, и ныне, наверное, проще сказать, в каких сферах человеческой деятельности оно не применяется, чем перечислить области его применения.

Еще бы, ведь одна из задач НЛП - это моделирование и совершенствование  опыта успешных людей, и передача этих моделей другим людям. Одна из базовых прессупозиций (аксиоматических убеждений) так и звучит: "Если хотя бы один человек умеет делать что-либо эффективно, то этому могут научиться другие".
Согласитесь, звучит очень оптимистично, ведь из этого следует, что каждый, кто пожелает, может быть успешным. А успех важен в любой сфере.
Лично меня, НЛП, очаровало эффективностью техник. В процессе обучения, я познакомился с такой техникой работы с негативными воспоминаниями, как коллапс якорей. Будучи примерным студентом, и зная, что теория без практики мертва,  изыскал возможность её применения. Благо, рядом оказался человек, к ситуации которого эта техника подходила как нельзя кстати:

Молодая женщина 30 - ти лет, у которой остались очень негативные воспоминания связанные с детским садиком. Дело в том, что в её далеком прошлом, в  детском садике,  практиковался такой процесс воспитания, как складирование обмоченных детских колготок в шкафчик для переодевания. И, по всей видимости, вечером, когда приходили родители начинался процесс экзекуции. Благодаря этому остался четкий  негативный отпечаток о всем том, что может быть связано с детскими шкафчиками. И уже в зрелом возрасте, само воспоминание об этих шкафчиках,  и сопутствующем запахе, вызывало рвотный рефлекс. А память об этом могло вызвать, что угодно: от запахов в детской поликлинике, до шкафчиков, коих попадается множество в детских учреждениях.
Надо сказать, что эта молодая женщина по образованию психолог, и посещала множество терапевтических и обучающих групп разных направлений практической психологии. Данные воспоминания пыталась нейтрализовать при помощи как арт-терапии, так психодрамы, но ничего не помогло.
Так вот, я и предложил ей поработать с этим, используя НЛП. Эффект превзошел все ожидания: техника, исполнение которой заняло не более пяти минут, напрочь стерла эти неприятные переживания. Конечно же, я почти почувствовал себя магом:).

Посему, на критику НЛП, у меня появилась стойкая прививка.  А критики на самом деле очень много, она представлена двумя группами оппонентов: первая группа признает действие методов НЛП на психику и поведение человека, но считает, что в этом действии и кроется основная опасность, само название теории, по их мнению, уже включает "опасный" компонент — программирование. НЛП с его якорями и разрывами шаблона, с его проникновением в бессознательное человека является близким родственником гипноза (на котором он, в частности, основан). В гипнотическом состоянии человек беспомощен, контроль сознания отсутствует, а бессознательному можно внушить все, что угодно.
Хочется возразить этому утверждению, согласно учению И.П. Павлова: «Гипноз — это узко локализованный сон, следовательно, не вся кора охвачена процессом торможения,— одни участки находятся в возбужденном состоянии и способны функционировать, в то время как другие заторможены, выключены и не могут внести необходимых коррективов. При гипнотическом сне отнюдь не вся кора головного мозга охвачена процессом торможения. Та ограниченная область звукового анализатора (орган слуха) в коре, которая связана с восприятием голоса гипнотизера и его внушений, продолжает действовать, сохраняется так называемый «сторожевой очаг возбуждения». Наличие этого сторожевого очага дает возможность сохранения особой связи между загипнотизированным и гипнотизером — так называемого «раппорта». В явлениях этого своеобразного «раппорта» в гипнотическом состоянии нет ничего особенного, необычного. Сторожевой очаг нередко бывает даже при особых условиях и в обычном сне. Например, солдаты на фронте после длительных боев, будучи крайне утомленными, спят и не слышат сильных посторонних шумов, звуков, разрывов снарядов, но стоит раздаться словам команды командира, произнесенным даже шепотом, и они тотчас же просыпаются, так как в слуховом анализаторе коры головного мозга у них оставался изолированный «сторожевой очаг возбуждения», воспринимающий слова команды, исходящие от офицера.
В другом случае общеизвестен факт, когда мать, утомленная бессонными ночами у постели больного ребенка, задремала на несколько минут и не слышит громких звуков, шумов, пения в соседней квартире, музыки, но стоит только чуть заплакать ее больному ребенку, как она немедленно просыпается, так как в ее коре сохранился очаг возбуждения, сохраняющий ее связь, своеобразный «раппорт» между матерью и ребенком». (с)
Здесь становятся понятными утверждения исследователей гипноза, о том, что внушить человеку что-то опасное, или не соответствующее его нравственным ценностям, практически невозможно, так как мгновенное возбуждение сторожевого очага активизирует заторможенные в процессе гипноза отделы  коры головного мозга и человек  выходит из состояния транса.Получается, НЛП приравняли к открытию ядерной физики — и полезно, и опасно. Снова хочется возразить:  и кухонный нож  тоже является очень опасным оружием, ведь, как утверждает статистика, огромное количество бытового насилия совершается именно с помощью этой кухонной утвари. Так стоит ли бояться кухонных ножей?
Вторая группа оппонентов НЛП сомневается уже в самом воздействии этого метода на поведение людей. Свою позицию они объясняют тем, что методы в НЛП слишком универсальны, созданы для общего применения, а ведь каждый человек представляет собой уникальный, присущий только ему, набор свойств личности. Учет модальности другого человека — поверхностный подход, полагают оппоненты.
И, конечно же в числе лидеров: НЛП - учит манипулированию людьми. Как утверждают тренеры НЛП: около 70% студентов курса НЛП приходят обучиться манипулированию или же противостоять ему.
Из своего опыта могу сказать -  на курсах НЛП манипулировать  людьми меня не учили. Учили приемам эффективной коммуникации, учили более глубокому пониманию других людей, умению достигать желаемых целей. И так же, распознанию манипуляций и эффективному противостоянию им.

И за это хочется сказать НЛП:  Спасибо!

© Снежко Александр
Психолог, консультант
г. Алматы, 2014 г.