поэзия и понимание. наброски поэзии Очарования - 9

Август Май
поэзия и понимание. наброски поэзии Очарования
05:45
Публикация номер - 9039

при том, что всем ясно, что поэтическое восприятие есть нечто не просто обычное понимание некого речевого фрагмента, текста, а получение впечатления, обязательность чувственного окраса, в том числе и в такой казалось бы "неэмоцинальной" сфере, как критика, гражданская лирика - наши заботы о правильном стихосложения, о счёте слогов и подборе рифм практически всегда формальны, - правильно складывать стихи просто надо, а для чего - это подразумевается - просто, но никогда никто не убеждает, не аргументирует: что сделанный правильно стих воздействует на читателя, а стих с ошибками - нет, потому-то и потому-то - само собой разумеется, что если слоги посчитаны по правилам - текст будет воздействовать на читателя верно, а если рифма дурная - читатель останется без впечатления или получит впечатление не то.

но все точно так же ясно понимают, что это слишком прямолинейный подход, и подразумевают наличие некоторой принципиальной  необъяснимости, совершенно не связанной со строением текста мистической гениальности автора - текст принципиально не содержит формальных элементов воздействия на читателя, поэт настоящий как-то "помимо" текста воздействует на читателя.
в самом деле, отчасти поэт воздействует на читателя именно не читаемым стихотворением, а своим авторитетом, обыкновенно - устоявшимся, утвердившимся - старшие могут вспомнить шестидесятые годы, когда ряд поэтов упоминалься вскользь, как явно плохие - есенин, пастернак, ахматова, - да ещё куча имён, сегодня фаворитов - а объявлялись великими такие, о которых сегодня даже не шутят - Демьян Бедный, Безыменский, Прокофьев... Смеляков... Причём, эти имена ещё формально не исключены из Панпоэтикона Русской Поэзии, ещё есть много приверженцев авторитетов Дементьева, Асадова и прочих советских деятелей, откровенно давивших с отрядом теоретиков и критиков тех, кто сегодня считается безусловными поэтами - здесь хороший пример - Высоцкий - которого в семидесятые робкие, закулисные попытки назвать хотя бы тихонечко поэтом встречали вялые, но категорическое отмахивания типа "даже разговоров, что Высоцкий - поэт, быть не может".
И те, кто тогда (и еще минимум десятилетие после смерти Высоцкого) явно поэзию Высоцкого не включал в список признанного - легко переключились  на восхваление, признание этой поэзии, как и на признание тех поэтов, которые замалчивались много десятилетий - сегодня царствует некая вальяжная картина "толерантности", как и вообще в нашей истории, когда "объективно" предлагается "примирить палачей и жертв, якобы для того, чтобы народ не был расколот, будто оправдание палачей способствует этому.
в русской поэзии эта традиция удержать соцреалистов рядом с гонимыми и уничтоженными поэтами, когда "трогательно" говорится о страданиях всех коньюнктурщиков, недополучивших от власти регалий и привилегий, даже ругаемых властями - а власти наши любили даже своих палачей расстреливать невзирая на их заслуги - что ж говорить о беспринципных литераторах, которые могли так же легко быть репрессированными, как и настоящие поэты - ну, не так легко, но уж достаточно для нынешнего их удержания - пример - тот же Фадеев, которого заслуги перед партией и в участии гонений на великих русских поэтов того времени не спасли от трагического финала.

попытка удержать в Панпоэтиконе тех, кто был замалчиваем за свое творчество, с теми, кто если и наказывался - то за обычные интриги внутри мерзкой системы, не слишком благодарной к своим верным прихлебателям - ведёт сегодня к такой картине русской поэзии, которая способствует утверждению в её номенклатуре совершенно разных стихотворцев, как в литературе - литераторов - и безусловно высоких, и совершенно коньюнктурных (и здесь любое имя успешного поэта невозможно точно определить - это попса или истинная поэзия) лишая и читателя, и рядового автора принципиальных ориентиров - вот почему тщательное перемешивание ничтожеств и гениев сегодня есть оснава политики, - системе необходимо, чтобы народ воспринимал призывы гениев к свободе, правде, истине, добру - точно так же, как кривляния, притворства, подспудное насаждение дурного, раболепияя, покорности власти - как нечто, что нужно воспринимать совершенно равнодушно.

равнодушие в восприятии литературы - вот что реально добивается традиция "объективности", как в массовой индустрии развлечения, начиная с песни и заканчивая фильмами.

иллюзорная демонстрация различения добра и зла в попсе - это лишь внушение массам некритического отношения к действительности и требование признания за соответствующими интстанцияии права навязывать толпе правила различения "добра" и "зла".

      28 мая 2021 года примерно 06:33

***