***

Артэм Григоренц
                ЧИТАЯ СТИХИ –
            ЧТО ИЛИ КАК ПИШЕТ АВТОР?
 
 Получил в подарок сборник стихотворений. Твердый переплёт, бумага высококачественная, немало иллюстраций. Дома, впопыхах, выложил на стол. Утром поспешил по своим делам, вечером, полностью вырубленный, уснул… И так несколько дней. Потом дочка проделала уборку, сборник перекочевал на полку, переполненную другими книгами. С глаз долой и из памяти вон… А когда даритель поинтересовался моим мнением о книге, стало крайне неловко. К счастью, книга «Валькирия» быстро нашлась. Автор Армен Кечиян. Интересно, что побудило автора так назвать книгу? Валькирия – героиня скандинавской мифологии, над полем битвы реющая на крылатом коне. Одной ей известно, кого она выберет из павших в бою, чтоб взять в Небесный дворец,чтоб тот продолжал свои подвиги. (В свете недавней кровавой эпопеи в Карабахе весьма актуальный образ!)Невольно в ушах прозвучали напряженные басовые ноты вместе с громом литавр в увертуюре одноименной оперы Вагнера… Но и в этой поэме не менее обострённо представлен образ сияющей доспехами девы-воительницы Ринградт – одной из дочерей верховного бога Одина, привекающая воинов в свои небесные палаты...
 Стихотворение «Посвящение» на первой странице навело на мысль: «автор приверженец восточно-романтической аллегории» Носит в душе искорку огня Саят-Новы. Неужели и дальше всё в этом же духе?..
 Не знаю, когда Армен "заболел" стихами, подростком или гораздо позже? Стихи написанные в любом возрасте могут выглядеть умно или несуразно-наивно. Важно что хочет сказать автор и форма, в которой высказано взволновавшее его. Желание  писать стихи нередко возникает после неординарного события: сильное очарование и любовь, возможно и разочарование, измена, крушение надежд, неожиданная потеря близкого…
 Своё первое стихотворение лично я написал почти в сорок лет, после того, как азартно заявил знакомому редактором, что сумею написать не хуже некоего признанный в нашем городе поэта-модерниста. Прочитав мои перлы, редактор пожал мне руку, посоветовал продолжать в том же духе. Вот я и стал изредка писать в разных стилях. Однако поэтом себя не считаю. А ещё признаюсь, однажды, на старости лет, меня ударил бес в ребро, и я с любовным порывом гимназиста к  написал мадригал. Та мудро отрезвила меня. Так, что и этот жизненный этап, хоть и с опозданием, уже пройден.
 Теперь снова о сборнике А. Кечияна. В следующем стихотворении опять лирично-сентиментальный перепев. Дотошный читатель, заметивший некую «блошку» тут же спешит заглянуть на последнюю страницу, узнать имя редактора. И если такой не указан и поругать некого, самодовольно усмехнётся: «Ну что взять с любителя-саморедактоа?
 Гордая женщина трудится каторжно,
 Мужа уж нет, разбежались давно…
 Как видно, «разбежались» дети гордой женщины. Однако…
 Или: «След неровный утомлённо вглубь ведёт…»
 Наречие «утомлённо» использовал всего только для нужного количества слогов в строке. Наверно было бы чуть лучше: «След неровен, и петляя вглубь ведёт…» Так, кажется, образнее.
 Кто-то поморщится: «Не надо быть дотошным. Сам Пушкин сказал: «Поэзия должна быть немного глуповата». Ахматова согласна с этим, но только если сам поэт не дурак. Тут ни в коей мере не перевожу стрелку на Армена. К слову пришлось.
  Дальше в книге описана природная стихия с мистическими оттенками: бешеным буйством урагана или тёплой нежностью ласкового ветерка… Следующее стихотворение посвящено Камню – творению природы. Оружие и орудие труда человека на протяжении всего каменного века, позже, строительный материал, которым воздвигнуты  некоторые чудеса света. «Камнями шеи украшали» – напоминает автор своему читателю… Он мыслит, рассуждает, аргументирует, пожалуй, шире, чем упомянутые им ашуги и их европейские коллеги: английские менестрели и французские трубадуры.  И те пели о вечных ценностях, устройстве мира... Свободе посвящено отдельное стихотворение. Убеждаюсь, что автор тяготеет к философской лирике, с раздумьями о смысле жизни и всего, с чем напрямую или косвенно связана человеческая жизнь…
 Как-то знакомая домохозяйка, уже имея внуков, призналась на своём творческом вечере: «Я посвящаю стихи только маме и Родине. Остальные темы меня не волнуют!»
  Муза приходит к Армену Кечияну в гораздо разных ипостасях. Впечатлило стихотворение о затравленном волке. Пусть и кровожадный хищник, но все-таки вызывает к себе уважения.Немало строк автор посвятил исторической теме. Вот, описанный им портрет древнего монгольского воина в его боевой амуниции. Ему подобные подмяли под собой Русь и долго держали в своей зависимости… Однако ничто не вечно под Луной. Батальные сцены описаны автором и в библейских пустынях Палестины, Вавилона; в перипетиях Юлия Цезаря и царя Соломона… Автора вдохновили и подвиги могиканина Чингачгука – мудрого, благородного и храбрый воина, которого уважают друзья и боялись враги. 
 А вот, образа и судьба Баязида – сына турецкого султана; представлены ещё шире, нежели в сухом тексте Википедии. 
 Какова же миссия того, кто написал и издал все эти стихотворения, зачем это было ему нужно? Вопрос риторический! Однако автор вовсе не обязан отчитываться. Читатель сам должен задуматься над этим. Было ли ему интересно вникать в каждую строку стихотворений? Насколько оценил его усилия? Всё, о чём пишут авторы в художественной литературе, как правило, так или иначе затронуто уже давным-давно и другими поэтами и писателями.  Но если писать даже о самом пустячном и тривиальном, важно Как это показать – оригинально, интересно, захватывающе или это грамотному читателю представится пошлым, вульгарным, жеманно-фальшивым. К счастью, Армен Кечиян сумел убедтьб меня в том, что он не напрасно издал эту книгу. Это большой плюс в его пользу!

          Артэм Григоренц.