Ma tant

Татьяна 112
ЛЮБИМЫЕ МОИ. Небольшое эссе для вас.

«MA TANTE»

Маленькая старушка в белых кружевах гладит меня по голове, по-французски приветствуя, и я ответно говорю: «Бон жур, ма тант». Такие встречи - одно из ярких воспоминаний моего детства. Это моя тётушка, точнее, двоюродная бабушка - Александра Ларионовна, в юности Аликс, потомок рода Бецких. Образец женской верности и преданности, она пронесла свою любовь к единственному мужчине через годы, революции и войны.

Аликс и Ники познакомились во французском Грассе, и любовь сразила обоих вмиг. Тётушка часто вспоминала изумительные белые облака над садом Монфлёри и улыбку вечерней луны в кружеве барашков в день их знакомства с Николаем. Вспоминала летние кафешантаны, музыку из радиоприёмников, фокстрот и джаз. Их, в предвкушении свадьбы..

А ещё вспоминала непрерывный мягкий снег; снег, в день последнего их земного свидания. Известие о Первой мировой войне. Бело сереющее небо, и их глаза, поднятые вверх, к Создателю, в немой молитве о непременной будущей встрече. Невозможность разжать руки друг друга. Невозможность сказать последнее «прощай».. Вспоминала, как в это последнее свидание смешивались их поцелуи, снег и слёзы. До последнего вздоха помнила, как ее жених прыгнул в военный фургон, а она, окаменевшая от горя, всё глядела, как с неба на землю плавно, плавно текла белизна белых мух, белых хлопьев...

Убили его - какое странное слово! - в Николин день, в день его именин, где-то под Восточной Пруссией, и родные боялись ей сказать об этом. Но о несчастье Аликс узнала всё равно, и последовавшая за тем многодневная горячка и беспамятство чуть не окончились печально и для неё.

Но милосердный Господь оставил Аликс среди живых. Оставил, чтобы она весь свой век любила и оплакивала своего незабвенного Николеньку, отказываясь от многочисленных предложений руки и сердца, отказываясь от счастья материнства.

Верю, что Аликс и Ники встретились на небесах. Когда в Троицу я прихожу на Богословское кладбище и дотрагиваюсь рукой до белого мраморного креста, всегда говорю: «Бон жур, ма тант». И со старинной фотографии мне ласково улыбается белоснежная старушка.

Моя двоюродная бабушка. Аликс. Александра Ларионовна Бецкая. Ma tante..