Философия любви Уолта Уитмена

Натали Пахомова
 
( Знаменитый американский поэт родился 31 мая 1819 года) 
«ЛИСТЬЯ ТРАВЫ» - сборник из двенадцати стихотворений и поэм. Тридцатишестилетний поэт собственноручно набрал его и напечатал в бруклинской типографии. Их оценил лишь Эмерсон. Книга долго ждала читательского признания, но впоследствии - еще при жизни Уитмена она выдержала восемь изданий.
«Песня о себе»,поэма, занявшая почти половину тоненькой книжки в 95 страниц — это не гимн своему эго. Это гимн единству всего сущего:
«... что я принимаю, примете вы, Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам». Поэт чувствует свою неразрывную связь со стихиями, с землей, на которой он вырос, с людьми (для него они — братья и сестры). Главное для него - непосредственное восприятие жизни - «говорить невозбранно с первобытною силою». В каждом из нас запечатлен опыт прошлого, каждый - вершина достижений развития огромного мира от изначального огромного Ничто до минуты настоящего.
«Долго трудилась Вселенная, чтобы создать меня..’ Вихри миров, кружась, носили мою колыбель, сами звезды уступали мне место, вращаясь в своих кругах».
Зачем же тогда академические догматы и школы, когда в самом человеке сосредоточено все знание о мире, нужно только прислушаться к себе, ощутить себя частью огромной жизни. « Сбросить одежды» - буквально и метафорически - одежды условностей, и стать самим собою. Все знание заключено в касании рук, «в игре тени и света в деревьях, когда колышутся гибкие ветки».
« Глазом увидеть стручок гороха - это превосходит всю мудрость веков». Главный источник познания - ты сам. Не нужно брать все явления мира «из вторых или, третьих рук», «смотреть глазами давно умерших или питавшихся книжными призраками». Отсчет познания нужно вести от настоящей минуты, так как только то, что происходит сейчас - верно и имеет ценность.
Поэт не говорит о начале и конце, так как в беспредельности развития нет ни того, ни другого: «... вечно стремление Вселенной рождать и рождать, Вечно плодородное движение мира». Каждый настоящий момент жизни не похож на предыдущий, он ценен именно своей неповторимостью.
Никогда не было еще таких
зачатий, как теперь,
Ни такой юности, ни такой
старости, как теперь,
Никогда не будет таких
совершенств, как теперь,
Ни такого рая, ни такого ада,
как теперь.
Все последующее - это итог предыдущего. И все равноценно.« То, что заняло свое место и время, таково же, как и все остальное».
Не бывает лучшего и худшего, все в мире имеет право на существование. « Все вещи в ладу и согласии» и нет нужды разделять их на более важные и менее важные, приклеивать им ярлыки и определять ценность с точки зрения земного рассудка, который привык все классифицировать и раскладывать по полочкам. Душа и тело - тоже равнозначны и ни одно из них не должно унижаться перед другим.
«Пока люди спорят, я молчу, иду купаться и восхищаться собой». Радость бытия и восторг от непосредственного прикосновения к жизни, благодарность миру за радостные мгновения - вот философия Уитмена. У него нет претензии ни к кому, только принятие мира - целиком и полностью. Его сознание вмещает разнообразные проявления жизни и находит всему свое место. Он признает красное, желтое, белое, что играет в нем, все краски мира - его богатство и все имеют свое значение. «Основа всего сущего - любовь...»,« И тот, кто идет без любви хоть минуту, на похороны свои он идет, завернутый в собственный саван». А любовь - это всевмещение, это ощущение родства со всем сущим, которое и есть ты. И тогда - мужчины, когда бы они ни родились - братья, а все женщины - сестры и любовницы. Его ощущение единства таково, что поэт умирает вместе с умирающими и рождается «вместе с только что обмытым младенцем». А эта фраза, которая облетела мир: "я весь не вмещаюсь между башмаками « шляпой», которую, конечно же, нельзя понимать буквально! Человек — это не только его тело. Я поэта - его душа - простирается за пределы привычной осязаемости. Она не участвует в той суете и маете, которая сопровождает нас в обыденной жизни: близкие, обязанности разного рода, старые и новые писатели, открытия века. «Я» следит за игрою - миром следствия - и удивляется ей.
Многомерность и многозначность мира заключена во всех явлениях жизни - природных и общественных. Для каждого из нас одно и то же явление или предмет обладают своей семантической наполненностью; вызывая определенные ассоциации, связывают собою явления казалось бы, разного порядка, которые по своей сути - одно. Поэтическое видение мира как раз и предполагает прослеживание внутренних взаимосвязей единого процесса жизни. Одна и та же зеленая трава несет в себе бесчисленное количество смыслов. Одновременно она - и цвет надежды, символ младенчества и детства, и язык могил. Она связывает жизнь и смерть, два понятия, которые разделились в человеческом понимании, но представляют собою две стороны одного и того же великого течения космического бытия. В смерти одного заключается начало жизни другого.
И малейший росток
есть свидетельство того,
что смерти на деле нет,
А если она и была, она вела
за собою жизнь,...
Все идет вперед и вперед, ничто не погибает.
(с)

Фото автора