Жемчужины детства. Весiлля

Светланка Шишкина
     "Просили мама, просили тато і я прошу: приходьте до нас на  хліб, на сіль, на наше весілля", - я так много раз слышала это в детстве, что невольно запомнила.
  Я неспроста употребила в названии украинское слово, потому что свадьба - она и есть свадьба, а слово "весілля" переводится как "веселье, радость" Нет таких свадеб сейчас и уже никогда не будет. Ресторан, полупьяный тамада, развлекающий таких же полупьяных гостей пошлыми шутками или просто пьянка, так, чтобы "в стельку".
  Мне повезло, очень повезло.  Я ещё не слишком старая, но живу много лет и имела счастье застать настоящие украинские свадьбы.  Те самые весілля, которые сегодня превратились в обыкновенные пьянки. Но давайте по-порядку.
   Всё начиналось задолго до самой свадьбы - со сватовства.  Это был целый спектакль со специальными приговорками, которые знали все.  Проговорив всё, что нужно было проговорить, сваты и родители невесты ударяли по рукам и обязательно выпивали за счастье молодых. Потом   несколько дней приглашали гостей.  Да, да, не по телефону, не СМС-ками, а ходили ножками из дому в дом, даже просто передать приглашение считалось неприличным и обидным. Жених ходил приглашать со своим свидетелем, которого на Украине называли "старший дружба" своих гостей, невеста со свидетельницей  - "старшей дружкой" своих. Это было зрелище для всего нашего маленького городка - по улицам шли две статные красавицы в украинских костюмах, на голове - венки с лентами, в руках дружки - сумка. Все провожали их взглядами и улыбками - народ тогда был у нас небогатый, но щедрый и дружелюбный. Как ярко в памяти звучит бабушкин голос: "Светуля! Светуля! Иди скорее - приглашать пришли" и я бегу стремглав, а невеста с дружкой ждут меня, малую. Низко в пол кланяются, с улыбкой  и немного стесняясь, невеста просит: "Просили мама, просили тато і я прошу: приходьте до нас на  хліб, на сіль, на наше весілля". Приняв пригласительную открытку, бабушка второпях ищет что-то небольшое и симпатичное. В ответ на приглашение по традиции надо было подарить невесте что-то из дома - на счастье. Сахарницу, чашку, полотенце, ложечку - что угодно, но чтобы это был предмет, употреблявшийся в доме.
      За несколько дней до свадьбы начинали строить шалаш. В многоэтажках - во дворах или между дворами, в частном секторе - прямо на улице и никто не обижался, что не проехать, объезжали, да и машин было не так много. Строили всем миром, как дом, прочно. Мужиками воздвигался деревянный каркас, туго обтягивался брезентом , внутри сколачивались длинные столы буквой "П". Потом за дело брались женщины. Все стены шалаша обязательно обвешивались коврами, их тоже собирали всем миром. Это не было понтами, так удобнее сидеть, облокачиваться спиной на ковёр. В центре - место для молодых - над над ним обязательно вешали большие вышитые рушники, а на рушниках - два переплетённых кольца - символ обручальных колец. Весь шалаш украшали зеленью, цветами, воздушными шарами, столы застилали клеёнкой или плотной тканью, лавки - обыкновенными дорожками, которые тоже собирали по всем соседям, стирали и сушили во дворе. Вы представляете себе эту пестроту, это изобилие ковров, зелени, цветов, воздушных шаров? А представляете, как это впечатляло нас, детей? Посмотреть шалаш прибегали дети со всей улицы, ведь каждый шалаш был неповторим.
    И вот наступает день свадьбы. Как я уже писала, машин тогда было не много, но даже если у жениха была машина, она отдыхала в гараже, а жених со своими гостями из своего дома шёл за невестой. Вели его под руку две девочки , сама соседа Ваню водила, когда подросла, в двух руках жениха - по караваю, это такой свадебный хлеб, впереди танцуют самые весёлые и выносливые, потому что танцуют всю дорогу - было дело, и я плясала в юности. За женихом - гости, за ними - оркестр. На первый день свадьбы всегда приглашали духовой оркестр и только на второй - ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). Музыка всегда была живая - не так уж часто люди женятся, чтобы под проигрыватель плясать. Кто-то из друзей жениха нёс "дерево" ("гілля") - символ жизни и надёжности.  Деревце или большую ветку украшали цветами и лентами. В деревнях его потом забрасывали на крышу дома невесты, в городке - ставили в какой-нибудь угол в квартире. Получить невесту было не так просто - девушки-дружки наряжавшие невесту, прятали её в дальней комнате и требовали выкупа.  Это был весёлый торг, игра, вместо невесты пытались подсунуть жениху комично одетую в невесту тётку, требовали гостей жениха разгадывать загадки и так далее. Не без труда выкупив свою невесту, жених вёл её в ЗАГС. Шли отдельно - жениха вели девочки, невесту - парни или дружки,  за ними - объединившиеся гости и оркестр, ну и конечно же, танцующие и разбрасывающие лепестки роз впереди. Иногда молодые ехали на украшенных машинах, но тоже по отдельности. Впрочем, мода на машины с куклами пришла позже.
  Самым неинтересным в обряде бракосочетания была регистрация брака. Как и  во всех Советских учреждениях, там было много формальности и скуки. Зато потом было массовое фотографирование молодоженов и их гостей и обратная дорога с танцами и музыкой - к столам. К приходу "свадьбы" столы уже были накрыты. Надо сказать, что готовить нанятые повара с помощницами начинали за неделю или, как минимум, за три дня до свадьбы. Сначала всякие холодцы, заливное, пряники - всё, что не портится, хранили еду на полках в подвалах, потом - сладости, тушеные блюда, в самом конце - салаты. Столы в буквальном смысле ломились от блюд, иногда не получалось найти место и тарелки ставили на края других тарелок. И начиналось веселье на два-три дня с множеством интересных игр и обрядов. Застолий было три, сладости подавали за последним столом, между застольями - песни и пляски. Да, тогда ещё пели народные и, в частности, свадебные песни - пели все - мужики и женщины, все знали слова песен. Сейчас в это трудно поверить. А отплясывали-то как - полька, вальс, "казачoк", "семь сорок", быстрые хороводные танцы, где все сплетались руками, все были вместе и не надо было искать и притягивать за уши какую-то "национальную идею", она была в том, что мы были не просто нацией, а народом - сплочённым, щедрым, добрым, сильным и весёлым. И никто не спрашивал, кто сидит или танцует рядом - русский, украинец или еврей. Это был общий праздник и общая радость.
   А во время застолий мы играли  - малышня старалась стащить с невесты туфельку, за которую полагался выкуп. Зять публично дарил тёще новые сапоги. Смеха было много - в знак повиновения зять должен был ЛИЧНО вымыть тёще ноги (бррррр...) и надеть сапоги. Тёща, разумеется, не давалась, "дружбам" с трудом удавалось её усадить на стул, потом на этом же стуле поднимали , пританцовывая и, представьте, на моей пямяти ни разу не уронили. А потом тёща отплясывала с зятем.  Были и другие игрища, а за последним столом, после сладкого разрезали с песнями каравай, подносили каждому гостю. А потом  торжественно, тоже с песнями, с невесты снимали фату и надевали на старшую дружку - чтобы вскоре тоже вышла замуж.  Жених должен был повязать на голову молодой жене платок, а она, как могла, сопротивлялась, как бы не желая расставаться с весёлой девичьей жизнью и превращаться в молодую хозяйку, на плечах которой будет держаться дом - на радость мужу и детям. А потом наступал праздник для нас, девчонок. Молодожены и гости выходили из шалаша на улицу и невеста перетанцовывала с каждой незамужней девочкой, надевая ей на голову фату, а потом старшая дружка дарила девочке на память яркую атласную ленту.  Ах, сколько раз я применяла на себя роль невесты, сколько раз танцевала в фате, сколько ленточек принесла в дом после многочисленных свадеб...
  Да разве же всё опишешь? И всё у нас было просто - и блюда незамысловатые, и сервировка не идеальная, и пили не шампанское, а вино и водку - шампанское полагалось только молодым, пившим его из связанных красной лентой фужеров.  Вы скажете, мы были простоваты? Наверное. А может, мы просто умели в полную силу работать и в полную силу веселиться? Умели радоваться чужому счастью, как своему?  Где и когда мы потеряли эту способность - от души веселиться на чужой свадьбе, от души плакать на чужих похоронах, с гордостью провожать соседей и друзей в армию, всем миром помогать , сносить на свадьбу ковры, тарелки, вилки, готовить со смехом и так же вместе помогать накрывать на столы и убирать со столов. Вы скажете, не надо? Любой, даже маленький ресторан сегодня может организовать свадьбу - с идеальной сервировкой и тамадой. Но куда делось то бесшабашное веселье, те игры и ритуалы? Наверное, им тесно в ресторане.
  А на следующий день веселье продолжалось. Еды оставалось много, гости всё те же (приезжие распределялись на ночлег по всем соседям и друзьям). Следующий день был днём смеха - две женщины комично одевались женихом и невестой и свадьба повторялась, но уже в виде фарса.
А потом , на третий день, самые стойкие гости снова доедали лакомства и пели в шалаше песни. И только потом, снова всем миром, шалаш разбирали. И нам, детям, было его жалко так же сильно, как выбрасывумую новогоднюю ёлку.
  Но молодёжи было много. Люди встречались, влюблялись , и вот уже снова идут по улицам статные красавицы в национальных костюмах и венках из цветов на головах, заходят в дома, низко кланяются и декламируют: "Просили мама, просили тато і ми просимо: приходьте до нас на  хліб, на сіль, на наше весілля"


                8.06.2021