глубоководный горизонт

Никита Буторов
Глава 1

Самый ужасный день в жизни начинается с кофе. По другому просто не может и быть. Ты только проснувшись, тащишь свое бренное тело на кухню, ставишь чайник, отыскиваешь кофе, чайник закипает и кружка покрывается парной истомой кипяченный воды в перемешку с кофейным порошком и сахаром. Довольный завершением одного из утренних ритуалов, ты неторопясь, естественно, чтоб не облиться горячим отваром, семеня, подходишь к столу и делаешь первый глоток. Официально новый день начался. Ты еще не знаешь что тебя ждет, есть только примерные наброски такие как сходить туда-то, купить-то, обязательно заехать к друзьям родственникам. Бац и все это рушится, становится не нужным, чем-то далеким. Все меняет один звонок. Именно так и случилось с моим апрельским утром 2010 года.
 
Примерно где-то на середине кружки раздался звонок. По Лос-анджелесскому времени было всего около 9 утра. Я как ни в чем не бывало снимаю трубку и слышу голос Мэта-начальника экологической службы Hyundai Heavy Industries:
-привет ... , ты слышал новости?
-нет, я только проснулся, что случилось?
-помнишь мы принимали в эксплуатацию платформу в
Мексиканском заливе?
-ты про глубоководный горизонт?
-да точно. Мне только звонили из главно офиса, не медленно просят собрать весь экологический штаб кампании. На платформе произошла какая-то авария, нужно что бы мы оценили ущерб. Сможешь сегодня же вылетить?
-да, вроде как раз был рейс до майями на 11 утра, я успею на него и через 4 часа буду во Флориде. А что за авария?
-честно пока сам не знаю подробностей, но сомневаюсь что что-то серьезное. Когда прилетишь тебя встретит шофер и отвезет в порт.
-хорошо, до встречи.

На протяжении всего разговора у Мэта слегка вздрагивал голос, будто он чем-то шокирован, но в тот момент я не обратил на это никакого внимания. На платформах часто случались мелкие аварии, утечки, которые мы «аккуратно» приписывали к «не причиняющим вреда для экологии». Нам платили за это не плохие деньги, да и реального вреда такие мелочи не представляли, так что все были довольны.

Допив свой кофе, я позвонил в аэропорт и забронировал билеты, после чего пошел собираться в поездку. К 10 часам утра я уже ехал в такси в направлении аэропорта предвкушая душнату  среднего класса боинга-743. Я не навидел этот рейс, потому что, казалось будто пол мира летят на нем. Ей богу яблоку не где упасть и постоянные оры детей и людей боящихся летать. Но иного выбора нет, либо так, либо 7 часов в еще более мерзкой обстановке поезде через всю страну.

В 2010 в самолетах еще разрешалось курить. Только это спасало мое эмоциональное состояние. За 4 часа полета я скурил целую пачку желтого кэмола. Скурил бы половину, просто чтобы перебить отвратительный запах самолёта, если бы не женщина сзади меня со своим мужом, которые всю дорогу ругались из-за какой-то мелочи.

В 15:23 по Лос-Анжделесскому времени и в 18:25 по Флоридскому я уже был в международном аэропорте Майями. Как и сказал Мэт водитель уже меня ждал.
-извините, вы случайно не знаете что случилось на «глубоководном горизонте»?- уже в дороги поинтересовался я у водителя.
-вы про нефтяную платформу?
-да.
-толком нет, вроде там случился пожар.
-сильный?
-ну в новостях ничего не говорили так что наверное нет.
-понятно.

В порту меня ждал мой коллега, гер Гюнтер Шварц-типичный педантичный немец. Неплохой дельный парень, но не очень разговорчивый. Хотя скорее его модно назвать тем человеком, который открывает свой рот только тогда, когда это нужно. Знаете не тратит по напрасну запас слов. 
-привет Гюнтер, хоть Мэт и сказал что собирают всех, но я не думал что даже тебя вытащат из Канады.
-знаешь я сам удивлен таким решением.
-похоже брехня это все про маленькую аварию, раз тебя выписали. Наверняка дело пахнет жаренным.
-надеюсь что не брехня. Ты же сам знаешь про течение и подземную активность. Если там дело дрянь, то хлебнем мы говна будь здоров. Есть сигарета?
-держи. Думаешь все может быть настолько плохо?
-спасибо, думаю да.

Катер уже был готов к отправлению на платформу, но Скотт Прэт-еще один эколог из штата кампании, американец до мозга костей, в любом баре чего бы то не стоило отыщет дрянной виски и удавиться им лишь бы не предавать свои патриотические амбиции.,опаздывал. Пришлось задержаться на 20 минут и только после его появления мы уже двинули в сторону «глубоководного горизонта».

Глава 2

Мы практически прибыли к платформе, оставалось буквально пол километра. Именно тут мы и поняли что дело дрянь.  Сначала мы заметили свечение, очень яркое как от костра. Приближаясь все ближе мы отчетливо стали понимать что платформа горит. Но это была не единственная проблема. Чем ближе мы приближались, тем лодка медленнее шла вперед. Наш борт со всех сторон обступала нефть. Значит произошла утечка, что очень плохо.

Наконец мы добрались до платформы и это был сущий ад. «Глубоководный горизонт» был весь объят огнем, как и воды вокруг. Пламя словно прорывало саму суть мироздания, как будто вот-вот разорвет воздух. Пожарные корабли, что ходили вокруг платформы, безуспешно пытались тушить разбушевавшееся пламя. Огонь пожирал все. Его тепло ощущалась за 50 метров от платформы. Казалось что ты стоишь на кратере вот вот готового извергнуться вулкана.

Наш борт причалил к одному из кораблей что стоял чуть подаль от опасного места действия.   Видимо здесь расположился штаб по ликвидации аварии. Мы поднялись на палубу и нас тут же направили в одну из кают, где уже ожидал Мэт.

Как только мы зашли в маленькую коморку, целиком утопленную в табачном дыму, все стало максимально ясно. Остальные члены нашей команды были подавленны, их лица обычно всегда довольные были хмуры и серы. Видимо пожар и разлив лишь начало большой беды.
-наконец-то вы прибыли.
-что здесь творится Мэт? Ты же сказал небольшая авария, а тут настоящая катастрофа.
-я сам не знал что здесь твориться такое, пока не прибыл на место.
-что случилось?- спросил Гюнтер, всегда сохраняющий спокойствие.
-рабочие говорят произошел взрыв, из-за чего не знают. единственное что подтверждают все перед взрывом чувствовался странный запах.
-газ?-спросил Гюнтер?
-скорее всего.

Если взрыв произошел из-за утечки газа, значит что все ужасно. Обычно газ попадает на платформу в двух случаях, его завозит сама кампания для обогрева, либо не исправность в конструкции и газ выделился в ходе добычи нефти. Самый вероятный второй исход, из чего следует, что под платформой уже давно идет утечка нефти.
-разлив нефти продолжается?-уточнил Гюнтер.
-конечно продолжается. К платформе в притык невозможно подойти. Нефть так и будет сочиться в океан пока не потушат пожар. - сказал Оуэн Баст ( еще один наш эколог)
-дело дрянь. Вы знаете сколько примерно нефти уже в океане?
-много, очень много и с каждом часом ее все больше и больше.
-сколько длится пожар?-спросил я.
-практически сутки.-ответил Мэт.
-не может быть. За сутки об этом уже бы трубили все газеты.-возразил Скот.
-кампания пытается замять скандал. Совет директоров переполошил все свои связи, что бы и на милю не подпустить репортеров. Вы же знаете что вся местная верхушка сидит у них на зарплате. Поэтому пока здесь только наши силы.-подытожил Мэт.
-без пожарных штата и авиации тут не справишься. Если взрыв произошел из-за газа, то нужно не медля привлечь всех кого только можно. Нужна серьезная техника, пока не стало слишком поздно.-сказал я.
-скажи это большим шишкам в кабинете, а не нам. Они до последнего будут пытаться взять ситуацию под контроль.-сказал Лоренцо (последний член нашей группы)

У всех на лицах, кроме хмурости, застыл страх. Мы все понимали чего будет стоить такое промедление. А так же мы все знали, что причина по которой это все произошло лежит на нашей совести. Мы проводили экологическую проверку, мы дали разрешение курировали получение разрешения на добычу нефти, прекрасно зная о проблемах, но мы просто закрыли глаза.

Когда только платформа была введена в эксплуатацию, были некоторые проблемы с цементной подушкой на дне скважины. Вместо того, что бы потребовать исправления проблемы, мы под напором вышестоящих лиц подписали все бумаги, а теперь пожинаем плоды своей ошибки.

Первым повисшую тишину нарушил я:
-есть пострадавшие?
-15 человек пропали без вести, 17 ранены.- промолвил Лоренцо.
-паскудство.
-какой шанс что 15 пропавших живы?-уточнил Гюнтер.
-очень мал, взрыв произошел неожиданно. Пламя моментально объяло платформу.
-а зачем нас вызвали сейчас? В данный момент времени мы не можем определить масштаб катастрофы и экологический ущерб.-спросил Скот.
-начальство хочет чтоб мы замели следы. В главном офисе уже прорва юристов изучающих документы по которым может грозить уголовная ответственность. Мы же должны определить основную причину аварии вместе с инженерами, скрыть неисправности и попытаться свалить вину на некачественный материал.- сказал Мэт.
-отлично. От нас требуют совершить уголовное преступление-сказал я.
-мы и так уже его совершили, дав добро на введение в эксплуатацию. Если начнется суд, будь уверен, мы так или иначе окажемся на скамье подсудимых.

Страх, ненависть и отвращение к самому себе захлестнули меня. Как мы, как я умудрился допустить такое? Я знал о проблеме, я мог просто не подписать бумаги и всего бы этого не было. Не было бы нефти, расплывающейся с течением по океану, не было бы пожара и самое страшное не было бы погибших людей. Из-за своей неосторожности, своей глупости, я убил отнял жизни людей. И самое паскудное, теперь я должен это все замять, свалить вину на других, извиваться как паршивая змея, только бы спасти свою мерзкую никчемную  шкуру.

-хорошо, давайте посмотрим на чертеже.

Сказав это меня чуть не вывернуло. Остальные испытывали такие же чувства, но не набрались смелости сказать этого, ведь фактически как только мы начнем капаться в чертежах, то навсегда запачкаемся в дерьме, от которого невозможно отмыться.

Глава 3

-давайте поступим так: я Мэт и Гюнтер, изучим чертежи, поговорим с инженерами. Остальные же пока оценят экологическую обстановку. Рассчитайте сколько нефти вылилось, и еще выльется и куда это все унесет течение.

Все дали молчаливое согласие. Даже Мэт, обычно любящий показать то что он главный, просто сказал да. Приступив к делу фактически мы все признались самим себе, что все происходящее здесь наша вина. Мы все признались что мы виновны и что мы не готовы нести ответственность за содеянное.

Инженеры прибыли спустя час после нас. Начальство дало им точно такую же задачу: сделать так что бы кампания была не виновата.  Так что сговорились мы с ними быстро и приступили к изучению чертежей.

Главный изьян заключался в цементной подушке, крепящей нефтяную жилу. Изначально в расчеты вкралась ошибка: чтоб сдержать давление воды подушка должна была быть закреплена дополнительным арматурным фундаментом. При строительстве же ее не стали монтировать- считалось что это служит больше для подстраховки, а так как проект и так был дорогостоящий, то решили что модно обойтись без страховки. Вот она фатальная ошибка. Если бы изначально была учтена сила течения в мексиканском заливе, то дополнительное укрепление просто были бы жизненно необходимы.

Теперь мы точно знали в чем была причина. Смертельный недочет.

Любая экспертиза, что конечно будет проводиться, обязательно выявит то что мы нашли за какой-то час. По крайне мере на чертежах.

Но на наше счастье один из инженеров, курировавших строительство, вспомнил что из-за излишек поставок арматуры, был сварен более прочный каркас. С дополнительным рядом креплений.

Это и стало нашим спасительным тросом. План был таков: мы регистрируем эту конструкцию задним числом, как дополнительный способ защиты, по новым технологиям. Далее сверяем по сметам количество цементных поставок и весь бракованный цемент ( в каждой партии процентов 5-6 цемента всегда плохи по составу и не выдержат и года. Обычно их приписывают к непредвиденным расходам и просто списывают.) вписываем как обычный, ушедший в строительство, а не бракованный использованный в строительстве цемент в списанных обьемах, переводим в смете как не годный.  Тем самым снимая всю вину с кампании и перекладывая ее на поставщика.

Все хвосты обрезаны. Подушка на дне судя по последствиям разорвана в дребезги. Взять тот самый цемент на химический анализ невозможно. Остается лишь проверка по чертежам, которые будут с нашими исправлениями.

За первоначальными чертежами, что храняться в муниципальной собственности штата Флорида тоже не вызывает беспокойства. Ведь как я уже отметил выше, все куплены. Главное просто успеть провернуть все до того как начнется федеральное расследование.

Так мы и поступили: сообщили в главный офис, по непрослушеваемым каналам связи. Верхи одобрили идею и запустили бюрократический стонок в печать, параллельно подергивая как кукловоды, своими подкупленными ниточками.

Глава 4.

-что мы творим? -спросил Мэт.
-спасаем свои жопы!- ответил я.

Мы вернулись к остальным что бы узнать как обстоят дела.
-мы нашли лазейку, теперь мы вообще не приделах. Как успехи у вас?- сказал я.
-плохо, очень плохо. В океан уже вылилось приблизительно пять тысяч баррелей нефти.  через неделю весе побережье Мексиканского залива будет черным. Для фауны океана дела еще хуже. Течение, что будет уносить нефть в Атлантику, затронет множество видов рыб. Это катастрофа.
-составьте отчет и наше заключение.-отчеканил Мэт- без него к нам появятся вопросы зачем нас здесь собрали.

Больше мы ничего не могли сделать. Бить в колокола, строить из себя праведников никто не решился. Мы все были трусами, что только тряслись о своей шкуре. Мы приняли то что совершили преступление и добровольны помогли замести следы, которые могли бы помочь узнать всему миру, кто на самом деле виноват в этой катастрофе. Кто позволил этом случиться.

Платформа горела еще три дня.