Иных времён татары и монголы Рубцов

Учитель Николай
  В чём, думал сегодня, привычно колеся на велосипеде в бору, причина нашего образовательного оскудения? Оскудения всей триады: учителя, ученики, родители. Три года вне уроков я, если не считать почти ежедневные консультации "лицом к лицу" с желающими лучше знать русский... Всего не обнять, конечно. Стал думать о том, когда я терпел "поражения" как учитель, когда опускал временно руки, когда чувствовал себя бессильным? И ответ-то как прост оказался! Это было ВСЕГДА тогда, когда я тащил на уроки чужие модели, чужой опыт, чужие удачи. А я ведь тогда уже понимал, что нельзя сторонний опыт сделать своим, чтобы он, как рубашка, стал ближе к телу и делу. Это одно из величайших заблуждений, которым мы ожглись лет двадцать с лишним назад. Помните: Щетинин, Ильин, Амонашвили... Любой из педагогов, попытавшийся изъять механически их методы и стать успешным, переживал или глубокое разочарование или уродливо, односторонне, а значит, посредственно и губительно для себя и учеников искажал "идеал". Так было, есть и будет. За успехами новаторов-педагогов стоит прежде всего неповторимая личность. Она-то и правит бал, а не простой набор методов, средств, приёмов. Только то, что горело в сердцах и умах замечательных педагогов, связывало победительное вещество их учения! Мы никогда не можем перенести этот пламень индивидуальности, великой личности и в самих себя. И я твёрдо убеждён: их вдохновение и талант - лишь катализатор нашего, собственного, личностного. Калька же, снятая формально с их системы, в наших руках закоснеет, обеднится, жалко опародируется...
  И когда я пытался вырвать из единства их личности какой-то отсвет, блик, я неизменно был разочарован. Разочарован в себе.
  И только я искал пути свои, преодолевая внутренний страх, робость (настойчиво, раз за разом!), я испытывал лучшие мгновения своей учительской жизни, проводил лучшие уроки. Я был по-настоящему счастлив! Чувствовали это и мои ученики. Именно в такие годы поиска я находил учеников-единомышленников.
  Но это возможно только при горячей любви к своему делу - предмету, ученикам, школе.
  Прекрасно об этом сказано в выдающейся книге Германа Гессе "Игра в бисер": "Истина есть, дорогой мой! Но "учения", которого ты жаждешь, абсолютного, дарующего совершенную и единственную мудрость, — такого учения нет. Да и стремиться надо тебе, друг мой, вовсе не к какому-то совершенному учению, а к совершенствованию себя самого. Божество в тебе, а не в понятиях и книгах. Истиной живут, её не преподают".
  А повальное оскудение пошло оттого, что в девяностые и нынешние годы школу просто "изнасиловали" чуждыми нам, русским, навязанными нам (в том числе и с Запада) учениями.
  Я в числе других пережил это губительное нашествие "иных времён татар и монголов" на что-то очень родное, сокровенное, наше. Но вернулся к себе. Многие талантливейшие педагоги ушли от импортного срама из школы, большинство приспособилось.
  Из школы СОВСЕМ ушла забота о воспитании, взращивании личности педагога, поддержки своего, самобытного. Чиновникам от образования нужна единственно бумага и галочка.
  Учителя всероссийски обнулили. Работает чудовищного масштаба безмозглая, тупая, беспощадная машина. Она - сама в себе. Ей не до детей. Ей не до учителя. Она жрёт и жрёт тонны бумаги, бесплодная и бессмысленная.
  Её нужно поганой метлой изгнать из нашей жизни, из нашей школы, вернув школе человечность, духовность, личностность.
  Это возможно. Я абсолютно убеждён в этом. И это произойдёт в конце концов.
  Сегодняшний путь - путь одичания и деградации.