Новое слово для человечества - Пустоумие

Александр Коро
Интересно вот такое – Много ли в лексике русских слов, которые заканчиваются на «умие», а именно с корнем «ум». Результат поиска в инете показал такое («мумиё» и «кеумиё» исключаем, так как они к корню «ум» отношения не имеют):
безумие, малоумие, недоумие, полоумие, тупоумие, легкоумие, неразумие, остроумие, скудоумие, слабоумие, хитроумие, вольнодумие, благоразумие, неблагоразумие.
Если приглядеться к этим словам, то можно сделать такой вывод – народом много придумано разных степеней проявления наличия ума и его состояния, то есть ум чем-то да наполнен.
Но среди такого разнообразия проявления ума есть еще одна форма, о которой русский язык умалчивает – полное отсутствие ума. Не путать с управлением рефлекторными и физиологическими процессами. Скажете – Такого в природе не бывает! И всё же.

Монах-философ
Монах Ав… исполнив послушание по колке дров, запершись в своей келье, взяв чистый лист из кипы бумаги и ручку, открыв Библию, помолясь на икону Спаса и перекрестившись, приступил к своему любимому делу, а именно размышлять над самой главной книгой человечества – Библией. В этот раз его пытливый ум решил поразмышлять над очень щепетильной темой для всего человечества – об уме в голове каждого индивида и откуда он взялся.

Страждущий решил поискать ответ в «Книге Бытие». Открыв Библию на первой главе Книги Бытие, он углубился в текст:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божиему створил его; мужчину и женщину сотворил их (Книга Бытие, гл. I, 27)».
«И создал Господь Бог из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душёю живою. (Книга Бытие, гл. II, 7)».
«И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.(Книга Бытие, гл. II, 15, 16, 17)».
«И сказал змей жене: нет, не умрете,
но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому, что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.(Книга Бытие, гл. III, 4, 5, 6, 7)»
«Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
и сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
И изгнал Адама, … (Книга Бытие, гл. III, 10, 11, 12, 21, 22, 23, 24)»
Комментариев к Книге Бытие и, в частности, к главам, содержащимся в ней, было написано привеликое множество. Писались комментарии и толкования теософами, служителями веры, мирянами. Но Монаху Ав… самому хотелось познать и самому вынести из прочтения свои знания (конечно же не еретические). Свои мысли быстрее веру укрепят, не даром говорят, что дорога к Богу у каждого своя.

Монах, прочитав в который раз фрагменты о сотворении человека и изгнании его из рая, начал размышлять. Мысли потекли рекой под скуфейкой, рука еле поспевала писать за мыслями.
«Получается, что в период от момента своего сотворения до вкушения плодов от древа добра и зла, Адаму насыщенный, развитой ум был не даден, ненужен … выходит.
А ведь и правда … к примеру, рождается человек на земле … у него и родители и предки и пра- предки и многое позади него жило …чтобы он родился … и от каждого ему что-то да передалось … не только в тело, но и в голову. А у Адама никого же не было … у него голова изначально чистая была сотворена ... и вышел он из праха земного, значит и голова у него с мозгами из праха была изначально … может в ней чего об истории праха того было?
А как вдохнул Господь жизнь в Адама, вот тут ум у него и появился, но ничем не наполнен. (монах перекрестился).
Ну да, а о чем думать – ведь еда тебе от любого дерева. О работе, где надо проявить знание, смекалку, приложить свой ум тоже ничего не сказано, кроме как для возделывания сада Эдемского (опять же чем и для чего, когда росло и до его сотворения, и после изгнания) и охраны сада Эдемского (от кого, ведь покушаться на сад было некому ни до и после изгнания)».

В этот момент мысли философа отвлеклись:
«Вот я дрова колю, а тоже надо смекать, как колуном и куда стукнуть, чтоб сразу чурбак осилить и развалить на две части».
После такого отвлечения, пишущий опять перекрестившись и продолжил:
«Выходит, что наполненный ум Адаму был ни к чему – значит такое положение о состоянии ума можно считать с рождения его чистым и пустым, а назвать такое можно одним словом – «пустоумием» (перо остановилось, монах аж взмок).
Господи, велика мудрость твоя, открыл ты мне новое … и слово в голову мою вложил, ранее неведомое!»

Пишущий глубоко вздохнул, перекрестился на образ Спаса. Немного посидел он в полном безмыслии, как бы отдыхая головой и продолжил умом и пером.
«Бог Адаму вдохнул жизнь, а ум пустым оставил!
Зачем же Богу такое творенье?
Как же мне простому верующему понять промысел Божий и особенно в то время, когда мир создавался. А кто из нас был в рае, в том саду Эдемовом? … да никто …
А Создателю видней кто ему и где нужен … с «пустым» умом или с «полным» ...сначала то с «пустым» да в саду … может в аккурат для этого сада и надо такой!
А со знаниями в уме Адам в том саду не нужен оказывается …загадка! … что можно тут понять? … один ответ вижу я … сад этот не для человека, как мы привыкли видеть его … а вернее для его умственного наполнения и телесного облика …
Жена тоже без ума появилась ... из кости Адамовой – ребра, то есть… а та кость-то не мозговая (Господи прости) …»
Монаху стало душно и жарко.
«Господи, тяжело познание дел твоих! Прости и сохрани!»
Мыслящий опять наложил крест на органы на те на какие и как подложено.
«А змей этот, он то, кто такой? … а может от него Эдем Адам должен был охранить, а? … Да еще и прямоходящий … что узнаем о нем? … то, что он особенно хитрый из всех полевых … и еще то, что после его изгнания змей будет есть прах … Это, что же получается, крокодил какой, ящерица? … или кто еще из земноводных …
Ох … сейчас, пожалуй, уже не познаю сего, Господи!
Но вот ведь жену соблазнил … значит чем-то привлек он женское «пустоумие» … может гипнозом? … а она мужа… и в итоге они наполнились знаниями …
Выходит так, что если знаешь хоть немного, то это уже грех, а не знаешь ничего – это хорошо! … наверно дело в том, о чем знаешь? … (монах на этих мыслях перекрестился)».

Тут мысли мыслителя переключились на мирское:
«От баб и пошло всё … и до сих пор … как наказал нас Господь … и конца края не видно».
После такого мирского мышления и после крестного знамения, положенного на тело, мысли монаха опять вернулись в нужное русло.
«Ведь потом Господь одел Адамушку с женой в одежды кожаные для изгнания … а зачем? … а затем, что Господь милостив и скорее всего новую плоть дал им для той, новой жизни … а значит и ум для работы на земле наполнил вместе с новым обличием … а иначе и не выжили бы изгнанные.
Слава те Господи и чудны дела твои!».

С минуту помолчав, мысли опять зароились в мозгу монаха и как оказалось все более мирской тематики.
«А то, что бессмертия телесного лишил (монах опять перекрестился) ... Господи, не устану дивится мудрости твоей – сколько мужиков спас от бесконечного вечного мытарства телесного и душевного, от скандалов да притязаний на свободу жития своего … а тут раз одним укусом и всё … если женщина, что задумала то ее с пути этого не свернешь … сделает и даже назло … и выходит, что все одно – соблазнилась бы жена Адамова в саду рано или поздно.
Ева, она конечно первая себя лишила пожизненного жития … Ну и осталась бы таковой … так нет мужика им давай с собой … Эх Адамушка … Бог не уберег тебя … не отвел руки с тем плодом змеевым … ну да сейчас чего про то вздыхать … думать на перед надо … вот наука какая для мужиков-то».

Писатель опять молча перекрестился на строгий лик Спаса, находящимся за горящей лампадой, глотнул родниковой воды из корчика.
«А с другой стороны не случись то событие и … не было бы на сегодня веры в Бога и верующих … храмов и монастырей бы столько не построили … деньги бы не текли на поддержание веры ... а сколько душ излечили от скверны, сколько чудес произошло и происходить будет …
Правда и кровушки за веру пролилось реками … Оххх (крестное знамение легло на организм монаха) грехи наши тяжкие.
Ведь не даром же говорят – Что Бог ни делает, всё к лучшему!
Думаешь иной раз, что тут может быть лучшее, а потом и правда открывает Бог нам, нашему разуму греховному, что да как, да почему такое надо было … а ведь вон, когда начало этому процессу было положено … с обретения «пустоумия» (монах уже смело применил придуманное им слово)… и только потом уже – обретение знания.
Думаешь одно, а выходит другое!
Спаси Господи!».
Монах поставил восклицательный знак. Звонили к службе. Опять перекрестился. Убрал свои рукописные раздумья под матрац до следующего познания Творца.

Радетель за правду-сказочник
Если на белом свете что-то появляется в одном месте, в данном случае речь идет о мысли, то подобная мысль придет в голову еще кому-нибудь, а может даже это будет во множественном числе.
Страна переживала не лучшие времена. Политики воевали между собой путем борьбы народа с народом за народ. Помимо этой борьбы шел развал всего созданного в экономике, уничтожение одних ценностей и насаждение новых, чуждых. Но самое печальное в этой никому необъявленной войне было то, что уничтожалась вера в Бога, которая замещалось верой в валюту. И это при том, что духовенству в большом объеме начали возвращать ритуальные здания и многое другое, необходимое для отправления религиозного культа.

Радетель за правду, народ и страну вольнодумец Ав… смело уверовал в нового лидера и пошел за ним, с легкостью бросив прежнего, изжившего себя. Со временем и этот лидер показал себя не с лучшей стороны, вызвав в народе снижение своего рейтинга (мягко говоря). Дорвался он до дармового питья алкоголя, а может ему время пришло открыть всенародно скрытую в нем эту страсть, и почти что пропил все, но вовремя решил идти дальше своей похмельной дорогой, не совместимой с дорогой страны. Взял он и ушел … а на прощанье сказал вот он – показал пальцем – заменит меня, любите и жалуйте его как меня … а может и лучше, и больше. Выпил на прощанье отходную и … так его и видали.
Новый лидер был не хуже всех предыдущих вместе взятых и правящих когда-то в стране. Радетель стал новому радеть не хуже, чем предыдущему. Но не наша задача давать анализ его властвования …на то есть такие эксперты, что чего надо то и обоснуют … хочешь в положительную сторону … а хочешь в отрицательную, а могут и смесь сделать … только скажи им сколько и чего в процентном соотношении, а потом жди речей хвалебных или хулы.

Это все к чему, а к тому, что Радетель в своем правдолюбском послушании власти, разочаровался всем и во всем. Повлиять на принимаемые решения, направленные опять для народа, Радетель не мог. А тут его лидер отлучил от своего властвования. Оттого сделалось внутри у Радетеля разочарование и тоска. Если не выгнать из организма это состояние, то оно может привести к болезни, а то и того хуже – организует путь в ту сторону земли. Надо было искать выход этой лихоманке, и выход был найден – надо сказку написать о происходящем.

Перед Радетелем лежала кипа листов чистой бумаги и ручка:
– Уж я тут постараюсь отыграться на них во всем. Дай Бог мне силы и вдохновенья. Бумага все стерпит – подумал сказочник.
Писать произведения Радетелю не доводилось, но в написании документов он поднаторел. С таким опытом по передачи мыслей на расстояние с помощью бумаги, Ав… надеялся стать на тропу сказочника. Выпив 50 грамм того, что было под рукой для вдохновения, он приступил к изложению.
«Собрался за круглым столом четырехугольник из главного и его подсобников. Имен у них не было, но каждый из них имел свой цвет, а по нему их и они отличали друг от друга.
Возглавлял этот совет лидер – Сам. Сам – имел цвет «бесцветный», был он когда-то «красным» … но в процессе жизни своей красный цвет внешне исчез … не думайте, что выцвел или полинял, красный не выцветает … просто в процессе своего политического роста носившего его этот цвет трансформировался в бесцветный.
Подсобников не буду выделять по значимости и по близости к Саму, а просто нареку их:
«апельсиновый» (но рыжего больше) – он знал толк в производстве, «зеленый» (но не хаки) – он знал толк в жизни денег, «черный» (матовый, но мата больше) – он знал толк в строительстве жизни.
Руководил сборищем, конечно, Сам.
– Я пригласил дорогие мне цвета вас для того, чтобы обсудить вопрос о создании нового государства, а для него и создание нового «заселенца» и «населянку».
– Может человека, Сам? – спросил черный.
– Я сам знаю, что говорю. Именно засе… и насе… Они будут образом и подобием человека, но будет одна особенность. Ум у них будет нолевой… иначе они будут с «пустоумием»! – выдал новую мыль «бесцветный» своим подсобникам. Предвижу вопросы по этой новизне, скажу так – потом зададите. А сейчас слушайте и радуйтесь!
Все сидящие согласно кивнули «разноцветными» головами. А Сам входя в раж продолжал:
– Сами понимаете, что возглавлю эту новизну я Сам! Вам же достанется по вашим способностям и по потребностям (в речи сказывалось красное прошлое). Предлагаю создание нового начать с того, что коли пока нечего делить, то поделить между собой будущее (старое они давно поделили, что-то присвоили себе, а что не смогли проглотить, то пустили, кому налево, а кому и направо).
– Вот ты «черный», что сможешь взять себе? – Сам обратился к «черному».
– Я могу взять то, что ты скажешь, Сам! – выдвинул предложение «черный».
– Вот ты «апельсиновый», что сможешь взять себе? – Сам обратился к «апельсиновому».
– Я могу взять то, что ты скажешь, Сам! – выдвинул предложение «апельсиновый».
– Вот ты «зелёный», что сможешь взять себе? – Сам обратился к «зелёному».
– Я могу взять то, что ты скажешь, Сам! – выдвинул предложение «зелёный».
– Хорошо, согласен! А я тогда возьму себе все остальное, как принято в нашем дружном цветовом спектре – подвел итог Сам».
Поделив по справедливости несуществующее будущее, хотели они идти дальше в своих заблуждениях. Но помешал стук в дверь.
«– Кто ж это там? – строго спросил Сам.
– Сам, это я,«многоцветный»! – раздался голос отпускающего им грехи.
– Входи «многоцветный» – откликнулся Сам (а сам подумал – только тебя здесь и не хватало). Вошел седой, с белой бородой в белой тонкой парче, «многоцветный».
– А я со своим … с сиденьем пришел … знаю, что знали о том, что я приду … наверняка кресло не подготовили – монотонным голосом на одной ноте проголосил как акафист входящий, неся в руках стул.
– Давай ка ко мне, по левую руку садись, пятым будешь – Сам определил место «многоцветному»».
Собрание трансформировалось из прямоугольника, вписанного в круглый стол, в формат пентакля.
«– А мы тут решили новое государство строить и населить его новыми особями – Сам решил ввести в курс дела «многоцветного» – Вы, чуть-чуть опоздали к дележу несуществующего будущего. Но по новой делить не будем.
– А мне и не надо. Вы ведь землю делили, а я себе всё, что на небе есть и выше возьму … хе … хе – не огорчил «многоцветный» претензией высокое собрание».

Таким образом в новом государстве был создана новая земля и небо … каждому!
«Теперь давайте главный закон незыблемый сотворим – обратился Сам ко всем цветным за столом – Какие есть предложения?
– Пусть будет в нем статья о том, что в нем народу быть! Поступило предложение от «черного».
– Что и все? – спросил Сам – Маловато будет.
– И этого много – проворчал «черный».
– Хорошо, жизнь покажет– согласился Сам – Я предлагаю такую статью в такой редакции записать «В государстве есть народ и он может в нем жить!».
Все молча закивали разноцветными головами.
– А я предлагаю такое вот написать «В государстве все,что есть на земле, сама земля и под землей принадлежит тому, кто первый сотворил его!» – включился «апельсиновый».
– Это очень правильная мысль – одобрил Сам – Я предлагаю об этом так в статье написать «В государстве и под государством все, что есть,принадлежит тому, кому установлено отдельным законом». Ведь закон это мы!
– А я … а я думаю, что не помеха будет такую мысль – «Каждый имеет, но не каждому дается!» – вставил свои три копейки «зеленый».
– Превосходно «зелёный» – поддержал Сам нерешительность «зеленого» – Но для доходчивости чтения редакция, я так думаю, должна быть такой «Каждый имеет право на то, что он может иметь, а кому дается такое право, то оно устанавливается отдельным законом». А закон это мы!
– Товарищ Сам, надо бы и о душе подумать! – наконец решился молвить «многоцветный».
– Точно и верно, и правильно! А если напишем так «На территории государства для живущих в нем, устанавливаются такие основные грехи – гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, уныние. Впадение в основной грех устанавливается судом. Кто может быть греховодником определяется по отдельному закону!». А суд и закон это мы!
Все сделали молчаливый одобрямс!
– B ‘то хорошо – подвел итого сотворения нового государства Сам – Отлично сегодня поработали. Молодцы. Пора и честь знать! Да и поесть пора бы, и принять кое-что … на и за грудь … хе … хиии!
Цветоносные разошлись довольные собой и друг другом.

На следующий день все из компании собрались в уже известном месте. Как обычно они все были одеты «с иголочки» из спец-ателье, любо дорого посмотреть. Прически у всех были из одной спец-парикмахерской. Сразу видно, что они относятся к определенному сытому слою общества, живущему изолировано от всего народа. Места за столом для участников вершин пентакля были заранее известны, оговорены, чтобы не было суеты при рассадке перед совещанием.
После того как каждое сидалище заняло свою сидушку, Сам приступил к продолжению сотворения нового государства, как частицы мира.
«Я вот, что подумал … так как Создателем многое создано … то нам и не надо стараться по мелочам … деревья да зелень, да флора с фауной. Возьмем созданное им за основу! А мы займемся тем, что создадим то, что им не создано.
– А что, такое может быть? – первым начал задавать вопросы «черный».
– Есть такое – это медицина и образование – с гордостью за свои мысли разъяснил Сам – какие есть мысли по этим сферам?
Тут все просто – было начал «апельсиновый» – Лучше быть богатым и здоровым, чем больным и бедным … гыгыгы.
– Вам все шутки шутить … сглазите – оборвал смешок Сам – Дело то не шуточное. Кого, как обучим, тот таки работать на нас будет, а ещё лечить по мелкой надобности.
– По большой надобности лечиться, ясно дело, что лучше там – Сам показал на стену – Или там – рука показала на другую стену.
– А я вот слышал, что можно построить образование на картинках, тестах … как говориться на развитии ассоциативного мышления. И выходит в итоге не дурак, им легче управлять, но и не шибко умный, что тоже нам на руку – предложил «зеленый».
– Что же, это мысль. А я вот к чему хочу вернуть ваши мозги – к «пустоумию». Вроде голова есть, мозги есть, а в мозгах пустота. Ну рефлексы, конечно, управление физиологией … это все есть. А ум пустой, а в него вкладывай что хочешь. Любого специалиста можно за дешево и за быстрый срок получить. Вот как получить такое «пустоумие»? От сложного к простому идти надо. Народ то вокруг шибко образован и не хочет в дураках ходить. Вот какую задачу я ставлю перед Вами, дорогие мне цвета. А как придумаете что, так от этого и образование и медицина пойдет. А сейчас летите голуби и без «пустоумия» не возвращайтесь.

Шел шестой день как начали Сам с цветными подсобниками государство новое строить и народ с «пустоумием» для него создавать. По итогам всего их действа были подготовлены нужные на их взгляд указы Сама.

Создателю чтобы мир создать понадобилось шесть дней, а для Сама со товарищи – всего четыре указа. «Многоцветный» даже исподволь предложил … может – Cамоканонизируемся? На что от Сама получил ответ, мол не всё сразу, но место где-нибудь зарезервируйте, придет время.
На седьмой день вся компания строителей государства решила отдохнуть и обмыть, так сказать, дела свои успешные, ведущие из прошлого в будущее. Собрались там же. Одеты были так же. Мысли были уже о банкете. Сам в этот раз встал и сказал всем глядящим в его рот:
– То, что мы сотворили – это – Хорошо!

Дальше свершилось непредвиденное. В комнату вошли десять санитаров (по два на каждого эксперта и Сама) и Главврач дурдома. Санитары скрутили руки заседающим и ждали отмашки от главврача. Главврач подвела итог по созданному новому государству:
– Как только не стыдно. Заняли в туалете стол уборщиц. Им даже посидеть отдохнуть от вашего го…а негде стало. Зачем-то бумагу туалетную изводите не по назначению. Вроде разрешили гулять вам … не буйные вы … а вы, что затеяли … Возомнили себя Бог знает кем и чем … Государство они строят … ишь Макиавелли какие тут обнаружились. Всё хватит … Я принял решение по карцерам вас распихать, чтобы одумались. «Пустоумием» они занялись … вот и занимайтесь в карцерах этим самым … и идите путем от безумия к «пустоумию».
Болезных в смирительных рубашках повели по номерам.

Радетель поставил точку и радостно стал потирать руки. Как он здорово отомстил в своей сказке.
В тот же самый момент к Радикалу подошел один санитар и лечащий врач из того же дурдома:
– Ав…, по нашему мнению, мы вылечили Вас от той болезни, от того диагноза, что был поставлен при поступлении к нам. Но учитывая, что Вам нужен душевный покой, то мы договорились с одним монастырем, с которым у нас есть согласие в соработничестве по душевному вспомосуществованию нашим пациентам … В общем если попроще, то чтобы они вяли Вас к себе и присматривали за Вами. Вы ведь проживаете один, а в коллективе Вам будет легче … да и к Богу поближе! Идите с санитаром он выдаст вашу одежду, а потом проводит к выходу. Там Вас ждут … посланник из монастыря! С ним и уедите в монастырь.
Будьте здоровы гражданин Ав…   

Монах Ав… исполнив послушание по колке дров, запершись в своей келье, взяв чистый лист из кипы бумаги и ручку, открыв Библию, помолясь и перекрестившись, приступил к своему любимому делу …

Чудны дела твои, Господи!

А. Коро, в самое время само… апрель, 2020 г.