Sonnet Corona

Семён Патлис
венок сонетов (на тему “Пандемия”)
 
1.
Конец короны? Можно ставить точку,
И вылезать из карантинной спячки,
Где мы зимуем, – каждый в одиночку,
Чтоб не схватить от ближнего болячки?

На улицах нет лиц – одни лишь маски.
И те – на удаленье друг от друга;
И слухи ходят, что без масок ласки
Небезопасны даже меж супругов.

Что скажет нам всевышняя наука, –
Готовы мы к безмасочному быту?
И надо ли костюм из каучука
Носить нам если мы уже привиты?

Роятся в нас вопросы непростые;
Увы, – в ответ пока лишь запятые…

2.
Увы, – в ответ пока лишь запятые…
А где не запятые, – там пробелы…
Вступая в эти заросли густые,
Мы делимся на “умных” и на “смелых”.

Кто “умный”, – тот сидит и ждёт вакцины;
А “смелым” наплевать на карантины.
Таким путём отбор ведёт природа:
Влияет choice на продолженье рода.

Коронавирус – времени эмблема!
Всю жизнь живём секундами гонимы,
И в нас самих есть главная проблема:
Мы – человеки, значит – уязвимы!

Который час сижу на пятой точке…
И в голове блуждают эти строчки.

3.
И в голове блуждают эти строчки:
Тела людские сделаны из глины;
Мы суть геномы в мягкой оболочке,
Нас победят со временем машины.

Увязли, словно челн в болотной тине;
Уж больше года в COVIDа оковах!
Но, как уже случалось в карантине,
От скуки в тишине родится слово.

Сегодня я узнал: венок сонетов
Исходно называется "корона" -
"Sonnet corona"! Безупречно это
Названье для ковидного сезона!

Мне нравятся аллюзии такие,
Они звучат во мне как позывные.

4.
Они звучат во мне как позывные.
Сигнал о том, что ничего не ново!
И, как уже известно не впервые,
От нечего сказать родится слово.

Оно как воробей, что скок – на ветку,
А мы бедняжку – цап-царап, – и в строчку;
Заточим в рифму и в сонет, как в клетку, –
Пускай звучит в сонетной оболочке.

Стихи в сонете, словно батальоны,
Идут, равняя стопы, на параде,
В строю шагают строфы, как колонны, –
Катрены впереди, терцеты сзади.

Так люди превращаются в поэтов, –
Задумал я создать венок сонетов.

5.
Задумал я создать венок сонетов,
Чтоб не тянулось в карантине время.
Известно: два катрена, два терцета,
И так пятнадцать раз по той же схеме.

А можно – три катрена плюс две строчки,
Как выглядят сонеты у Шекспира.
И тема, скажем, – лютики-цветочки,
Любовь, тоска, несовершенство мира...

На первый взгляд, простая процедура:
Бери перо и пачкай им бумагу,
Или садись – долби клавиатуру,
И запивай стихи бодрящей влагой!

Немудрено, как дважды два. Но всё же,
Без музы сочинять стихи негоже.

6.
Без музы сочинять стихи негоже, –
Позвать? – Сама придёт, небось не дева!
Ей это дело интересно тоже, –
Увидит: я готов, – зависнет слева,

И диктовать мне станет по порядку.
Так думал я, и, славу предвкушая,
Достал зачем-то толстую тетрадку,
Бутылку виски, кружку из-под чая.

Карандаши достал – какие были,
Чтоб, если одолеют вдруг сомненья,
Я, карандаш, – перо в старинном стиле! -
Мог, вместо ногтя, грызть для вдохновенья.

Начнём! И обойдёмся без терцетов,
В высоком стиле аглицких поэтов.

7.
В высоком стиле аглицких поэтов...
Приди, о Муза! Охрани от фальши!
Прошла весна и на пороге лето,
И непонятно что же будет дальше.

Проверил почту; съел два бутерброда;
Служебный телефон закрыл в подвале;
Чтоб ни жена, ни голод, ни работа,
Мой творческий настрой не нарушали.

Закрыл окно, прилёг вздремнул, проснулся.
Опять поел, чайку попил с печеньем,
Послушал телек, в ванне окунулся,
И карандаш погрыз... Без облегченья.

Скажи, о Аполлон, великий боже! –
Как Музу заманить к себе на ложе?

8.
Как Музу заманить к себе на ложе,
Чтобы предаться с нею вдохновенью,
Без маски на лице и мысля кожей
Творить стихи про чудное мгновенье?

Но видно Аполлон меня не слышит,
Или по-русски он не понимает...
Я вижу: во дворе гуляют мыши,
И кролики газон мой проедают.

Природа! – ей неведомы сомненья.
Она творит легко и безупречно.
Неповторимо каждое мгновенье,
И каждое мгновенье бесконечно.

Пишу шедевр на заданную схему!
Есть инструменты, – не хватает темы!

9.
Есть инструменты, – не хватает темы,
А также слов! А их приносит муза...
А муза где? И мысли мои немы...
Безмолвны сферы. Мозг мой, как медуза

На берегу лежащая, недвижен;
Ни ритма, ни волненья, ни идеи...
Ах, если был бы я сейчас в Париже!
А так – и непонятно даже где я...

По миру бродит призрак пандемии
С косою, вентилятором и в маске,
Дрожат рабочий класс, буржуазия;
Давненько мир не знал подобной встряски!

Что ждёт нас непонятно никому...
Но не писать же, право, про чуму!

10.
Но не писать же, право, про чуму!
О ней ещё напишут много сказок,
Нам объясняя – как и почему,
Кто виноват, что не носили масок,

И отчего учёные мужи
Нам рисовали разные картины,
И было столько беззаветной лжи,
И для чего громили магазины.

И для чего, деля людей на стаи,
Взбивали пену интернет и пресса,
Нам ярлыки на темя прилепляя?
Коронавирус – двигатель прогресса:

Сломать и перестроить всю систему!?
Коронавирус – времени эмблема...

11.
Коронавирус – времени эмблема!
И болен мир и завтра будет хуже.
Я не хочу сказать, что нет проблемы,
Но поглядите: за окном снаружи

Вовсю царит весеннее цветенье,
И птицы разорались как чумные...
На фоне кутерьмы и обновленья
Тускнеет тема нашей пандемии.

И постепенно дышится всё легче
И прорастает зёрнышко надежды.
Эксперты в масках произносят речи,
Что раньше позволяли лишь “невежды” ...

И может скоро свет рассеет тьму?
О чём писать я так и не пойму...

12.
О чём писать я так и не пойму;
Прошла неделя, настроенье скисло.
Десятки строк, не нужных никому,
В них рифмы есть, но очень мало смысла.

О Муза, где ты прячешься? Явись!
Спаси, – меня в аду терзают черти!
Мы воспарим с тобой в такую высь,
Откуда люди падают в бессмертье!

Нет, не идёт. Зато пришла жена.
Сказала: “Прекращай пустое дело.
Идём гулять. На улице весна!”
И возраженья знать не захотела.

Сидишь, мол, как отшельник в кабинете,
А жизнь цветёт и пахнет на планете!

13.
А жизнь цветёт и пахнет на планете. –
У океана пахнет тухлой рыбой,
Морские львы лежат на парапете;
Мы с Музою творить бы здесь могли бы...

Бриз усмирил томленье мыслей грустных.
С женой мы прогуляли до заката;
Придя домой, поужинали вкусно
И выпили бутылочку муската…

Похоже, ночью появлялась муза
В тунике полу-призрачной кисейной;
Она, под звуки медленного блюза,
Купалась в водах нашего бассейна,

Плескалась обнажённой в лунном свете…
Стихами занят, я и не заметил.

14.
Стихами занят, я и не заметил,
Как постепенно наступило утро.
Заря, раскинув розовые сети,
Согрела облака из перламутра.

Ещё не слышно в воздухе движенья
И голосов несметной птичьей рати;
Лишь только в спальне лёгкое сопенье –
То муза сладко спит в моей кровати.

А я, забыв про время, наблюдаю,
Как в тишине слова родятся сами.
Я их ловлю и в строфы заплетаю;
Корона наполняется стихами.

В одно мгновенье пролетела ночка.
Конец короны – можно ставить точку!

15. (магистрал)
Конец короны – можно ставить точку?
Увы, – в ответ пока лишь запятые…
И в голове блуждают эти строчки,
Они звучат во мне как позывные.

Задумал я создать венок сонетов.
Без музы сочинять стихи негоже;
В высоком стиле аглицких поэтов,
Как Музу заманить к себе на ложе?

Есть инструменты, – не хватает темы.
Но не писать же право про чуму!
Коронавирус – времени эмблема?
О чём писать я так и не пойму...

А жизнь цветёт и пахнет на планете...
Стихами занят, я и не заметил.

Сан Диего. Май-июнь 2021 г.

___________
Примечания:
* sonnet corona (crown of sonnets, англ.) – венок сонетов
* choice (чойс /;t;o;s/ англ.) – выбор
* корона – сокр. от «коронавирус» (англ.: coronavirus)
* COVID – (аббр. от англ. COronaVIrus Disease — коронавирусное заболевание); по-русски произносится «к`овид» или «ков`ид» (оба варианта допускаются.)
* Корона сонетов (англ.: crown of sonnets or sonnet corona) – твёрдая форма поэтического произведения, представляющая собой последовательность из нескольких сонетов, в которой первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего сонета. Первая строка первого сонета повторяется как последняя строка последнего сонета, тем самым замыкая циклическую последовательность.
* Венок сонетов – это усложнённый вариант короны сонетов, который по английски также называется "a sonnet redouble" или "heroic crown". Венок сонетов состоит из 15-ти сонетов. Первые 14 сонетов соответствуют правилам короны сонетов; пятнадцатый – магистральный сонет, магистрал (англ: the Mastersonnet) состоит из первых строк предшествующих 14-ти сонетов (по порядку их следования).