Эпосы Алтая

Тамара Богуславская
Сказок разных на Алтае
Много чудных и красивых,
Их поют высоко птицы,
И поют — для терпеливых.

Их разносят горностаи
По зелёным пышным кронам.
Отзываются напевы
По урочищам предгорным.

Если слух твой тонок будет,
Тоньше волоса живого,
Мягкой паутинки тоньше,
Что проносится вольготно

То услышишь, как мышонок
Шебуршится в темной норке,
Как прекрасная Ак —Ане*
Ткёт волшебные узоры.

Как Умай* качает зыбку
Охраняя сон младенца
Словно рыбку золотую, —
Ночью песни напевая.

Как Тямаа — Тюрен* едет
На коне гнедом, горячем
И Чудовище морское
Тайной силой побеждает.

Ты узнаешь, что цветными
Стали камни в этой битве
Кровью чудища омыты
В драгоценных переливах.

Пел кайчи* в аймаке* каждом
Топшууру* прославляя,
Как кедровые орешки
Людям — песни раздавая.

До семи дней длился праздник,
В юрты — полог открывали,
Чтобы каждый мог услышать
Про Маадай — Кару* сказанье.

Каем* пел достойный кайчи*
Голос — в небо устремляя,
Звезды слушали и Солнце,
Кедры — той* оберегали!

Сохранили нам источник
Кайлап айдар чорчок*,
Про красавиц и героев
Стали петь уже короче.

Сказки пухом разлетелись,
Да в коротеньких рассказах
Камушков цветных намеки
Прокатились по Алтаю.

Темир — Санаа* услышьте,
Капер —Кууш, Алтын — Тууди,
Над мозаикою этой
Мыслью, слухом потрудитесь.

Что б Умай качала зыбку,
Побеждал батыр врага,
К жизни новой возрождаясь
Пели б горы и моря !




****************************************************88


Для иллюстрации взят кадр из документального фильма Малые народы
Большой страны. Республика Алтай.

Ак-Эне — Белая матерь.

Умай — особочтимый дух, покровительница новорождённых и рожениц.

Кай — особое гортанное пение.

Кайчи — сказитель поющий каем.

Кайлап айдар чорчок — героические сказания рассказываем каем.

Темир — Санаа, Капер — Кууш, Алтын — Тууди; народные алтайские эпосы.

Маадай — Кара героический эпос.

Аймак — регион.

Топшууру — музыкальный инструмент наподобие балалайки.

Тямаан  — Тюрен или Тюрюн Музыкай — один из богатырей Ульгеня.

Если дополнительно обратиться к арабскому языку, то слово умма созвучное имени Умай будет означать сообщество людей. В ассоциативном ряду со словом умма находился глагол амма («предшествовать», «быть впереди»), что говорит о содержании в этом термине представления о духовной преемственности.

На малайском и индонезийских языках слово земля пишется — bumi и звучит при произнесении — думи.