Контуры

Лев Беринский
           ОСТАФЬЕВО

            * * *
   
   Смолкли плач и ветер Болдина
   и на похоронах.
   Понедельник. Лёгкий полдень
   на Остафьевских прудах.

   Тих ведомый Петей Вяземским
   трёх лодок хоровод.
   Опрокинутые вязы
   окаймляют лоно вод.

   Облака шумят ветрилами,
   плывут издалека.
   Смерти нет. И всё как было:
   небо, воды, облака.

   Ах…

   – Князь,а где же пунш да lady?
   …Отлетели…  Отошли…
   Тянет шею чёрный лебедь
   к Леде,в небо ль к Натали...

               * * *

   – Александр, выйди в сад!..

   Тёмный вечер. Свищут птицы.
   Может, он людей боится?
   Отвожу в сторонку взгляд.
   Со стволом пытаюсь слиться.
   Нет меня! А то синицы
   Окликают рай и ад:
   – Александр, выйди ж в сад!..

   Над прудами звездопад.
   Ночь тревожная. Не спится.
   Вдруг случится небылица –
   Александр выйдет в сад?

   – Александр, выйди в сад!..
   
   Мимолётная зарница,
   озарив, как озорница,
   убегает в ночь назад.

   Ночь несбывшихся услад.
   Как могло бы сердце биться!
   Танцевать! Вина напиться!
   Вдруг прочесть зовущий взгляд:
   – Александр, выйди в сад!..

   Млечный Путь вдали клубится.
   Серебром в саду пылится
   чей-то призрачный наряд.

   Так, должно быть, ищут клад.
   Что-то чудится и мнится.
   Ночь туманится и длится.
   Звёзды меркнут, но висят.
   Слёзы горечи блестят…

   Не свидавшись – распроститься?

   Может, Богу помолиться:
   – Александр, выйди в сад!..

               * * *
   Не зови, не искушай, оставь его,
   он сюда вовеки не придёт.
   Зелень. Зона отдыха. Остафьево.
   Тень стволов вокруг вечерних вод.

   Не зови, оставь, не искушай его –
   роковой свершился приговор:
   что-то навсегда ненарушаемо
   с тех времён до наших самых пор.

   Что-то искушающе-тревожное
   в этих сумерках – как неизвестный путь...
   Невозможно, чтобы невозможное
   не случилось здесь когда-нибудь.
               
                ДУЭЛЬ1 

           Я вижу длинный стол
           посереди снегов,
           гостей, сочти, на сто
           питья и пирогов.

           Я вижу с двух боков
           смертельных двух врагов
           сроднённых, как родством, –
           и пистолетный ствол.

           Сижу с набитым ртом
           среди жующих ртов
           и сумрака снегов.

           И тайный тихий стон
           срезает шум веков –
           так обрывают сон.
_________
   1.Дрёма на скамье в саду усадьбы Остафьево, июнь 1971 г.
         

                Н.А.НЕКРАСОВ

                Покосы.
                Просеки.
                Дрова.
          Воздушный шар земного мира –
       зеленоокого эфира расколотая голова.

                ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ 

       Он не чуял,но вскоре почуял страну
       всем собою, отбитою почкой,
       но один на один, нет, один на одну
       вновь поднялся, жидком-одиночкой.

       И надолго забыли его – одного
       всем гуртом, всей страной почечуев,
       где в поэты назначен был вместо него
       унавоженный почвенник Чуев.

                Ноябрь 2014

                БОРИС ПАСТЕРНАК
    
                Когда взлетят сады
                и первые улитки,
                как пару струн, следы
                протянут до калитки,
                и семьдесят огней
                раскрылись и повисли, –
                таращит бельма пней
                необратимость жизни.

                Как людно на дворе –
                наташка,грач,черешня,
                и все на ноту Ре
                настроены, конечно.
                Послушайте: поют!
                Поют – но всех их скоро
                отсюда уведут
                два тихих дирижёра.

                Висит над грушей рай,
                дрожит, вбирает крышу,
                одни спустились в май,
                а те из детской вышли,
                но кто здесь умирал,
                а кто недавно зачат?
                И дышит минерал,
                и сад по саду плачет.

                ABENDGESELLSCHAFT

               …как эти края опостылели!

             – Прошу! – и хозяйка движеньем руки
             гостей приглашает в гостиную.
             Тяжёлые лампы гудят, как шмели,
             тяжёлые шторы топорщатся.
            
             Она возвратилась из дальней земли,
             Айседора-танцовщица.
             Всё мечется, всё играет судьбой,
             безудержная гордячка,
             опять,говорят,привезла с собой
             какого-то неудачника.

             Букеты. Букеты. Друзья. Дельцы.
             Она поясняет близким:
             – Поэт-анималист. Нрав овцы.
             Ни слова по-английски.

             Украдкой заглядывают за плечо.
             Недоумевают. Смотрят ещё –
             там нет никого, в гостиной!

             …Как эти края опостылели.

             Убогая светится в окнах Луна.
             Пейзажик мансардами вытесан.
             Он смотрит. Уходит. И в далях окна
       себе за гумном где-то видится…

             Танцорша.Горячая голова.
             Шуршала знамёнами, блузками.
             Была гениальна.Была неправа…
 
             Но это дела уже русские.
                Донецк, 1962

                АЛЕКСАНДР ТВАРДОВСКИЙ
               
                СТРОФЫ

     1.
     Река и поле за рекою живой колышущейся ржи
     уходят к далям, беспокоя небесной сини рубежи.

     Их бытие за горизонтом угадывается чутьём,
     как будто пламя или звон там, или окликнет мать с дитём.

     Не увидать из-под ладони тот край с несгинувшим жнивьём,
     для нас уже потусторонний, но там трепещущий живьём.

     И лишь пыльца с волны, да камни, да золотые облака
     нам говорят о жизни дальней, летящей к нам издалека.

                2.
                Не торопитесь. Время терпит.
                Ещё не вызрел тот гранит,
                что с молоточком лёгкий серпик
                под письменами разроднит.

                Ещё во мгле зернистый камень
                свой ожидает звёздный час,
                а то, что сверху, под руками –
                не по нему и не для нас.

                Геологическим процессом
                здесь подобает мерить срок,
                чтоб временем земным, как прессом,
                отжалась жизнь в прожилках строк.

                Чтоб чистым от подземных плевел
                он сам поднялся бы из недр
                на лёгкий луг, где красный клевер
                и ветер,и славянский в;тръ.

                НАЗЫМ ХИКМЕТ

                Звёзды разговаривают, это, в общем,известно.
             Выйдут и переговариваются – по видеонаушникам.
               О звёздных своих делах.О знойных своих невестах.
            О звонких своих государствах, если что в них нарушено.

                Так стоят и гутарят. А под утро немеют...

            Я голос звёзд понимаю, и смысл их мерцанья прост.
              Только вот не могу, и других научить не умею
              Жить по образу звёзд, говорить языком звёзд.
 
            А чем занимаются звёзды поутру, когда отзвенели?
             Кочуют ли,умирают ли – и как их хоронят тогда?
             Должно быть, как моряков,их опускают на Землю,
             И в каждом глубоком колодце поселяется звезда.
               
                Смоленск, 1964

                МАРТИРОС САРЬЯН

                Солнечный... И даже ночью
                солнечные человечки
                надо лбом его хлопочут,
                в сон спускаясь, словно в речку.
   
                А в реке стоят опоры
                мировых мостов – лучи,
                холодна вода,в которой
                стадо рыжее мычит.

                Залит солнцем луг ковровый.

                Пастуха забравши в круг,
                под дуду идут коровы
                в мир, изогнутый как лук.

                Молоком несёт и ладаном.
                Кружит небо не спеша,
                и коровы каждым атомом
                слушают свой грузный шаг.

                Праздник свой природа празднует,
                полукружье гор молчит…

                Ах, да здравствует,да здравствует
                сон,сверкающий в ночи!

                1978

                ПАВЕЛ КОГАН

                Так умирает поэт. Так жить продолжает поэт,
                пулей пробитый, в свои двадцать каких-то лет.

                Стаи грустят. Ночь. Ах, Пашка,ах,мальчик мой,
                какая трава закипает теперь над твоей головой?

                Я знаю, бессмертье – чушь, выдумка мудрецов.
                Бессмертие душ досталось нам от праотцов.

                Значит – умри и встань,и пройдись у меня под окном,
                эту волшебную ночь мы вместе переживём.

                Звёздная россыпь в небе.Как загороды тихи!
                Поговорим о девушках, почитаем свои стихи.
                Прислушаемся:с юга режущих крыльев свист –
                птицы свой вечный курс держат на Новороссийск...
               
                Михайловка – Чимишлия, весна 1961


                МЕЖЕЛАЙТИС

                На пир безумцев я был приглашён,
                где пирующие поедали
                раскалённые камни, и пили огненное вино,
                и лихо отплясывали трепака
                каменноугольной эры, –
                и покинул я пир сей, не выпив и не поев.
               
                (Из поэмы Эдуардаса "12-ый источник" в переводе Л.Б)


                АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

                Минёр, вы плачете?
                Раздуло губы –
                парус на мачте,               
                полёт над глубью.

                На веках – отблески дворцовых факелов
                и факел фатума в поэтодавке – но
                Автопортрет и фон: Нью-Йорк вселенский...

                Да что ж Вы плачетесь,Вознесенский?

                И взлётный выгиб - полёт бровей...
               
                Скворец? Гусь лапчатый? Соловей?

                Донецк 1962

                КИРИЛЛ КОВАЛЬДЖИ
               
                Как важно, друг, на что ты взглянешь
                вокруг себя в последний раз
                пред тем,как вовсе перестанешь
                смотреть и жить, в недобрый час
                пускаясь в путь по всем небесным
                или подпочвенным кругам
                ядрёным или бестелесным
                вселенским геном – по рукам,
                как говорится,и ногам
                спелёнутый небытием, – воскресным
                преджизни зудом пополам.


                АДАМ ШОГЕНЦУКОВ

                Ошхамахо лунный конус
                ослепил глаза до слёз.
                Над планетой сеет космос
                зёрна жизни,зерна звёзд.
               
                Снег белеет в горных складках.
                Спят селенья до утра.
                На капустных лунных грядках
                тихо зреет детвора.
               
                Нальчик, 1978 – Акко,1995

                ДМИТРИЙ НАДЕЖДИН
               
                В нашем городе бродит испанский король
                в жёлтом свете и с томиком Лопе де Вега,
                отражённый в сентябрьских лужах герой
                и в разливах витрин неизбывного века.

                Что-то часто Толедо снегами шумит,
                репродуктор над площадью – пройда из сказки,
                смех, девчонки, шубёнки, – а сердце щемит
                перед общей бедой… А король-то – испанский.

                Покрывается льдом старый порт под горой,
                полыхают закатом сугробов громады,
                ах, испанский король, что ж, испанский король,
                ты опять без soldados твоих и Армады?
                Донецк, 1962

                ЕЛЕНА ЮДКОВСКАЯ
   
                Какие сны поэтам снятся?..
                Восход и море.
                Поэты смотрят вдаль – и злятся
                себе на горе.

                Земля спросонок играет с тиграми
                и Тигром льётся
                и поворачивается всеми фибрами
                и боком - к солнцу.

                Восходы вечны,а звёзды меркнут и вовсе тают.
                Поэт глядится в зарю,как в зеркало, и чует, знает:
                Судьба - индейка,и сколь не пыжься - съестная птица...

                Проснись Елена. Небось,творишь там? А мне не спится...
               
                Донецк, 1962

                ВАЛЕНТИН ХОВЕНКО

                ЗА ПИВОМ

                Морское дно или дно людское,
                кают-компания, где ни души,
                и лишь колышутся, повиснув стоя,
                как будто водоросли, алкаши,
                и в полуфлоре и полуфауне
                ты, наглотавшись гнилой бурды,
                уже вздуваясь,увидишь фавна
                с дудой, манящей в чужие,явно
                не краснопресненские сады...
               
                Москва, 1975

                АЛЕКСЕЙ ПАРЩИКОВ

                Ты тихо вышел из игры и спрыгнул с поезда,
                ушёл в далёкие миры в обличье аиста
                и там сменил свой вид у вод на кромке Сириуса,
                и озираешься, удод с лицом Озириса.
               
                Ещё ты финистом взойдёшь – и лик твой солнечный
                осветит мир. И звёздный дождь увидим полночью,
                когда – искрящийся петух между тетерями –
                проклюнется твой земный дух в чужой материи.
                Жар-птахом станешь и зари клювастым сварщиком,
                а я скажу: Ну не дури, ты ж Лёша Парщиков.

                Акко, 4 апреля 2009

                ~~~
               
                BRANIBOR
                (fuer Dorotea Greve)

               Ночь на Wannsee. Первый Бранденбургский концерт.
                Чайки белые
                Вспорхнувший конверт
            четырёх измерений – пространства и надмирной любви.

                Доротея. На Вы.

                Схема Древа Познания,пОстук ветвей без листвы.
                Рай сожжённый?
                Gott sei Dank – не кацет.

                Бранденбургский Первый концерт.
               
                Луна, ветер то слева,то справа
                и всегдашняя парочка:
                Одэм и Хава.

                АЛЛИЛУЙЯ!
                GLORIА!
                СЛАВА!

                Доротея,
          родословное древо черно твоё,но уж так предрекалось,
                чтоб и след светозарный остался от вас
                в надпланетных семи небесах –
              этот Первый Концерт, крик германской души –
                в Браниборских лесах
                забудившейся феи.

                Эротея.
                Европа.
                Wannsee.

                ~~~
               
                ГРИГОРЕ ХАДЖИУ

                У ВИННОЙ БОЧКИ
               
                Памяти Григора

         Где ты, слышь ты, Григоре?

         Я приехал,а тебя не застать
         ни в Бухаресте,ни в Клуже,ни в Констанце;должно быть
         маханул ты в какое село,
         потому что любил ты,я знаю,деревья и землю.

         Но в какое — мне никто тут не может сказать.

         Ты, конечно,не слишком задержишься там —
         возвратишься
         с первым осенним дождём или,ладно,со стаей
         диких гусей по весне,или малость позднее,
         к началу
         новой какой-нибудь эры
         геологической — но ведь я, как всегда,
         здесь наскоком,
         мне обратно в Москвушку в четверг…

         Вот и сумерки пали,
         что ж,условимся раз на века: место встречи —
         здесь у бочки у этой,у старика…

         Старикан
         наливает терновой стакан
         из карафа под мшистую амфору
         — Tot binele,Leule… Пью в твою честь…

         Ну и всё же! Где нынче в мирозданье-то этом, Григоре,
         ты есть? —
         кровь во мне закипает,
         сердце стук свой сменило на крик.
         а старик,
         на вопрос мой с чего это водка вдруг - а не наше вино,
         мой взгляд избегает,
         не торопится отвечать,
         а потом, помолчавши:
         — Дак ты ж сам должон знать…
   
                Самоперевод с румынского:Л.Б,1985.