Соотечественники 10. Добрые дела

Владимир Шостак
     Купил я как-то одну вещицу, а она не подошла. Дня через три попробовал вернуть её, хотя чек не сохранился. Пришёл в магазин. Позвали заведующего. Он немного поотнекивался, буркнул что-то и исчез. Я уже собрался уходить, но на выходе, у кассы, снова увидел заведующего. Оказывается, он ушёл оформлять мой возврат. Хмуро глянув на меня, заведующий пробурчал: «В последний раз! Больше не приму!». Я съёжился и почувствовал себя преступным рецидивистом, хотя возвращал товар впервые.
     Вот другой случай. Пришёл я в поликлинику к своему врачу выписать  лекарство, а он оказался в отпуске. Пришлось просить другого. Сестра предупредила, что примут только если кто-то не придёт. Я уселся и приготовился долго ждать. Как назло, народ всё прибывал. Свободного окошка не намечалось. Однако буквально через десять минут сестра пригласила войти. Врач быстро и толково разобрался в ситуации и выписал нужное лекарство. Однако и он, и сестра сидели молча, с каменными лицами, демонстрируя не-довольство. Напоследок сестра сделала мне сердитый выговор, от-чеканив, что надо бы звонить в поликлинику, и узнавать принимает ли нужный врач. 
     Вот так у нас делают добрые дела. Ведь заведующий мог и не принять товар. А врач – отказать неизвестному пациенту. Но эти добрые дела были сделаны таким образом, будто оба стеснялись своей доброты и боялись, как бы я, не дай Бог, не подумал о них хорошо. Ну разве это не странно? Ведь можно и отказать, но так вежливо и доброжелательно, что оставить приятное впечатление. А можно и помочь, но так грубо и сердито, что останется впечатление хамства. Люди у нас добрые, но нередко реализуют свою доброту по второму варианту. Это не только странно, но и глупо. Зачем же так старательно создавать себе отрицательный имидж? Кто-нибудь может объяснить? Сомневаюсь. К сожалению, Тютчев прав. «Умом Россию не понять».