Иных времен татары и монголы продолжение

Учитель Николай
  Летние курсы 84 года… Аудитории нового здания альма матер набиты слушателями. Гудящие холлы и коридоры. Везде беседуют, спорят, радуются встрече. В актовом зале на лекциях яблоку негде упасть. С огромным удовольствием вижу родные лица любимых преподавателей. В перерыве подхожу к Шамилю Загировичу Галимову.
  Обмениваемся с ним впечатлениями о поэзии Алексея Прасолова. На лекциях – лучшие преподаватели России по русскому я зыку и литературе. Наши общие тетради стремительно заполняются конспектами. Да нет, пожалуй, уроки (планы, конспекты) записываются за лектором дословно! Как они всем нами пригодились! Развёрнутое, детальное изучение сказок Щедрина, обстоятельный разбор «Муму» Тургенева, обзоры по современной литературе, лекции о новых именах прозаиков и поэтов… Незабываемые встречи с живыми писателями.
  Почти месяц неустанной живой, искрящейся работы, тёплого общения с преподавателями и друзьями, коллегами! Сумки набиваются втугую новыми книгами и методичками.
  Июнь. Солнце в аудиториях. И неустанное биение чувства и мысли. Ну, а когда приходят скучные тёти и дяди вещать о технике безопасности и прочей нуде, то можно и вздремнуть, и почитать, и посочинять, и поболтать с однокурсником или – ещё лучше! – с однокурсницей. Тогда в тетради остаются какие-то каракули, случайные цифры, странные сокращения…
  Да, прежние курсы для учителей русского языка и литературы были как полноводная река. Мы с них возвращались лучше, глубже. Свет духовного общения переносили из институтских аудиторий в классы, в учительские, в семьи, в круг друзей и знакомых. Делились конспектами, методичками с коллегами, читали запойно, скажем, «Алхимию слова» Яна Парандовского, добытую в шумной толчее распродажи…
  Что случилось? Куда ушли те великолепно оснащённые месячные курсы? Куда делись замечательные Мастера, щедро делившиеся с нами своим многолетним опытом?..
Мои тетради курсов за последние двадцать лет почти пусты…
  ФГОСЫ, ФГОСЫ… Да простят меня милые преподаватели – не запомнилось из услышанного ничего ровным счётом. Какой-то абсолютный белый квадрат в моих воспоминаниях. Оживали мы, когда являли нам вдруг (как луч солнца в тёмном царстве!) преподавателя из САФУ, и он нам рассказывал о романах Голдинга, Зюскинда, Гессе…
  Я как слушатель исстрадавшимся сердцем жаждал отменных лекций по литературе, ободряющей и возвышающей поэзии, экскурсий в музеи, посещения театра, концертов музыки…
  А на районных мероприятиях какие-то постыдные «презентации», где коллеги читают с экрана унылые «сочинения», напичканные унылой лексикой, тоскливой терминологией… Мертворождённое дитя… Редко с тех пор я видел яркие и достойные презентации по своему предмету. Таким же скучнейшим образом и защищались коллеги на очередной разряд.
  Такие вещи тоже, видимо, следует назвать продуктом «оптимизации»…
Обременённый уроками, внеклассной работой, сельский учитель (и городской) жаждет новизны, энергетической подпитки, Слова, которое бы подвигнуло его на творческую работу в родной школе.
  Поэтому с часов мы уходили с «духовной жаждой томимыми» коллегами на вечерние огоньки культурных «происшествий» в родном Архангельске. Это спасало. Это, в общем, только и оставалось в памяти нашей.
  А ФГОСы… это, по мне, сворачивание учителя внутрь оскоплённой системы. А Учителя нужно всеми силами разворачивать во внешнее.